Файл: Игра это творческая переработка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ.

(Из опыта работы Евтушенко Елены Владимировны, воспитателя МДОАУ д/с № 20 г. Свободного)

«Игра это творческая переработка

пережитых впечатлений, комбинирование

их и построение из них новой действительности,

отвечающей запросам и влечениям

самого ребенка»

Л. С. Выготский
Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир.

В период младенчества окружающий мир ребенка сводится к его семье, далее с наступлением младшего и среднего дошкольного возраста этот круг постепенно расширяется до границ дома, улицы, города. Примерно с 3 лет у ребенка появляется собственный круг интересов, он начинает познавать мир человеческих отношений и стремится влиться в этот мир. Дети 4 –го года жизни овладевают умениями принимать игровую роль, обозначать ее для партнера, развертывать элементарное парное ролевое взаимодействие, ролевой диалог с партнером – сверстником.

«Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» (Л. С. Выготский).

Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.

Психологи считают, что сюжетно - ролевая игра – это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.

Сюжетно - ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения.


Играя в сюжетно - ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир.

Я начала свою работу с детьми среднего возраста. Поэтому тему организации сюжетно-ролевой игры я рассматривала для данной возрастной группы. Для сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста характерно возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными во время чтения художественной литературы, рассказов взрослых, просмотров телепередач и т.д. Характерная особенность в выполнении ролей, игровых действий – воссоздание взаимоотношений людей в процессе трудовой деятельности.

Дети этого возраста начинают понимать, что в коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными, добрыми. Однако в играх можно наблюдать и проявление негативных сторон нашей жизни. Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей его действительности. Я наблюдала, как, играя в дочки-матери, одна «мама» постоянно кричит на своих детей, поучает их. Другая примеряет наряды, третья – заниматься детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.

Наблюдая за детской игрой, я сделала определенные выводы об особенностях развития и психического состояния ребенка, о его чувствах, настроении и темпераменте. В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру – ведь в игре ребенок наделен силой, которой лишен в реальном мире. Наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым. Зачастую не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь принять ее на себя.

С помощью игры можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность. Это следует учесть воспитателю, чтобы вовремя направить ход игры в нужное русло. Дети этого возраста любят совместные игры. Однако малый жизненный опыт, отсутствие устойчивости в проявлении нравственных чувств, недостаточно развитое умение поступиться своими желаниями, интересам в пользу другого, иногда приводит к распаду игры, к разрушению налаженных дружеских контактов. Руководя игрой, педагог не только помогает детям из многих предложений выбрать самое интересное, но и учит их уважать замысел друг друга, быть внимательными к своим товарищам.



Понимая актуальность темы для меня, как молодого педагога, определила для себя цель и задачи выбранной мною темы по самообразованию «Организации сюжетно-ролевой игры»

Цель:

Создание условий для перевода детей средней группы к более сложному ролевому поведению в игре.

Задачи:

  • научить детей объединяться в небольшие группы, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, соблюдать в игре элементарные правила поведения.

  • развивать у детей умения: придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий « лечить, готовить обед, накрывать на стол».

  • поощрять попытку детей самостоятельно подбирать атрибуты для своей роли.

  • формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров;

  • формировать умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры;

Методологическая и теоретическая основа – «Сюжетно-ролевые игры дошкольников» Н.А. Бойченко, П.И. Григоренко, «Организация сюжетной игры в детском саду» Н. Михайленко, Н. Коротковой, «Игра с правилами в дошкольном возрасте», «Как играть с ребёнком», «Руководство играми детей в дошкольных учреждениях» Тверитиной Е.Н, Барсуковой Л. С; (под ред. Васильевой) и пр. (см. п. 6).

Работа над данной темой началась с сентября 2012 года. Планируемая дата окончания – май 2015 года. На первый год работы по теме я разработала проект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» (Приложение 1).

При отборе материала по организации сюжетно-ролевой игры мною учитывались возрастные особенности дошкольников, в частности, их особая восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира и то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.

В подходе к руководству игрой, основное внимание мною уделялось содержанию ролей. Чем сложнее роль по своему социальному содержанию, чем больше должны знать о ней дети, и тем более развита игра (например, младшие дети должны отображать в игре содержание ролей «мамы», «папы», «продавца», старшие — «космонавта», «строителя», «учителя» и т. п.).


Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений (в основном, с профессиями взрослых) требует обязательного подбора игрушек-атрибутов для определенных профессиональных ролей. Например, чтобы дети играли в «Парикмахерскую», мы с детьми рассматривали иллюстрацию «Парикмахер». Изготовили атрибуты для игры, сделали альбом «Прически для куклы Кати». Затем детям был предложен специальный игровой набор «Детский парикмахер»: флаконы, расческа, ножницы и др.; то же самое делала в отношении магазина, больницы и т. п.

Какими умениями должны овладеть дети, чтобы в полной мере использовать роль как специфический способ построения игры? Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль. Он должен понимать, что сейчас в игре он не Егор, а «шофер». И не только принять, но и обозначить ее для партнера, чтобы и партнер понимал, что он сейчас имеет дело не с Егором, а «шофером» автобуса. Чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осуществлять специфичные для роли условные предметные действия, но и уметь говорить с партнером как носителем другой игровой роли (как «доктор» с «пациентом», а не как Владик с Кариной), т. е. уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие — ролевой диалог.

Очень важным является научить детей принимать на себя роль в игре, с этой целью многократно с детьми организовывала игровую среду, создавала такую игровую ситуацию, в процессе которой учила реагировать на действия и речь носителей разных ролей, связанных по смыслу с его ролью (например, доктор должен одним образом взаимодействовать и разговаривать с пациентом, иначе — с медсестрой и т. п.), т. е. уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров (например, побыв «пациентом», стать при необходимости «медсестрой», затем «главным врачом» и т. п.). Это очень важно, поскольку сюжет игры всегда динамичен, развивается в ее процессе, и у детей возникает необходимость включать в него новые роли (а желание и возможность включать в игру новых участников есть не всегда).

Все эти умения формируются постепенно. Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.


Строя совместную игру с детьми, постепенно ее усложняю, в следующей последовательности: первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль. В дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, т. е. ориентирую детей друг на друга, требующей ролевого взаимодействия.

Игру с детьми в «Больницу» начинала таким образом. Достаю заранее приготовленную коробку с «медицинскими принадлежностями» (достаточно иметь в ней 3—4 предмета — фонендоскоп, шприц, склянку для «микстуры» и палочку, замещающую градусник), надеваю белую шапочку и на виду у детей начинаю играть, «приписывая» себе роль «доктора»: «Буду детей лечить. Я — доктор. Здесь у меня больница. Павел, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас тебе температуру измеряем (ставлю палочку — градусник). Теперь послушаю тебя... У тебя ангина». Пообщавшись, таким образом, с персонажем-игрушкой, вовлекаю в игру одного из наблюдающих за ней детей (хорошо, если это будет ребенок, у которого в руках кукла, заяц и т. п.): «Даша, твоя дочка тоже заболела? Веди ее в больницу. Я доктор, полечу ее. Что у вашей дочки болит?». Процедура «лечения» может повториться с 2—3 куклами или зверюшками, которых приводят в больницу дети. Затем воспитатель-доктор может «полечить» и кого-нибудь из детей (выбрав наиболее продвинутых в игре): «Сашенька, а давай, ты как будто заболел и тоже в больницу пришел. Сейчас доктор тебя полечит. Здравствуйте, больной... Что у вас болит?» После такой игры с воспитателем, игрушки предоставляются в распоряжение детей: «Кто теперь хочет быть доктором? Артем? Надевай шапочку. Теперь ты будешь доктором, будешь лечить детей».

В самостоятельной игре ребенок обычно берет на себя более привлекательную основную роль (доктора), а действия его пока направлены на партнера-игрушку. Здесь следует внимательно наблюдать за игрой детей; когда цепочка ролевых действий осуществлена ребенком, можно связать для него эти действия с называнием роли: «Ты доктор? Лечил больного мишку?» и т. п. Такие «подытоживания» важны для дальнейшего осознанного принятия ребенком игровой роли, самостоятельного ее называния.

В ходе таких совместных игр своими вопросами стараюсь максимально активизировать ролевую речь детей. Переключение детей на речевое взаимодействие в игре можно сделать еще более отчетливым, используя особые методические приемы. Одним из них является создание чисто «разговорной» ситуации с помощью очень простых игрушек — телефонов. Это игра взрослого с детьми в «телефонный разговор». Первоначально, чтобы помочь детям включиться в «телефонные разговоры», распределяю роли следующим образом: себе беру основную роль (например, «доктора»), а детям предлагаю одинаковые дополнительные роли («пациентов»). Выбрав спокойное место (за столиками или на ковре кружочком), ввожу смысловую ситуацию и предлагаю роли двоим, вовлеченным в игру детям: «Давайте опять в телефон поиграем, только по-другому. Здесь как будто ваши дома. У каждой телефон. А это мой телефон. Это у меня больница. Я доктор. А вы как будто заболели. Давайте, вы мне звонили, вызывали врача. Дзинь... У меня телефон звонит. Алле! Это доктор у телефона. Кто мне звонит? ... Больная девочка? Что у тебя болит?». На следующем этапе, вовлекая детей в игру, не только развертываю «телефонный» ролевой диалог с каждым из них, поочередно, но и стимулирую диалог детей друг с другом.