Файл: Тема Анализ производства и реализации продукции, работ и услуг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль.
Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят:
- коэффициент ритмичности (Крит.). Он определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) - VВП1,0 к плановому выпуску (удельному весу) - VВП0:
Крит. = VВП1,0 : VВП0 ;
- коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д) плановому выпуску ( ):
,
где n – число суммируемых плановых заданий.
Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.
В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Для этого используют:
а) разность между плановым и засчитанным выпуском продукции;
б) разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.
В заключение анализа разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы.
Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.
На изменение объема реализации влияют многочисленные факторы (рис. 1).
Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам. Балансовое управление имеет вид
РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II ,
где РП - объем реализованной продукции;
ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;
ВП - объем выпуска продукции за период.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):
Кд = (ВП0 - ВПн) / ВП0 ,
где ВП0 - плановый объем продукции для заключения договоров;
ВПн - недопоставка продукции по договорам.
Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.
6. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
Анализ факторов выпуска и реализации продукции создает предпосылки для поиска резервов. Факторами роста реализации продукции могут выступать рост объема производства, снижение цен при сохранении и (или) улучшении качества продукции, улучшение соотношения «цена-качество», проведение рекламной кампании, разработка и продвижение новых видов продукции и другие мероприятия.
Рис.1. Модель факторной системы объема реализации продукции
Балансовый прием позволяет получить факторные модели объема реализации (РП).
Если учетной политикой предприятия предусмотрено признание выручки по моменту отгрузки, то факторная система объема реализации может быть представлена в следующем виде:
РП = ТП – (ГПк – ГПн),
где:
ТП – объем производства товарной продукции;
ГПк, ГПн – соответственно остатки товарной продукции на конец и начало периода.
Если признание выручки в учете осуществляется предприятием по моменту оплаты, то факторная модель может быть представлена с использованием отгруженной продукции.
РП = ТП - (ГПк – ГПн) – (ОПк –ОПн),
где:
ОПк, ОПн – соответственно остатки отгруженной продукции на конец и начало периода.
Важное значение при анализе факторов объема реализации имеет оценка уровня оплаты отгруженной продукции, для этого рассчитывается коэффициент оплаты (Копл).
Устойчивое снижение значения данного показателя указывает на рост дебиторской задолженности. Значение коэффициента оплаты изменяется от ноля до единицы.
Рассмотрим пример анализа объема реализации.
Таблица 5
Анализ факторов объема реализации
Расчеты, представленные в таблице, свидетельствуют о росте реализации продукции за счет роста выпуска и отгрузки продукции. Негативное влияние на объем реализации оказал рост остатков готовой продукции и товаров отгруженных.
Анализ факторов объема производства и реализации продукции проводится по трем направлениям, представленным на схеме (рис. 2) и отражающим влияние трудовых, материальных ресурсов и основных средств.
Рис. 2. Резервы роста объема реализованной продукции
Резервы роста объема реализации включают резервы сокращения остатков нереализованной продукции и резервы объема выпуска.
Резервы роста объема выпуска включают резервы роста за счет улучшения использования трудовых ресурсов, за счет улучшения использования средств труда, за счет улучшения использования предметов труда.
Резервы роста объема производства рассматриваются через призму улучшения использования производственных ресурсов: труда, предметов труда и средств труда.
Методика подсчета резервов роста объема производства и реализации включает:
Комплектный резерв представляет собой минимальную из сопоставляемых сумм по всем видам ресурсов. Разность между максимальным и минимальным резервом есть перспективный резерв, для реализации которого необходимо изыскать дополнительные пути улучшения использования ресурсов по минимальным резервам.
Факторные системы объема производства в зависимости от обеспеченности и интенсивности использования ресурсов могут быть представлены в следующем виде:
ВП = Ч х tд х tч х Wч;
РП = Дрп х Ч х W;
РП = Дрп х Ч х tд х tч х Wч;
где:
Ч – среднесписочная численность работников;
W – средняя за период выработка одного работника;
Дрп – доля реализованной продукции в общем объеме производства продукции;
tд – среднее число дней, отработанных одним работником;
tч – средняя продолжительность рабочего дня;
Wч – среднечасовая выработка на одного работника.
РП = Дрп х Ф х ФО;
где:
Ф – среднегодовая стоимость основных средств;
ФО – фондоотдача основных средств.
РП = Дрп х МЗ х МО;
где:
МЗ – стоимость потребленных материальных ресурсов;
МО – материалоотдача.
Расчет влияния факторов в представленных выше факторных моделях производится с помощью приемов детерминированного факторного анализа (абсолютных разниц, приема цепных подстановок и т.п.).
Рассмотрим расчет их влияния на примере.
Таблица 2.18.
Анализ факторов объема производства и реализации
Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят:
- коэффициент ритмичности (Крит.). Он определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) - VВП1,0 к плановому выпуску (удельному весу) - VВП0:
Крит. = VВП1,0 : VВП0 ;
- коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д) плановому выпуску ( ):
,
где n – число суммируемых плановых заданий.
Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.
В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Для этого используют:
а) разность между плановым и засчитанным выпуском продукции;
б) разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.
В заключение анализа разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы.
Анализ реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.
На изменение объема реализации влияют многочисленные факторы (рис. 1).
Для анализа выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам. Балансовое управление имеет вид
РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II ,
где РП - объем реализованной продукции;
ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно;
ВП - объем выпуска продукции за период.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):
Кд = (ВП0 - ВПн) / ВП0 ,
где ВП0 - плановый объем продукции для заключения договоров;
ВПн - недопоставка продукции по договорам.
Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.
6. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
Анализ факторов выпуска и реализации продукции создает предпосылки для поиска резервов. Факторами роста реализации продукции могут выступать рост объема производства, снижение цен при сохранении и (или) улучшении качества продукции, улучшение соотношения «цена-качество», проведение рекламной кампании, разработка и продвижение новых видов продукции и другие мероприятия.
Рис.1. Модель факторной системы объема реализации продукции
Балансовый прием позволяет получить факторные модели объема реализации (РП).
Если учетной политикой предприятия предусмотрено признание выручки по моменту отгрузки, то факторная система объема реализации может быть представлена в следующем виде:
РП = ТП – (ГПк – ГПн),
где:
ТП – объем производства товарной продукции;
ГПк, ГПн – соответственно остатки товарной продукции на конец и начало периода.
Если признание выручки в учете осуществляется предприятием по моменту оплаты, то факторная модель может быть представлена с использованием отгруженной продукции.
РП = ТП - (ГПк – ГПн) – (ОПк –ОПн),
где:
ОПк, ОПн – соответственно остатки отгруженной продукции на конец и начало периода.
Важное значение при анализе факторов объема реализации имеет оценка уровня оплаты отгруженной продукции, для этого рассчитывается коэффициент оплаты (Копл).
Копл = | Отгруженная продукция, оплаченная покупателями за период | , (2.28) |
Продукция, отгруженная покупателям за период |
Устойчивое снижение значения данного показателя указывает на рост дебиторской задолженности. Значение коэффициента оплаты изменяется от ноля до единицы.
Рассмотрим пример анализа объема реализации.
Таблица 5
Анализ факторов объема реализации
Показатель | В сопоставимых ценах, млн. руб. | Изменение, млн. руб. | |
предыдущий год | отчетный год | ||
1. Остаток готовой продукции на начало года | 120 | 130 | 10 |
2. Выпуск товарной продукции | 1500 | 1600 | 100 |
3. Остаток готовой продукции на конец года | 130 | 150 | 20 |
4. Отгружено продукции за год | 1490 | 1580 | 90 |
5. Остаток товаров отгруженных на начало года | 280 | 320 | 40 |
6. Остаток товаров отгруженных на конец года | 320 | 460 | 40 |
7. Объем реализации продукции | 1450 | 1540 | 90 |
Расчеты, представленные в таблице, свидетельствуют о росте реализации продукции за счет роста выпуска и отгрузки продукции. Негативное влияние на объем реализации оказал рост остатков готовой продукции и товаров отгруженных.
Анализ факторов объема производства и реализации продукции проводится по трем направлениям, представленным на схеме (рис. 2) и отражающим влияние трудовых, материальных ресурсов и основных средств.
Рис. 2. Резервы роста объема реализованной продукции
Резервы роста объема реализации включают резервы сокращения остатков нереализованной продукции и резервы объема выпуска.
Резервы роста объема выпуска включают резервы роста за счет улучшения использования трудовых ресурсов, за счет улучшения использования средств труда, за счет улучшения использования предметов труда.
Резервы роста объема производства рассматриваются через призму улучшения использования производственных ресурсов: труда, предметов труда и средств труда.
Методика подсчета резервов роста объема производства и реализации включает:
-
изучение структуры затрат с целью определения характера производства и решающего вида ресурса; -
определение направлений улучшения использования ресурсов; -
подсчет комплектного резерва.
Комплектный резерв представляет собой минимальную из сопоставляемых сумм по всем видам ресурсов. Разность между максимальным и минимальным резервом есть перспективный резерв, для реализации которого необходимо изыскать дополнительные пути улучшения использования ресурсов по минимальным резервам.
Факторные системы объема производства в зависимости от обеспеченности и интенсивности использования ресурсов могут быть представлены в следующем виде:
-
ВП = Ч х W;
ВП = Ч х tд х tч х Wч;
РП = Дрп х Ч х W;
РП = Дрп х Ч х tд х tч х Wч;
где:
Ч – среднесписочная численность работников;
W – средняя за период выработка одного работника;
Дрп – доля реализованной продукции в общем объеме производства продукции;
tд – среднее число дней, отработанных одним работником;
tч – средняя продолжительность рабочего дня;
Wч – среднечасовая выработка на одного работника.
-
ВП = Ф х ФО;
РП = Дрп х Ф х ФО;
где:
Ф – среднегодовая стоимость основных средств;
ФО – фондоотдача основных средств.
-
ВП = МЗ х МО;
РП = Дрп х МЗ х МО;
где:
МЗ – стоимость потребленных материальных ресурсов;
МО – материалоотдача.
Расчет влияния факторов в представленных выше факторных моделях производится с помощью приемов детерминированного факторного анализа (абсолютных разниц, приема цепных подстановок и т.п.).
Рассмотрим расчет их влияния на примере.
Таблица 2.18.
Анализ факторов объема производства и реализации
Показатели | За предыдущий год | За отчетный год | Изменение |
1. Объем производства продукции, млн. руб. | 1500 | 1700 | +200 |
2. Объем реализации продукции, млн. руб. | 1200 | 1500 | +300 |
3. Доля реализации продукции, в долях единицы (стр. 2 / стр.1) | 0,8000 | 0,8824 | +0,0824 |
4. Численность рабочих, чел. | 24 | 25 | +1 |
5. Среднегодовая выработка в среднем на одного работника, млн. руб. / чел. | 62,50 | 68,00 | +5,50 |
6. Среднее количество дней, отработанных одним рабочим | 210 | 220 | +10 |
7. Средняя продолжительность рабочего дня, час. | 7,8 | 8,0 | +0,2 |
8. Среднечасовая выработка, млн. руб. / чел. час. (стр. 5 / (стр.6 х стр.7)) | 0,0382 | 0,0386 | +0,0004 |
9. Стоимость потребленных материалов, млн. руб. | 740 | 790 | +50 |
10. Материалоотдача, руб. / руб. (стр. 1 / стр. 9) | 2,0270 | 2,1519 | +0,1249 |
11. Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб. | 1500 | 1600 | +100 |
12. Фондоотдача, руб. / руб. (стр. 1 / стр. 11) | 1,0000 | 1,0625 | +0,0625 |