Файл: Общая характеристика речевых нарушений. 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Используем эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков (если услышишь звук Ш — ставь кулак, звук С — ставь ребро; звук Р — кулак, звук Л — ладонь и т.д.).

«Ладушки»
Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком — научите его играть сначала в классическом варианте, и не только руками, но и лежа — ногами. Затем усложните задачу: хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены, хлопок, хлопок с партнером «левая — правая», хлопок с партнером «правая — левая». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично — ногами;


Упражнение «Ухо – нос»

Левой рукой взять себя за кончик носа, правой – за левое ухо. Одновременно поменять руки: правой взяться за кончик носа, левой – за правое ухо. Повторить несколько раз.

Упражнение «Класс – заяц»

Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.

«Зеркало»

Выполнять его необходимо в паре. Два ребенка встают друг против друга и договариваются о своих ролях: один – ведущий, второй – «зеркало». Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий начинает производить хаотичные движения руками, а «зеркало» пытается отразить их в том же ритме. Меняются ролями.

«Попробуй повтори»(  Нейропсихологическая игра)

В этой игре участник должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Игра способствует развитию внимания, пространственных представлений, улучшает реакцию. Набор движений, предложенный в игре, часто используется психологами в программах по психомоторному развитию и нейропсихологической коррекции детей и, несмотря на простоту и увлекательность, является эффективным инструментом работы.

«Резиночки»

Эта игра полезна для развития мелкой моторики, внимания, пространственной ориентировки. Здесь есть специальные карточки со схемами одевания резинок на пальцы. Такую игру легко сделать самим. Так же полезен вариант без использования карточек по словесной инструкции (Одень на указательный пальчик левой руки розовую резинку, на безымянный пальчик правой руки-синюю и т.д. Таким образом закрепляем названия пальцев и понятия: «право-лево».


Игра: «Хлоп-Топ-Тук»

Это работа над темпом, ритмом речи. А так же у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

«Колечко»

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

Логотейпирование в работе логопеда, как новый метод в борьбе с нарушениями речи. Этот метод я открыла для себя недавно, называется — логопедическое  тейпирование. Это – относительно новый метод, который  показывает высокую эффективность в совокупности с другими методами логопедического воздействия на артикуляционную мускулатуру.



В логопедической практике используются следующие виды тейпирования:

-Ортотейпинг - это тейпирование эластичным тейпом для поддержания функции мышц, не ограничивая их подвижность.

-Сегментарное тейпирование с использованием сегментарных кросстейпов, дисков и магнитов.

-Комбинированное тейпирование – используются кинезиотейп с сегментарными видами тейпов.

-Сочетанное тейпирование – этот метод сочетается с логопедическим массажем, артикуляционной гимнастикой, нейрокоррекцией.

Хочу отметить, что благодаря методу тейпирования, который лучше применять после логопедического массажа и перед артикуляционной гимнастикой, время массажа можно сократить, и больше времени уделить артикуляционной гимнастике или автоматизации звука.

Виды тейпов:

Эластичные ленты – изготовлены из хлопка, которые пропускают воздух и влагу. Они обладают практически той же способностью растягиваться, что и человеческая кожа. На ленты наносится акриловое термоактивное покрытие, в результате чего прогревается тот участок тканей, на который наклеивается тейп. Аппликация с ним носится не более 5 дней, затем утрачивает свою функцию.

Кросс тейпы – изготовлены из нейлонового материала в виде сеточек с четным количеством отверстий. Особенность этих тейпов в том, что он будет держаться на коже, пока устраняет дисфункцию, а потом отпадёт сам.

Магнитотейпинг – это магнит постоянного магнитного поля низкой частоты, который крепится к телу с помощью тейпа.



Цели тейпирования:

1.     Восстановление тонуса мимических и жевательных мышц;

2.     Устранение болевых ощущений (при гипертонусах);

3.     Улучшить функцию жевания и глотания (устранение гиперсаливации) ;

4.     Улучшить чувствительность лица, языка;

5.     Улучшить почерк ребёнка и мелкую моторику в целом.

Задача логотейпирования – это воздействие на артикуляционную мускулатуру с целью коррекции различных нарушений за счет восстановления основных функций структур речевого аппарата.

Применение средств миофункциональной коррекции (МФК) – инновационная технология, направленная на профилактику и исправление произносительных нарушений речи у детей, имеющих вредные привычки в виде ротового дыхания, сосания пальцев, пустышки, а также имеющих предрасположенность к нарушениям развития зубочелюстной системы.

Центр миофункциональных исследований разработал специальные тренажёры для активной тренировки оральной мускулатуры и правильного позиционирования языка у детей – миофункциональные ТРЕЙНЕРЫ. Регулярная тренировка с применением трейнера позволяет выработать у ребенка правильное положение языка в покое и при глотании, а также устранить межзубный сигматизм.



Миофункциональные трейнеры производятся  из эластичного силикона. Благодаря высокой гибкости силикона трейнер легко адаптируется к индивидуальным особенностям зубной дуги ребёнка. Трейнеры особенно эффективны в возрасте 3-9 лет и подбираются согласно возрасту ребёнка: для детей 3-5 лет – один вид, для детей 6-10 лет – другая модель.

Очень часто логопед является первым специалистом, к которому обращаются за помощью родители детей с миофункциональными проблемами –  это происходит  потому, что нарушения речи является самым заметным и значимым аспектом развития ребёнка для родителей и преподавателей. При подобных нарушениях очень важно своевременно  поставить ребёнку правильный диагноз и разъяснить родителям первопричину нарушений,  как комплексную проблему, а не как  только как речевую. Нередко здесь может потребоваться консультация других специалистов - отоларинголога, стоматолога или ортодонта.

Логопед даёт родителям направление к ортодонту, который, проведя профессиональный осмотр, подбирает необходимый размер и модель трейнера или вестибулярный пластинки для ежедневной тренировки оральной мускулатуры, которую ребёнок под наблюдением родителей использует в течение часа каждый день, а также надевает на всю ночь для закрепления результата. Уже через месяц заметно
улучшается тонус круговой мышцы  рта, смыкание губ в состоянии покоя, ставится звук "с". На следующих занятиях  в течение четырёх-шести недель достигается дальнейший прогресс звуки "с" и "з" ставятся с точностью более 95%, при этом достигается правильное расположение кончика языка - точно на альвеолярном отростке, без давления на зубы. 

Параллельно происходит коррекция открытого прикуса и нормализация носового дыхания. Эти результаты, полученные  с помощью трейнера или в комбинации с применением вестибулярной пластинки с бусинкой, позволяют не только избавить ребёнка от речевой патологии, но и устранить первичную дисфункцию мягких тканей.

В зависимости от случая, можно рекомендовать использовать при лечении пластинку  с заслонкой  или бусинкой. 

Если у ребенка открытый прикус, и он, во время постановки логопедом звука (при межзубном стигматизме), не может придать своему языку нужное положение, то заслонка пластинки не дает ребенку прокладывать язык между зубами, помогая одновременно и в лечении открытого прикуса. 



Пластинку с бусинкой  можно применять при артикуляционной гимнастике для коррекции звуков «р» и шипящих, а также при дизартрии. Поместив пластинку в полость рта, ребенок сразу начинает интенсивно катать бусинку языком по твердому нёбу, стимулируя тем самым тонус язычной мышцы. Применять эту пластинку можно как во время занятий с логопедом, так и дома.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Рассматривая основные виды нарушений речи первичного и вторичного дефектов, а так же анализируя подходы к решению данных проблем я рассмотрела современные подходы коррекции речевых нарушений.

Наиболее эффективными методиками считаю:

  1. Межполушарная доска (балансир).

  2. Нейропсихологические упражнения.

  3. Логопедическое тейпирование.

  4. Трейнер-система.

Данные методики использовать можно только при правильно разработанной программе совместно с ортодонтом, нейропсихологом и другими специалистами. Важным моментом является то, что нейропсихологические упражнения и освоение балансира идет по схеме «от простого к сложному».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Аксенова А. К., Якубовская Э.В.Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. Для учителя. – М.,1991.

  2. Блонский П. Психология младшего школьника. – М., 1997.

  3. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. – М., 1988.

  4. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 1999. 5. Гоноболин Ф.Н. Психология. - М., 1973 .
    6. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология. Словарь-справочник. – Минск, 1998. 7. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М ., 1991. 8. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации, М., 1982. 9. Казакова В. Г., Кондратьева Л. Л. Психология. – М., 1989.


10. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка.- Ростов- на-Дону, 1987.

  1. Калягин В.А. Фонемные нарушения в письменной речи и способы их анализа // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция; Учеб. пособие / Под ред. О. Б. Иншаковой. — М.; Воронеж, 2001.

  2. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. — Л., 1982.

  3. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. — Л., 1984.

  4. Лебединский В. В., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию. —Л., 1966.

  5. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1997.

  6. Логопедия : Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.,1998.

  7. Шошин П. Б. Метод экспертных оценок. — М., 1987.

  8. Влияние затяжной желтухи неонатального периода на психо-моторное развитие детей первого года жизни. https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-zatyazhnoy-zheltuhi-neonatalnogo-perioda-na-psiho-motornoe-razvitie-detey-pervogo-goda-zhizni-obzor-literatury (21.01).

  9. Архипова Е.Ф. Трейнер «INFANT» в практике логопедической работы:- Валекс М

  10. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта. Под ред. Я. В. Костиной, В. М. Чапала., М.: ТЦ Сфера, 2008.

  11. Калашникова И.Л., Чапало В.М. Возможности применения вестибулярных пластинок в речевой терапии. Ж. Логопед № 3, 2004.

  12. https://logopedprofiportal.ru (16.12)

  13. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/tejpirovanie_v_rabote_logopeda (22.01)