ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рассматривают наследственную предрасположенность речевых нарушений. По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба), а также особенности развития речевых зон головного мозга. Выявлена наследственная предрасположенность к возникновению заикания.
3. Вредности родового периода:
-
Родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям.
Причины родовых травм могут быть разные - узкий таз матери, механическая
стимуляция, применяющаяся во время беременности (наложение щипцов на головку ребенка, выдавливание плода). Внутричерепные кровоизлияния, вызванные этими обстоятельствами, могут затрагивать речевые зоны головного мозга.
-
Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом вследствие нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные органические повреждения головного мозга. -
Малая масса тела новорожденного (менее 1500 г) и последующее
проведение интенсивных реанимационных мероприятий (например, искусственная вентиляция легких, длящаяся более 5 дней).
-
Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния
новорожденного непосредственно после рождения).
4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни. В раннем возрасте неблагоприятными для речевого развития являются следующие
обстоятельства:
-
Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит), приводящие к повреждению центральной нервной системы, снижению или потере слуха. -
Травмы и ушибы головного мозга, в тяжелых случаях приводящие к
внутричерепным кровоизлияниям, нарушению речевого развития или утрате
имеющейся речи. Тип и тяжесть речевого нарушения будет зависеть от локализации (очага) повреждения головного мозга.
-
Травмы лицевого скелета, приводящие к повреждению периферического отдела речевого аппарата (перфорация неба, выпадение зубов). Приводят к нарушению произносительной стороны речи ребенка. -
Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушению речевого развития ребенка.
В группу функциональных нарушений включают факторы, которые приводят к нарушению речевого развития ребенка под влиянием:
1. Неблагоприятных социально-бытовых условий жизни ребенка,
приводящих к педагогической запущенности. Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми. В сороковых годах прошлого столетия появился термин – синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети – сироты, родители которых погибли во второй мировой войне. Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать.
2. Соматической ослабленности – длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.
3. Психологических травм, вызванных испугом или стрессом; психических заболеваний, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений –
заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).
4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими
нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков р и л; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей необходимо здоровое речевое окружение с самого рождения. Будьте другом и помощником ребёнку, вместе с ним совершенствуйте свою речь.
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ КОРРЕКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ.
Актуальной задачей коррекционно - логопедической работы является своевременное предупреждение и устранение недостатков в устной и письменной речи у младших школьников. Высокий результат достигается благодаря взаимосвязи и преемственности в работе специалистов всех звеньев (учитель, психолог, логопед, родители).
Коррекционная работа при нарушениях чтения направлена на устранение технических ошибок чтения, автоматизацию навыков слогослияния, формирования навыка чтения слов различной слоговой структуры, развитие зрительного внимания.
На логопедических занятиях коррекционная работа проводится по формированию понимания прочитанного, работа с текстом.
Работа по коррекции нарушений письменной речи ведется соответственно выводам диагностики в следующих направлениях:
. Развитие моторики пальцев рук.
. Коррекция нарушений устной речи.
. Коррекция нарушений письменной речи.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка будет в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Используются следующие виды работ, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:
1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся проговариванием чистоговорок, скороговорок, стихотворений.
2. Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика.
3. Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д.; нанизывание бус, бисера, колечек, пуговиц на нитку; пришивание и застегивание и расстёгивание пуговиц; собирание мозаики и т.п.
4. Изобразительная деятельность: раскрашивание картинок; обведение контуров; штриховка; рисование карандашами.
Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3 - 5 минут ежедневно дома или в школе в начале каждого занятия.
Рассматривают следующие направления логопедической работы при коррекции недостатков устной и письменной речи у младших школьников.
1. Развитие фонетико-фонематических процессов.
1.1 Развитие звукового анализа: умение вычленять в словах определенные звуки, деления на слоги, ударения, нахождение первого и последнего звука в слове. Запоминание и повторение рядов звуков и слогов, выделение гласных.
1.2 формирование и закрепление навыков изменений слов. Свободное оперирование звуковыми моделями слов.
- нахождение заданного звука в определенной позиции.
- преобразование слов путем замены одних звуков и букв другими.
- преобразование слов путем наращивания и отнимания букв.
2. формирование грамматически правильной речи. Развитие словаря.
2.1 Обогащение, закрепление и активизация словаря (именами существительными, глаголами, наречиями)
2.2 Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи.
2.3 Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.
2.4 Работа над формированием грамматического строя речи:
- упражнения в образовании и согласовании существительных и прилагательных в роде числе и падеже;
- подбор определений к существительным.
- образование качественных и относительных прилагательных.
3. коррекция звукопроизношения.
3.1 развитие артикуляционной моторики путем выполнения специальных упражнений.
Постановка правильного речевого выдоха.
Развитие различных видов мышления.
Развитие наглядно-образного мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
В последние годы наблюдается слабая динамика коррекции «привычными» методами и методиками и наблюдается положительная динамика детей с различными речевыми нарушениями. Так, в 2021 году детей охваченных логопедическими занятиями по списку – 260, в листе ожидания – 120. В 2022 году – 305 детей, в листе ожидания – 150 детей.
Немаловажной проблемой становится то, что динамика коррекционных и общеразвивающих занятий падает. Задавшись вопросом «Почему при стабильных занятиях не происходит динамики?», я стала изучать проблемы возникновения проблем. Во время консультации со специалистами медицинского коррекционно-развивающего центра г.Москва узнала новые «неявные» факторы влияния на речевую среду. Чаще всего в неонатальный период ребенок страдает желтушкой. Она наблюдается почти у половины доношенных и до 80 % недоношенных новорождённых. Обычно физиологическая желтуха проявляется на 2–3 день жизни ребёнка, пик её приходится на 4–5 день жизни. Течение неонатального периода оказывает важное влияние на формирование различных неврологических нарушений у детей раннего возраста. В последнее время наблюдают более затяжное течение желтухи, что приводит к различным нарушениям. Изучение литературные данные с 1993 по 2014 года по данным российских ученых 3,3% последствия трансформируются в детский церебральный паралич. По данным Жан Айкарди «…исходом неонаталаьной желтухи кроме классической тетрады: хореоатетоз,надъядерная офтальмоплегия, сенсоневральная тугоухость, гипоплазия эмали; возможны когнитивные расстройства разной степени… ».
Скорректировать когнитивные расстройства различной степени эффективными являются нейропсихологические и кинезиологические упражнения, направленные на синхронизацию полушарий, отработку различных навыков и разработку моторики, памяти и мышления.
Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе.
1)Эффективные упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия:
- Двуручное рисование;
- Межполушарная доска (балансир).
Межполушарная доска это развивающая игрушка для тренировки обоих полушарий головного мозга. В результате прохождения лабиринта одновременно разными руками улучшается взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушария мозга, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
– Упражнение «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом, можно адаптировать ее для автоматизации звуков в слогах (двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Ш (любой автоматизируемый звук).
- «Нейроскакалка»
Развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге. Тренажер развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме.
- Упражнение для развития мозга
Необходимо взять тетрадный лист и порвать его пополам. Ребенок берет по половинке в каждую руку (важно чтобы локти ничего не касались) и одновременно сминает их, чтобы весь листок спрятался в кулаке. Затем ему нужно спокойно, медленно и одновременно эти листочки выпрямлять. Каждая рука должна работать независимо и не помогая одна другой. Когда работают пальцы обеих рук - активизируются различные участки головного мозга. Лист каждый раз сминается по- разному, соответственно пальцам рук необходимо работать каждый раз по-разному.
2. Кинезиологические упражнения. На логопедических занятиях в детском саду мы регулярно выполняем кинезиологические упражнения. Это заметно повышает умственную активность и работоспособность детей, а значит и эффективность коррекционной работы.