Файл: Общая характеристика речевых нарушений. 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. 4

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ КОРРЕКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24


ВВЕДЕНИЕ


Проблема нарушения речи у детей младшего школьного и дошкольного возраста одна из наиболее сложных в теории и практике логопедии, поэтому продолжает оставаться актуальной на сегодняшний день. Увеличивается количество учеников со специальными потребностями, связанными с различными нарушениями речи. Важным является правильная диагностика и построение маршрута коррекции для полноценного освоения школьной программы. В России около 60% школьников приходят в первый класс с нарушениями устной речи, к которым также добавляются проблемы с письмом и чтением. Об этом заявила ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, член экспертного совета Ассоциации родителей детей и взрослых с дислексией Маргарита Русецкая.

Основной целью обследования является определение структуры дефекта, интеллектуального и личностного состояния, а также психофизических и социальных условий развития личности (И.М. Сеченов, И.П. Павлов). В последние годы учителя начальных классов, педагоги-психологи, учителя-логопеды сталкиваются с проблемой преодоления речевых нарушений.

Проблема  исследования – каков план успешного педагогического сопровождения младших школьников с речевыми нарушениями в образовательном   учреждении
Целью исследования является изучение особенностей нарушения речи, обусловленных неонатальными нарушениями.

Объект исследования – дошкольники и школьники младшего школьного возраста с нарушениями речи.

Предмет исследования – особенности развития ребенка в первые месяцы жизни и новые методы коррекции когнитивных нарушений и нарушений речи.

Задачи исследования:

  1. Определить виды нарушений первичного и вторичного в структуре речевого дефекта.

  2. Изучить современные подходы коррекции различных речевых нарушений.

  3. Создать подборку новых эффективных методик и практик в решение проблемы.

Для решения поставленных задач были использованы теоретические методы исследования: анализ научно-практических исследований в данной области, их систематизация и обобщение, сравнительный анализ, практический подход ведущих специалистов.


Практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотрение особенностей организации коррекционных занятий младших школьников с речевыми нарушениями позволит логопедам и психологам, учителям начальных классов системы образования более осознанно и психологически грамотно строить образовательный маршрут для освоения школьной программы.


ГЛАВА 1.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ.


Нарушение речи определяется отклонением речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде. Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе.

Современные классификации речевых нарушений ориентированы, в первую очередь, на дифференциацию первичных нарушений.

Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.

Нарушения устной речи могут быть разделены на два типа:

1) фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи,

2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.

Нарушения письменной речи подразделяются на две группы в зависимости от того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма, при нарушении рецептивной письменной деятельности - расстройства чтения.

1. Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

2. Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. В случае несформированности процессов чтения и письма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии.



Теперь рассмотрим различные виды речевых нарушений:

  • Дисфония (афония) - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония).

  • Брадилалия - патологически замедленный темп речи.

  • Тахилалия - патологически ускоренный темп речи.

  • Заикание – нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развитие ребенка.

  • Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляется в неправильном звуковом оформлении речи: в искаженном произнесении звуков, в заменах звуков или в их смешении. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребенка не полностью сформировалась артикуляторная база (не усвоен весь набор артикуляционных позиций, необходимых для произнесения звуков) или неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата.

  • Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннвервации речевого аппарата. Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии. По тяжести нарушения различают степень проявления дизартрии.

  • Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосо-выдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии).

Нарушения структурно - семантического (внутреннего) оформления высказывания представлены двумя видами: алалией и афазией.

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов. Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы и какой из их этапов (уровней) преимущественно страдает.


Афазия - полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована.

Психолого-педагогическая классификация появилась с той целью, чтобы определить степень возможного влияния на исправления нарушений речи ребенка во время педагогического процесса (занятий с логопедом).

Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.

Первая группа - нарушение средств общения:

1. Фонетическое недоразвитие речи – дети не произносят отдельные звуки, других отклонений у них не наблюдается.

2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

3. Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования. Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на три уровня.

Вторая группа - нарушения в применении средств общения

Сюда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

В специальной и справочной литературе описываются причины, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений. Их принято делить на две группы:

– органические (приводящие к нарушению механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате);

– функциональные (нарушающие нормальную работу речевого аппарата).


В группу органических причин включают следующие неблагоприятные обстоятельства:

1. Внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода.

Влияние вредного фактора или их сочетания в этот период может приводить к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, в том числе и речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:

  • Внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание), причины которой могут быть разными - гестоз (токсикоз) первой и второй половины беременности, нефропатия, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).

  • Вирусные заболевания, перенесенные матерью в период беременности

(краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез,

полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция). К заболеваниям, наносящим наибольший вред для плода, относится, в первую очередь, краснуха. Заболевание краснухой в первые месяцы беременности может служить причиной тяжелых пороков развития ребенка (глухоты, слепоты, умственной отсталости, пороков сердечно-сосудистой системы). Опасным повреждающим действием на плод обладает цитомегаловирус. Инфицирование этим вирусом на ранних стадиях беременности приводит к гибели эмбриона и самопроизвольному аборту.

  • Травмы, падения и ушибы матери. Особенно, если ушиб приходился на

область живота. Могут приводить к отслойке плаценты и преждевременным родам.

  • Несовместимость крови матери и плода. Проникая через плаценту,

антитела вызывают распад эритроцитов плода, выделение токсического вещества – непрямого билирубина. Его действие поражает отделы мозга, что приводит к врожденной патологии слуха и речи.

  • Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) - недоношенность

(менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель)

  • Курение, прием алкоголя и наркотических веществ.

  • Прием лекарственных препаратов. Существуют лекарственные средства, которые противопоказаны при беременности, или должны применяться с осторожностью.

  • Профессиональные вредности (повышенные физические нагрузки, работа с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения - ультрафиолетового, ионизирующей радиации).

  • Стрессовые состояния матери во время беременности могут приводить к гипоксии плода.