Файл: Она начинается с рассмотрения света, отражаемого от объектов и доступного для анализа в любой точке пространства. Сложные структурные свойства этого потока света определяются природой и положением объектов..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что такая адаптация регистрируется на столь отдаленном от периферии участке, как кохлеарные ядра, которые являются вторым синапсом VIII нерва. Если же щелчки предварительно даются в качестве условного сигнала ударов тока, то никакого уменьшения вызванного потенциала при длительном повторении щелчков не происходит. Очевидно, что эти мозговые потенциалы не вызываются мышечными сокращениями в ответ на условные звуковые сигналы, так как те же эффекты были получены на кошке с временным мышечным параличом. Более того, если взять кошку, кохлеарные ядра которой еще отвечают на щелчки, и показать ей мышь, то щелчки перестанут вызывать спайковые потенциалы. Запах рыбы, или удар током в лапу вызывает такое же торможение спайкового потенциала на кохлеарных ядрах, если они даются одновременно со щелчком. Таким образом, «отвлечение» или «перемещение» внимания, очевидно, действует на кохлеарные ядра1.

Возможно, отступление в нейрофизиологию оказалось слишком детальным. Однако значение приведенных данных для теории восприятия оправдывает подобные экскурсы. То, что нервная система обладает механизмом блокировки, ясно и без нейрофизиологических доказательств. В области поведения имеется достаточное количество таких примеров, и феномены внимания требуют для своего объяснения такого механизма...


ОБ ОШИБКАХ ГОТОВНОСТИ

Из предыдущего обсуждения следует, что правильность восприятия в неоптимальных условиях зависит от состояния перцептивной готовности, которая отражает вероятность появления объекта. Это верно, конечно, лишь в статическом смысле. Иногда происходит не обязательно то, что имеет высокую вероятность, и субъект, готовность которого вполне соответствует вероятностным характеристикам среды, попадает впросак. Существуют два средства против ошибочного восприятия, два способа преодоления несоответствующей перцептивной готовности. Первый — переучивание неподтверждающихся ожиданий, другой — «постоянно внимательный взгляд»...

Но переучивание перцептивных ожиданий — дело сложное. Ибо там, где речь идет о существенных для организма следствиях, ожидание возможного события меняется нелегко, даже при постоянной возможности исследовать среду...

Цена «более пристального взгляда» обычно слишком высока в условиях лимита времени, опасности и ограничений, накладываемых на организм окружающей средой или его собственной природой. Фактически организм выигрывает время для приспособления к текущему моменту благодаря способности быстро использовать минимальные признаки для категоризации явлений. Задержка и внимательное исследование лишают его этого ценного временного преимущества.

НЕСООТВЕТСТВУЮЩИЕ КАТЕГОРИИ

Пожалуй, наиболее простую форму перцептивной «неготовности» к данной обстановке представляют случаи, в которых субъект имеет набор категорий, неадекватных для предсказания событий окружающей среды. Часто цитируемым примером такого рода является описанное Бартлеттом [2] посещение Лондона одним африканцем. Последний воспринимал лондонских полицейских как особенно дружественно настроенных, потому что видел их часто поднимающими руку ладонью вперед при приближении транспорта. Ход от признака к категории здесь был, конечно, неправильным; ему следовало бы идентифицировать этот признак как сигнал к остановке движения. Однако этот пример не очень интересен, поскольку он представляет собой быстро преходящее явление, исправляемое инструкцией.



Более интересный и гораздо менее податливый феномен наблюдается при обучении второму языку и его новой фонетике. Почему, спрашивается, человек может овладеть структурой нового языка, его формами, морфемами, лексикой и т. д. и все же сохранить «иностранный акцент», который через некоторое время перестает замечать? Почему человек, обучающийся другому языку, лучше понимает речь с тем же иностранным акцентом, чем правильную речь? На мой взгляд, ответ следует искать в феномене посткатегориальной сенсорной блокировки: поскольку произнесенное «понятно» или отнесено к соответствующей категории на основе каких-то критических признаков, остальные свойства ассимилируются, нормализуются или нивелируются. Более того, используемые фонетические категории представляют собой модифицированные категории родного языка; нормализация идет как раз в направлении этих категорий. Только благодаря специальным усилиям можно на стадии правильного восприятия чужого языка остаться достаточно сенсорно «открытым», или чувствительным к расхождениям между собственным произношением и правильным. И поскольку обычно имеет место категоризация «значений» слов, произносимых как говорящим на родном языке, так и иностранцем с акцентом, то для иностранца не остается побудительного мотива поддерживать напряженное внимание к звукам речи...

НЕАДЕКВАТНОЕ УПОРЯДОЧИВАНИЕ ГОТОВНОСТИ

Пожалуй, наиболее впечатляющие проявления «перцептивной неготовности» порождаются наложением на вероятностное освоение среды желаний и страхов. Я имею в виду тот тип ожиданий, которые нарушают оценку вероятности события вследствие его желательности или нежелательности. Цитировавшиеся ранее эксперименты Маркса [27] и Ирвина [24] содержат упрощенные примеры того, как завышается оценка вероятности желаемого исхода. Безусловно, здесь действуют также и более постоянные личностные свойства. Некоторые люди склонны больше ожидать и, следовательно, быстрее воспринимать из всех возможных событий наименее желаемое; другие, наоборот, — наиболее желаемое. Совершенно ясно, что такая настройка есть результат жизненного опыта индивида и его темперамента
. Как она складывается и почему оказывается столь стойкой по отношению к действительным событиям, вряд ли известно. Однако становится все более ясно, что прежде чем мы сможем сказать, как создается адекватная или неадекватная перцептивная готовность, мы должны узнать гораздо больше о том, как организм усваивает вероятностную структуру среды. Это — идея, которую в течение нескольких лет развивает Брунсвик [11] и которой в настоящее время серьезно занимаются такие исследователи вероятностного научения, как Буш и Мостеллер [12], Брунер, Гуднау и Остин [6], Эстес [16], Галантер и Герстенхейберг [18], Хейк и Хейман [21], Эдварде [15] и другие...

Потребности, и ценности как организующие факторы восприятия. Экспериментальные исследования в школе «Новый взгляд»

На протяжении всей истории современной пси­хологии вос­приятие понималось так, как если бы воспринима­ющий субъект был всего лишь пассивным регистри­рующим прибором, хотя бы и весьма сложного уст­ройства. Существует различение по которому можно высказать предположение об из­меримости поведенческих детерминант.

Прежде всего существуют факты "сенсорного обусловливания" — термин, впервые использован­ный Кейзоном. с 1910 г. было неоднократно показано, что испытуемого можно заста­вить видеть какой-то объект и слышать какой-то звук в точности так же, как можно вызвать у него колен­ный рефлекс, мигание или слюноотделение. Предъя­вите испытуемому достаточное число раз определен­ный звук в паре с некоторым зрительным изображе­нием, затем прекратите предъявление изображения, субъект будет видеть отсутствующее изображение всякий раз, когда он услышит данный звук. Могут ска­зать, что это не восприятие. Ис­пытуемый видит то, о чем он сообщает, так же от­четливо, как он воспринимает "фи-феномен", фе­номен кажущегося движения.

Сюда же относятся эксперименты Хаггарда и Роуза, Прошанского и Мэрфи, Шафера и Мэрфи демонстрирующие влияние поощрения и наказания на организацию восприятия. 1 интенсивность автокинетического движения можно изменять с помощью системы поощрений; 2 можно достичь заметных различий в восприятии длины ли­ний и веса; 3 при наличии двойственных конфигураций "фигура — фон" на В. испытуемого можно воздействовать поощрением.

Другая группа исследователей показала, что наше видение сложной конфигурации, определяется не только законами гештальта, но и практикой. Сюда же относятся и опыты Таулесса, показывающие, что константность восприятия, или, по его выражению, "регрессия к реальному объек­ту", отражает навыки индивида. Люди искусства, нпр, видят реальные предметы — их цвет, форму и яркость — хуже, проявляя большую константность восприятия, чем обычные люди без специальной эс­тетической подготовки. Хэддон показал, что островитяне, добывающие рыбу примитивным способом, копьем, гораздо меньше нашего подвержены иллюзии Мюллер—Лайера, скорее всего, вследствие своего уникального опы­та обращения с копьем. Бине, Мейли и Тоблер высказали предположение, что ре­бенок сильнее подвержен иллюзиям, в большей сте­пени находится во власти тех организующих факторов восприятия, которые мы, взрослые, называем ис­кажающими. Бине показал, что у ребенка подвер­женность иллюзии Мюллер—Лайера с возрастом сла­беет. В свою очередь Мейли и Тоблер обнаружили, что с возрастом у него повышается порог стробос­копического (иллюзия движения неподвижного объекта) эффекта. Можно ли делать вывод об увеличивающемся с года­ми реализме восприятия у человека, остается неяс­ным.


Организм существует в мире сенсорных стиму­лов, организованных более или менее неоднозначно. То, что видит индивид, что актуально существует в восприятии, — это своего рода компромисс между автохтонными процессами (самопорождающийся процесс), и тем, что отбирается процессами поведенческими. Процесс отбора при восприятии мы вслед за Кречевским будем называть перцептивной гипотезой, понимая под этим систе­матическую тенденцию к реакциям определенного рода. Такая гипотеза складывается под влиянием потребности, необходимости найти решение той или иной задачи или в силу определенных внут­ренних или внешних требований, предъявляемых к организму. Если перцептивная гипотеза под­крепляется, открывая организму доступ к пище, воде, любви, славе и т. д., она фиксируется. Объекты, отбор которых стал привыч­кой, воспринимаются живее, их отчетливость, яр­кость, видимая величина возрастают.

Часто возникают две альтернативные гипотезы: перцептивного компромисса, перцептивной неопределенности. Почти неизбежно одна из гипотез преобладает и в соответствии с этим осу­ществляется перцептивный выбор. Тем не менее даже при преобладании одной из гипотез между ними осу­ществляется некоторый компромисс. Что касается неопределенности, или двойствен­ности, в поле восприятия, то обычно считалось, что при прочих равных условиях чем она выше, тем боль­ше шансов на вмешательство поведенческих факто­ров. Ведь что такое восприятие в повседневной жизни? Это сплошь да рядом беглый взгляд, слушание краем уха, мимо­летное прикосновение. Исключая то, что находится в самом центре заинтересованного внимания, мир ощущений куда более зыбок.

Эмпирические гипотезы. 

1. Чем выше социальная ценность объекта, тем в большей степени объект будет избирательно восприниматься среди других объектов, фиксироваться в результате деятельности восприятия и перцептивно выделяться.

2. Чем сильнее потребность индивида в некото­ром социально ценном объекте, тем значительнее действие поведенческих детерминант. Объект чаще будет восприниматься.

3. Неопределенность объектов восприятия облег­чает действие поведенческих детерминант лишь в той степени, в какой она препятствует действию авто­хтонных детерминант, не снижая эффективности по­веденческих факторов.