Файл: Выпускная квалификационная работа на тему Роль полиции в профилактике уличной преступности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1416

Скачиваний: 41

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основная нагрузка по реализации профилактических мероприятий и пресечению противоправных деяний (преступлений и административных правонарушений) возлагается на сотрудников полиции, и, в основном, на подразделения патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных полиции, сотрудников специальных подразделений и учреждений полиции. Названные сотрудники полиции при противодействии совершению преступлений в общественных местах сталкиваются с проблемами организационного характера, снижающими эффективность реализуемых профилактических мер.

Во-первых, обширность территории страны, особенности градостроения не позволяют перекрыть все вероятные общественные места, где могут быть совершены преступления. Речь идет о пустырях, темных закоулках, сквозных улицах, улицах с активным транспортным потоком, особенности которых зачастую являются факторами, способствующими совершению преступлений. В рассматриваемом аспекте криминогенным потенциалом обладают многоэтажные и многоквартирные дома, которые строятся на пустошах, вблизи магистралей и трасс, а также те, в которых отсутствуют устройства видеонаблюдения. Инфраструктура спальных районов в большинстве случаев не развита, что вынуждает жителей сводить к минимуму свое пребывание в них, усиливая и без того существующую анонимность пребывания в таких местах67. Это дает преступникам возможность без труда найти жертву и относительно безопасное место для совершения преступления.

В сложившейся ситуации целесообразно введение следующих дополнительных профилактически-предупредительных мер:

– систематическое обследование мест, где наиболее часто совершаются преступления против личности и общественного порядка;

– обеспечение дислокации полицейских служб с учетом места и времени совершения большинства рассматриваемых деяний;

– проведение специальных профилактических рейдов, проверок, отдельных комплексных операций;

– осуществление мероприятий, направленных на своевременное выявление и изъятие незаконно хранимого оружия, пресечение фактов его противоправного изготовления в производственных условиях;

– обеспечение профилактической деятельности других государственных органов и общественных организаций и поддержание с ними постоянного взаимодействия.

Во-вторых, на сегодняшний момент в профилактической деятельности сотрудников полиции существует большое количество проблем, обусловливающих недостаточный уровень её эффективности.


Приведем только некоторые из них:

1) Недостаточность нормативно-правового регулирования деятельности полиции в данной сфере. Как указывает Кононов А.М., «содержание «профилактического» направления деятельности органов внутренних дел в действующем законодательстве не раскрывается, равно как не раскрываются цели профилактики, конкретные меры профилактики правонарушений, порядок, формы, стимулирующие факторы, способные обеспечить эффективность совместного решения профилактических задач»68.

2) В результате неоднократного сокращения кадров ОВД значительно увеличился объем служебных обязанностей, возлагаемых на сотрудников подразделений, непосредственно обеспечивающих охрану общественного порядка, что неизбежно сказывается на качестве выполнения этих обязанностей.

3) Приказ МВД России от 31.12.2012 № 1166 в п.2.2 практически отменяет действовавшие ранее ограничения использования участковых уполномоченных полиции не по прямому назначению69. Поэтому зачастую участковые уполномоченные оказывают содействие другим подразделениям, а на качественное исполнение обязанностей по проведению профилактической работы с населением закрепленного административного участка у них просто не хватает времени.

Исходя из этого необходимо принятие федерального закона «О полиции общественной безопасности», в котором отразилось бы:

- нормативное закрепление определения понятия общественного порядка с выделением специфики его обеспечения в сфере открытого пространства;

- постепенный переход к полному осуществлению охраны общественного порядка на самоуправляемых территориях силами муниципальных правоохранительных формирований;

- активное внедрение в практическую деятельность органов внутренних дел новых тактических форм несения службы в условиях городских улиц (круглосуточными стационарными постами милиции, специальными мобильными подразделениями по противодействию конкретным видам уличных преступлений);

- организация контроля над уличной преступностью с помощью местных общин и других механизмов участия граждан в деле защиты личной безопасности;

- осуществление сотрудничества между силами правопорядка и профессиональными архитекторами-дизайнерами, в целях специальной подготовки сотрудников милиции в области архитектурных особенностей города, а именно в сфере влияния специфики городской застройки на уличную преступность.



  • Таким образом, в результате резюмируем, что наиболее эффективно предупреждение уличных правонарушений будет складываться именно благодаря четкой организации работы всех подразделений органов внутренних дел, включающей в себя различные элементы управления. Только комплексный подход и консолидация усилий всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций могут положительно повлиять на уличную преступность в стране.

Но, пожалуй, самое массовое и эффективное предотвращение уличной преступности является, как бы это примитивно не звучало, помощь граждан друг другу, если на улице возникает такая необходимость. Ведь, если возникает такая необходимость, каждый, кто мог бы помочь человеку, старается как можно скорей покинуть место, возможно, будущего преступления.

С учетом сказанного, считаем, что назрела необходимость в разработке и принятии межведомственных нормативных правовых актов для всех субъектов ОВД, которые будут регламентировать:

а) механизм анонимного содействия граждан ОВД в раскрытии преступлений, порядок их поощрений и вознаграждений и т.д.;

б) методику осуществления виктимологических опросов населения и оформления правовой статистики.

Таким образом, деятельность органов внутренних дел, осуществляющих функции контроля над уличной преступностью, нуждается в решении многих проблемных вопросов.

Заключение

Количество совершаемых преступлений в Российской Федерации и их динамика свидетельствует и подтверждает наличие проблемы и требует научного осмысления детерминантов преступности с целью дальнейшего совершенствования профилактики преступлений.

Среди всей структуры преступности можно выделить наиболее опасный вид - уличная преступность. Уличная преступность является самостоятельным видом преступности и определяется через понятие улицы, которая, в свою очередь, представляет собой свободную для доступа в любое время года и суток территорию, ограниченную рамками населенного пункта, имеющую своим назначением транзитную либо досуговую функцию и характеризующуюся анонимностью общения индивидов. Важность проблемы проявляется в том, что преступные посягательства, совершаемые на улицах, влияют на уровень ощущения безопасности наших граждан, на уровень свободы. Важнейшим криминологическим показателем преступности является ее структура, позволяющая понять какие именно преступления совершаются и какие именно причины побудили лица совершить то или иное преступление
70.

Уличная преступность является наиболее распространенным видом преступности, но, несмотря на это и наиболее латентным видом преступности. Во-первых, ее всплески негативно отражаются на экономической, социальной, духовной и нравственной жизни общества. А, во-вторых, добропорядочные граждане боятся не только ночью пребывать на улице, но и днем, что позволяет сделать вывод о том, что на улицах крайне низкий социальный и правоохранительный контроль. На 2020 год удельный вес уличной преступности в общем числе преступлений составляет 20,1 % и с каждым годом только растет71.

Высокий уровень преступности связан с такими негативными тенденциями в социально-экономической, нравственно-духовной и иных сферах, как высокий уровень безработицы, алкоголизации и наркотизации населения, отток молодежи трудоспособного и репродуктивного возраста в другие части страны.

В ходе многочисленных научных исследований, посвященных изучению уличной преступности, было установлено, что наиболее характерными преступлениями, относящимися к категории «уличных», являются общественно опасные деяния, направленные:

  • против личности, такие, как убийство, причинение различной тяжести вреда здоровью, изнасилование;

  • против собственности, где превалируют кража, грабежи, разбои, вымогательство;

  • преступления против общественного порядка, среди которых наиболее часто совершаются хулиганство, вандализм и некоторые другие.

Установлено, что уличные преступники в основном представляют собой молодых людей с антиобщественной установкой, сформировавшейся на фоне употребления алкоголя или наркотиков, ведущих паразитический образ жизни. Как правило, уезжает из регионов молодежь, которая обладает высоким уровнем правового сознания и нравственными ценностями, а на местах остается криминализированная молодежь, устанавливая «свои порядки».

Благодаря многочисленным исследованиям в данной области, дана характеристика личности уличного преступника, его социально-демографические, социально-ролевые, нравственно-психологические признаки. Сюда, как правило, относятся несовершеннолетние и молодежь; лица, злоупотребляющие спиртными напитками, потребляющие наркотики или психотропные вещества; не занятые общественно полезным трудом; ранее судимые; лица с отклонениями в психике.


В п. 1 ст. 1 Закона «О полиции» говорится, что одним из предназначений полиции является противодействие преступности. А в п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона установлено, что одним из основных направлений деятельности полиции является предупреждение и пресечение преступлений.

Отметим также, что, согласно п. 4 ч. 1 ст. 12 рассматриваемого Закона, полиция обязана выявлять причины преступности и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу72.

Профилактика преступлений рассматриваемой категории неразрывно связано с осуществлением полицией таких мер, как:

- своевременное выявление правоохранительными органами и должностными лицами фактов незаконного хранения, изготовления оружия и изъятие его;

- осуществление рейдов на определенной территории по выявлению тунеядцев, бродяг, наркоманов, мест появления преступников-гастролеров, скопления уголовных элементов и мест сбыта похищенного;

- постановка на учет лиц с психическими аномалиями, склонных к совершению корыстных и корыстно-насильственных преступлений и их лечение;

- своевременное пресечение формирования преступных групп;

- создание оперативных отрядов, специальных дружин по борьбе с карманными кражами, грабежами, разбоями на улицах, автомототранспорта;

- трудоустройство лиц, вернувшихся из мест лишения свободы;

- административный надзор в предусмотренных законом случаях

Взаимодействие и синхронизированная координация деятельности полиции с другими субъектами профилактики – необходимое условие комплексного решения проблем предупреждения уличных правонарушений. Сотрудничество ОВД с другими субъектами профилактики уличной преступности может быть разделено на: взаимодействие со специализированными субъектами профилактики, входящими в систему правоохранительных органов, такими как прокуратура, ФСБ и другими, и взаимодействие с общими субъектами профилактики, т.е. государственными и муниципальными органами, не являющимися правоохранительными, и с общественными организациями, гражданами и СМИ.

Изучив основные направления профилактической деятельности полиции, и, выявив некоторые проблемы, мы сделали следующие выводы.

Несмотря на разнообразные действенные государственные и общественные механизмы по борьбе с уличной преступностью, искоренить полностью уличную преступность не удалось ни в одной стране мире, в том числе, и в России.