Файл: Выпускная квалификационная работа на тему Роль полиции в профилактике уличной преступности.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1418
Скачиваний: 41
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В зависимости от практического осуществления участия ЧОО в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности выделяют две формы:
Фактическое участие – это непосредственное совершение действий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (совместное патрулирование, охрана массовых мероприятий и т.п.).
Опосредованное участие подразумевает косвенное, через посредника, вовлечение субъекта профилактики в решение вопросов совершенствования охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности (участие в Координационных и иных советах)57.
Определяя место и роль ЧОО в профилактике уличной преступности, следует отметить:
1. ЧОО являются полноправными субъектами современной российской системы профилактики преступлений, которые наряду с коммерческой деятельностью – оказанием охранных услуг участвуют на безвозмездной основе с другими государственными и негосударственными субъектами в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.
2. ЧОО, как субъекты с особым статусом, требованиями, предъявляемыми к их сотрудникам, занимают особое место в группе негосударственных субъектов профилактики и могут вносить наиболее эффективный вклад в пресечение преступлений, совершаемых в общественных местах (в том числе на улицах), при условии интеграции усилий (ассоциации, союзы, партнерства) и тесном взаимодействии с территориальными органами внутренних дел.
Анализ динамики соответствующих преступлений дает основания предполагать их дальнейший рост и делает актуальным решения о повышении эффективности взаимодействия территориальных органов МВД России с частными охранными организациями в охране общественного порядка, в том числе на улицах; о внесении изменений в законодательство о частных охранных организациях; об использовании положительного опыта, выявленного в сфере их взаимодействия, в других регионах России58.
Вторая форма взаимодействия полиции с различными организациями, а также гражданами - информирование. Данная форма взаимодействия широко используется на межведомственном уровне.
В частности, ОВД информируют:
– комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемую органом местного самоуправления, – о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– органы опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
– органы управления социальной защитой населения – о выявлении граждан, нуждающихся в помощи государства, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;
– органы управления здравоохранением – о выявлении граждан, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
– органы управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других детских учреждений;
– органы по делам молодежи – о выявлении молодых людей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в помощи.
Иформационная деятельность полиции с гражданами может включать такие формы работы:
1) изготовление и распространение на закрепленной территории специальных памяток-предостережений о способах защиты от уличного преступника;
2) оповещение граждан через средства массовой информации об имеющихся на участке фактах совершения уличных преступлений, типичных действиях преступников, а также об алгоритме действий граждан в различных криминальных ситуациях на улицах и в других общественных местах;
3) разъяснение законодательных норм, регламентирующих правомерное применение оружия в порядке самообороны;
4) проведение целевых бесед в образовательных учреждениях со школьниками, студентами, педагогами, а также по месту жительства с родителями о возможных вариантах поведения подростков при совершении в отношении их уличных преступлений;
5) проведение бесед по месту жительства с престарелыми и инвалидами, а также занятий с кассирами, инкассаторами, работниками частных охранных предприятий и других учреждений, социальное положение и профессиональная деятельность которых вызывает повышенный интерес для уличных преступников и др59.
Право всех граждан РФ на добровольное участие в охране общественного порядка закреплено Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», который определил четыре формы участия граждан в охране общественного порядка:
-
содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам; -
участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести; -
внештатное сотрудничество с полицией; -
участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности60.
Исходя из определений, данных в законе, из четырех предложенных форм лишь одна является коллективной – участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, остальные индивидуальными.
Например, совсем недавно в Ижевске прохожие помогли участковым задержать подозреваемого в совершении уличного грабежа, сообщает пресс-служба МВД по Удмуртской Республике.
В участковый пункт полиции обратилась 40-летняя ижевчанка. Она рассказала, что у нее только что был похищен мобильный телефон. Также женщина сообщила приметы подозреваемого и направление, в котором он скрылся.
Выдвинувшись в указанном направлении, участковые увидели, что прохожие удерживают мужчину, похожего по описанию на злоумышленника.
По версии следствия, пьяный подозреваемый – ранее судимый 33-летний житель Ижевска - выхватил из заднего кармана джинс потерпевшей мобильный телефон и попытался скрыться. Женщина побежала за ним, привлекая внимание прохожих. Поняв, что самостоятельно догнать злоумышленника не сможет, она обратилась к участковым.
Граждане, ставшие свидетелями преступления, остановили мужчину и затем передали его полицейским. В ходе личного досмотра у него был обнаружен похищенный мобильный телефон61.
В профилактику преступлений в общественных местах и на улицах входит не только профилактическая работа с лицами склонными к совершению различного рода преступлений, но и профилактическая работа с потенциальными жертвами преступлений. Это широкая предупредительная деятельность правоохранительных органов с населением, и ее целью является уменьшение опасности стать жертвой преступных посягательств на жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан.
Существует несколько советов, в результате соблюдения которых снижается вероятность стать жертвой уличной преступности.
Во-первых, не стоит привлекать внимание людей, находясь на улице, к вашим украшениям, дорогим мобильным телефонам и другому ценному имуществу.
Во-вторых, лучше воздержаться от ношения крупной суммы денег особенно в людном месте, например, в метро в час пик.
В-третьих, не следует разменивать деньги незнакомым людям.
В-четвертых, нужно стараться возвращаться домой по достаточно освещенным и оживленным улицам.
В-пятых, необходимо осторожно относиться к тем, кто проявляет к вам неоправданное внимание (спрашивает дорогу, предлагает помощь и т.п.), пытаясь приблизиться, не стоит заводить с ними разговор и позволять подходить слишком близко, брать за руку и т.п.
В-шестых, необходимо носить с собой средство индивидуальной самозащиты, находясь на улице поздно ночью, держать его в кармане или в руке в готовности к применению62.
Не стоит стесняться повернуться и проверить подозрение, пусть преступник знает, что его заметили, зайти в людное место (станцию метро, магазин, кафе) и попросить охранников или служащих вызвать полицию.
Таким образом, взаимодействие и синхронизированная координация деятельности полиции с другими субъектами профилактики – необходимое условие комплексного решения проблем предупреждения уличных правонарушений. При этом данная деятельность должна строиться на строгой правовой основе с четкой дифференциацией полномочий, при комплексном планировании совместных мероприятий, основанных на тщательном анализе информации, взаимном информировании друг друга и согласованном выборе соответствующих правовых средств и методов деятельности по профилактике уличной преступности.
2.3 Проблемы в деятельности полиции по профилактике уличной преступности
Вопросам причин совершения и мер профилактики совершения уличных преступлений посвящено множество исследований и трудов, разрабатывались разнообразные действенные государственные и общественные механизмы по борьбе с уличной преступностью, однако, несмотря на все это, искоренить полностью уличную преступность не удалось ни в одной стране мире, в том числе, и в России.
Полностью разделяем позицию авторов, относящих уличную преступность к одному из наиболее опасных и латентных видов преступности (по мнению экспертов, две трети преступлений, совершенных на улицах, не попадают в поле зрения правоохранительных органов), вызывающей у населения страх63. Показателем подобных опасений населения выступает недоверие данным официальной статистики о состоянии преступности, что может выступать наиболее объективной оценкой криминальной ситуации в России, что, в свою очередь, должно являться одним из критериев формирования уголовной политики в сфере противодействия уличной преступности.
По мнению В.В. Лунеева, «искаженный вид информации живет и процветает у нас в правоохранительной системе около 100 лет»64. Несовершенная система регистрации и учета преступлений не позволяет привести данные, которые наиболее точно отражают реальность.
В результате:
– искажается фактическая оперативная обстановка на обслуживаемой территории;
– ограничивается возможность принятия эффективных мер управленческого влияния, направленных на снижение уровня преступности в общественных местах, в том числе на наиболее сложных участках;
– нерационально осуществляется формирование структурных подразделений территориальных органов МВД России, распределение сил и средств органов внутренних дел, расстановка нарядов, патрулей, численность наряда;
– снижается роль подразделений полиции в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.
Причин этому множество, к основным из которых следует отнести:
- низкий уровень профессионализма российской правоохранительной системы;
- покровительство правоохранительных органов преступному (криминальному) миру;
- недостаточное внимание развитию, поддержке и обеспечению молодежи (неравные условия доступа к образованию, непосильно высокая оплата за обучение и др.);
- гуманность российского законодательства по отношению к родителям, не исполняющим или исполняющим не должным образом обязанности по воспитанию своих детей (таких детей воспитывает улица, где господствует «закон джунглей», а совершение правонарушений и преступлений – норма)65.
При формировании статистической отчетности необходимо учитывать:
-
особенности норм уголовного законодательства; -
способ, орудия и средства, обстановку совершения преступления; -
современные тенденции, свойственные совершению отдельных видов преступлений; -
специфику деятельности подразделений полиции в территориальных органах МВД России.
В официальной статистической отчетности рассматриваемая группа преступлений стала выделяться не так давно, и на практике существует немало трудностей их учета. Широкий спектр территорий, к которым относят общественные места, приводит к различным толкованиям их критериев и к включению в статистику этой разновидности преступлений различных посягательств, не связанных с их спецификой66. Например, к числу преступлений, совершенных в общественных местах, относятся кражи из банкоматов с помощью заранее похищенной кредитной (расчетной) карты, мошенничество с использованием платежных карт, мошенничество в сфере компьютерной информации и т.п. Представляется недопустимым только по месту совершения преступления относить преступное деяние к категории совершенного в общественном месте.