Файл: Выпускная квалификационная работа на тему Роль полиции в профилактике уличной преступности.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1420
Скачиваний: 41
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
45.
Кроме того, в ходе профилактических мероприятий задействованными силами ОМВД принимаются меры по выявлению преступлений, жалоб и заявлений граждан из числа не зарегистрированных по учетам ОВД (т.е. латентных) в связи с тем, что потерпевшие не сообщили в правоохранительные органы о совершенных правонарушениях, обращения остались неучтенными (т.е. заявленные в правоохранительные органы, но последними не зарегистрированные и не расследованные), либо в них не установлены события и (или) состав преступления по причине халатности и ошибочной квалификации со стороны сотрудников полиции, осуществляющих первоначальную проверку.
С учетом целей и задач осуществляются определенные мероприятия.
Так, к примеру, в Свердловской области ОВД в ходе отработки административных участков осуществляются такие мероприятия, как проверка конкретных лиц (в отношении которых имеются материалы расследования уголовных дел и сведения о незаконном обороте оружия, боеприпасов и наркотических средств), подучетных лиц, первоначальные и неотложные следственные действия (к примеру - обыски и выемки) расследуемых уголовных дел (обеспечивая взаимодействие сотрудников ОМВД по раскрытию преступлений по горячим следам), отработка силами участковых соседних административных участков (с нарядами, задействованными в системе единой дислокации, приграничной территории отрабатываемых административных участков), выставление постов, нарядов и мобильных групп (на основных улицах, перекрестках и в иных местах, препятствуя бесконтрольному выходу с отрабатываемой территории и контролируя маршруты автотранспорта), проверка расположенных на отрабатываемой территории объектов жилого сектора (в том числе гостиниц, вокзалов, станций, подвалов, чердаков, заброшенных и нежилых строений, мест пребывания молодежи) и т.д46.
Сотрудники органов внутренних дел используют самые демократические и гуманные методы. Убеждать – является основополагающим методом в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Убеждая, используют средства воспитания, добиваясь добровольного, сознательного соблюдения норм права, регулирующих общественный порядок. Осуществляя воспитательную работу среди населения учитываются особенности отдельных групп населения, принимают во внимание возраст граждан, профессию, образование, другие различия, которые определяют применение конкретных мер воспитательного воздействия
47. Невозможно переоценить значение убеждения для поддержания общественного порядка. Находясь в сложной обстановке, например, проведение массовых мероприятий, только твердое, но спокойное и тактичное разъяснение о необходимости правомерного поведения гражданам окажет более сильное воздействие и скорее побуждает к прекращению правонарушения, нежели поспешное применение принуждения.
Статистика показывает, что профилактическая работа подразделений МВД России приносит результаты. Так, в январе 2021 года на 19,3% снизилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии. Кроме того, на 5,5% меньше уголовно наказуемых деяний совершено лицами в состоянии алкогольного опьянения и на 12,2% – в состоянии наркотического опьянения.
Сохранилась тенденция к повышению уровня безопасности в общественных местах. На 18,1% сократилось число уличных преступлений. В парках, скверах и на улицах населенных пунктов зарегистрировано на 43,5% меньше грабежей, на 26,4% – краж, на 17,7% – разбойных нападений48.
2.2 Взаимодействие полиции с иными органами, общественными объединениями и гражданами по предупреждению уличной преступности
Организация взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений правоохранительной направленности по обеспечению общественного порядка имеет свои исторические корни. За многие годы совместной работы этот вид деятельности неоднократно доказывал свою эффективность и весьма положительно зарекомендовал себя.
Взаимодействие — это деятельность, согласованная по целям, месту, времени применения сил и средств для достижения поставленных задач. Взаимодействие обычно осуществляется в следующих формах:
А.П. Коренев, рассматривая вопросы организации управления в органах внутренних дел, подчеркивал, что «взаимодействие – это взаимное согласование действий двух и более служб, отдельных, не подчиненных друг другу участников управления, совместно решающих какую-либо общую задачу»49. Взаимодействие может выражаться в совместном планировании мероприятий, обмене информацией, совместном проведении мероприятий и др.
Министерством внутренних дел Российской Федерации определены задачи по повышению эффективности участия территориальных органов МВД России в решении задач профилактики преступлений и правонарушений, в основе которых лежит активизация взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и общественными формированиями.
При этом, основными направлениями деятельности общественных объединений являются участие в охране общественного порядка в населенных пунктах, на транспортных магистралях, в местах массового отдыха граждан, при проведении массовых, культурных и спортивных мероприятий, а также содействие правоохранительным органам по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и детской безнадзорности50.
Объективные предпосылки взаимодействия, например, общественных пунктов охраны порядка с ОВД заложены в общности целей, заключающихся в стремлении получить максимальный эффект в деле борьбы с нарушениями правопорядка. С целью предотвращения дальнейшего совершения противоправных деяний, органы государственной власти, правоохранительные органы применяют определенные меры, которые входят в систему борьбы с преступностью, например раскрытие преступлений и розыск преступников, расследование преступлений и изобличение виновных, обеспечение неотвратимости наказания и его исполнение. Само понятие борьбы с уличной преступностью охватывает работу государства и общества, направленную на охрану и обеспечение безопасности граждан от различных криминальных угроз. Сюда можно отнести деятельность социальных институтов в совокупности, отдельных граждан и государства. Здесь могут быть задействованы органы прокуратуры, внутренних дел и суды. Также с целью соблюдения требований закона осуществляется прокурорский надзор.
Если борьба с уличной преступностью в целом является неотъемлемой частью социальной практики вообще, то с ней неразрывно связаны обеспечение безопасности граждан от криминальных угроз и их защита от преступных посягательств. Устойчивое единство всех указанных частей и есть борьба с преступностью, для которой непременно должна быть характерна динамичность и наступательность.
Традиционно в научной литературе субъекты профилактики подразделяют на государственные и негосударственные. Негосударственные субъекты в свою очередь делятся в зависимости от формы функционирования на общественные и коммерческие структуры.
Первые действуют изначально на некоммерческой основе. К ним относятся: внештатные сотрудники полиции; общественные помощники правоохранительных органов; добровольные народные дружины; общественные формирования правоохранительной направленности (общественные пункты охраны порядка и казачьи формирования) и др51.
Особо в этой группе выделяются субъекты, наделенные государством административно-юрисдикционными полномочиями: административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних.
К наиболее распространенным формам взаимодействия инспекторов по делам несовершеннолетних и других служб органов внутренних дел можно отнести:
– взаимный обмен информацией о происшествиях;
– проведение совместных инструктажей, совещаний;
– совместная подготовка различных документов, информации, отчетов;
– совместный анализ и оценка оперативной обстановки, характеризующей состояние безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе, районе, пригороде, конкретной зоне обслуживания;
– совместное планирование и разработка мероприятий по комплексному использованию сил и средств, разработка и проведение масштабных профилактических мероприятий, рейдов и таких операций, как «Подросток»; «Без наркотиков»; «Зимние каникулы»; «Летние каникулы»; «Всеобуч»; «Быт» и др52.
В последние годы укреплению синхронизированного взаимодействия и более тесному сотрудничеству Отделов внутренних дел с учебными заведениями, службой занятости, органами здравоохранения, центрами психолого-медицинской помощи несовершеннолетним способствовало принятие целого ряда ведомственных и межведомственных нормативных актов. Так, в целях более четкой регламентации порядка приема в лечебные учреждения детей, нуждающихся в медицинской помощи, доставляемых сотрудниками полиции, принят совместный приказ Минздрава России, МВД России от 20 августа 2003 г. № 414/633 «О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи
несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел»53.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" эта государственная военная организация также предназначена для обеспечения государственной и общественной безопасности, а согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 указанного ФЗ основной задачей войск национальной гвардии Российской Федерации является участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности54. В таком контексте однозначное понимание рассматриваемых терминов позволяет исключить дублирование полномочий различных правоохранительных органов, одновременно с этим способно обеспечить скоординированное реагирование правоохранительной системы на различные проявления противоправного поведения. Например, в целях обеспечения охраны общественного порядка на улицах и в других общественных местах на территории ежесуточно в системе Единой дислокации выставляются наряды полиции ОВД, а также наряды подразделений вневедомственной охраны Росгвардии
55.
Особое место в данной сфере совместной деятельности отводится работе с российским казачеством. Использование потенциала войсковых казачьих обществ, позволяет эффективно привлекать их членов к решению самого широкого спектра задач по охране правопорядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью. Такое взаимодействие обычно проходит в следующих формах:
- совместное патрулирование с сотрудниками органов внутренних дел по определенным маршрутам в общественных места;
- дежурство при дежурных частях ОВД, на стационарных постах патрульно-постовой службы и дорожно-патрульной службы ГИБДД, на общественных пунктах охраны порядка;
- дежурство для оказания содействия органам внутренних дел в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан при проведении массовых общественно-политических, спортивных, культурно-зрелищных, религиозных и иных мероприятий;
- оцепление участков местности в целях обеспечения общественного порядка при проведении различных общественных мероприятий и др.
Внешне выраженные формы подразделяются на правовые и неправовые. В первом случае действия имеют ярко выраженный юридический характер, в результате чего они могу повлечь определенные правовые последствия. Например, составление сотрудником полиции протокола об административном правонарушении, выявленном в ходе патрулирования жилого сектора совместно с представителями казачьих объединений. Во втором случае совместная деятельность полиции и казачьих объединений имеет повседневный, малозаметный характер, что включает в себя: беседы с гражданами; разъяснение гражданам необходимости соблюдения правомерного поведения и др56.
Также в средствах массовой информации можно встретить большое количество публикаций о результатах взаимодействия правоохранительных органов с частными охранными организациями (далее ЧОО). Сегодня фактически ни одно массовое общественно-значимое политическое, культурное, спортивное мероприятие не обходится без участия ЧОО в обеспечении охраны общественного порядка и безопасности. ЧОО стали важнейшей составляющей государственной системы обеспечения безопасности граждан, их жизни и здоровья, имущества и собственности. Работники ЧОО в соответствии с законодательством оказывают содействие органам внутренних дел в охране общественного порядка.
Формы и методы участия негосударственных субъектов в обеспечении охраны общественного порядка многообразны, но, к сожалению, законодательно четко определены только в отношении некоммерческих субъектов профилактики.
Кроме того, в ходе профилактических мероприятий задействованными силами ОМВД принимаются меры по выявлению преступлений, жалоб и заявлений граждан из числа не зарегистрированных по учетам ОВД (т.е. латентных) в связи с тем, что потерпевшие не сообщили в правоохранительные органы о совершенных правонарушениях, обращения остались неучтенными (т.е. заявленные в правоохранительные органы, но последними не зарегистрированные и не расследованные), либо в них не установлены события и (или) состав преступления по причине халатности и ошибочной квалификации со стороны сотрудников полиции, осуществляющих первоначальную проверку.
С учетом целей и задач осуществляются определенные мероприятия.
Так, к примеру, в Свердловской области ОВД в ходе отработки административных участков осуществляются такие мероприятия, как проверка конкретных лиц (в отношении которых имеются материалы расследования уголовных дел и сведения о незаконном обороте оружия, боеприпасов и наркотических средств), подучетных лиц, первоначальные и неотложные следственные действия (к примеру - обыски и выемки) расследуемых уголовных дел (обеспечивая взаимодействие сотрудников ОМВД по раскрытию преступлений по горячим следам), отработка силами участковых соседних административных участков (с нарядами, задействованными в системе единой дислокации, приграничной территории отрабатываемых административных участков), выставление постов, нарядов и мобильных групп (на основных улицах, перекрестках и в иных местах, препятствуя бесконтрольному выходу с отрабатываемой территории и контролируя маршруты автотранспорта), проверка расположенных на отрабатываемой территории объектов жилого сектора (в том числе гостиниц, вокзалов, станций, подвалов, чердаков, заброшенных и нежилых строений, мест пребывания молодежи) и т.д46.
Сотрудники органов внутренних дел используют самые демократические и гуманные методы. Убеждать – является основополагающим методом в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Убеждая, используют средства воспитания, добиваясь добровольного, сознательного соблюдения норм права, регулирующих общественный порядок. Осуществляя воспитательную работу среди населения учитываются особенности отдельных групп населения, принимают во внимание возраст граждан, профессию, образование, другие различия, которые определяют применение конкретных мер воспитательного воздействия
47. Невозможно переоценить значение убеждения для поддержания общественного порядка. Находясь в сложной обстановке, например, проведение массовых мероприятий, только твердое, но спокойное и тактичное разъяснение о необходимости правомерного поведения гражданам окажет более сильное воздействие и скорее побуждает к прекращению правонарушения, нежели поспешное применение принуждения.
Статистика показывает, что профилактическая работа подразделений МВД России приносит результаты. Так, в январе 2021 года на 19,3% снизилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их соучастии. Кроме того, на 5,5% меньше уголовно наказуемых деяний совершено лицами в состоянии алкогольного опьянения и на 12,2% – в состоянии наркотического опьянения.
Сохранилась тенденция к повышению уровня безопасности в общественных местах. На 18,1% сократилось число уличных преступлений. В парках, скверах и на улицах населенных пунктов зарегистрировано на 43,5% меньше грабежей, на 26,4% – краж, на 17,7% – разбойных нападений48.
2.2 Взаимодействие полиции с иными органами, общественными объединениями и гражданами по предупреждению уличной преступности
Организация взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений правоохранительной направленности по обеспечению общественного порядка имеет свои исторические корни. За многие годы совместной работы этот вид деятельности неоднократно доказывал свою эффективность и весьма положительно зарекомендовал себя.
Взаимодействие — это деятельность, согласованная по целям, месту, времени применения сил и средств для достижения поставленных задач. Взаимодействие обычно осуществляется в следующих формах:
-
в совместной деятельности (прямого сотрудничества); -
информационного обмена.
А.П. Коренев, рассматривая вопросы организации управления в органах внутренних дел, подчеркивал, что «взаимодействие – это взаимное согласование действий двух и более служб, отдельных, не подчиненных друг другу участников управления, совместно решающих какую-либо общую задачу»49. Взаимодействие может выражаться в совместном планировании мероприятий, обмене информацией, совместном проведении мероприятий и др.
Министерством внутренних дел Российской Федерации определены задачи по повышению эффективности участия территориальных органов МВД России в решении задач профилактики преступлений и правонарушений, в основе которых лежит активизация взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и общественными формированиями.
При этом, основными направлениями деятельности общественных объединений являются участие в охране общественного порядка в населенных пунктах, на транспортных магистралях, в местах массового отдыха граждан, при проведении массовых, культурных и спортивных мероприятий, а также содействие правоохранительным органам по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и детской безнадзорности50.
Объективные предпосылки взаимодействия, например, общественных пунктов охраны порядка с ОВД заложены в общности целей, заключающихся в стремлении получить максимальный эффект в деле борьбы с нарушениями правопорядка. С целью предотвращения дальнейшего совершения противоправных деяний, органы государственной власти, правоохранительные органы применяют определенные меры, которые входят в систему борьбы с преступностью, например раскрытие преступлений и розыск преступников, расследование преступлений и изобличение виновных, обеспечение неотвратимости наказания и его исполнение. Само понятие борьбы с уличной преступностью охватывает работу государства и общества, направленную на охрану и обеспечение безопасности граждан от различных криминальных угроз. Сюда можно отнести деятельность социальных институтов в совокупности, отдельных граждан и государства. Здесь могут быть задействованы органы прокуратуры, внутренних дел и суды. Также с целью соблюдения требований закона осуществляется прокурорский надзор.
Если борьба с уличной преступностью в целом является неотъемлемой частью социальной практики вообще, то с ней неразрывно связаны обеспечение безопасности граждан от криминальных угроз и их защита от преступных посягательств. Устойчивое единство всех указанных частей и есть борьба с преступностью, для которой непременно должна быть характерна динамичность и наступательность.
Традиционно в научной литературе субъекты профилактики подразделяют на государственные и негосударственные. Негосударственные субъекты в свою очередь делятся в зависимости от формы функционирования на общественные и коммерческие структуры.
Первые действуют изначально на некоммерческой основе. К ним относятся: внештатные сотрудники полиции; общественные помощники правоохранительных органов; добровольные народные дружины; общественные формирования правоохранительной направленности (общественные пункты охраны порядка и казачьи формирования) и др51.
Особо в этой группе выделяются субъекты, наделенные государством административно-юрисдикционными полномочиями: административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних.
К наиболее распространенным формам взаимодействия инспекторов по делам несовершеннолетних и других служб органов внутренних дел можно отнести:
– взаимный обмен информацией о происшествиях;
– проведение совместных инструктажей, совещаний;
– совместная подготовка различных документов, информации, отчетов;
– совместный анализ и оценка оперативной обстановки, характеризующей состояние безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе, районе, пригороде, конкретной зоне обслуживания;
– совместное планирование и разработка мероприятий по комплексному использованию сил и средств, разработка и проведение масштабных профилактических мероприятий, рейдов и таких операций, как «Подросток»; «Без наркотиков»; «Зимние каникулы»; «Летние каникулы»; «Всеобуч»; «Быт» и др52.
В последние годы укреплению синхронизированного взаимодействия и более тесному сотрудничеству Отделов внутренних дел с учебными заведениями, службой занятости, органами здравоохранения, центрами психолого-медицинской помощи несовершеннолетним способствовало принятие целого ряда ведомственных и межведомственных нормативных актов. Так, в целях более четкой регламентации порядка приема в лечебные учреждения детей, нуждающихся в медицинской помощи, доставляемых сотрудниками полиции, принят совместный приказ Минздрава России, МВД России от 20 августа 2003 г. № 414/633 «О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи
несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел»53.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" эта государственная военная организация также предназначена для обеспечения государственной и общественной безопасности, а согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 указанного ФЗ основной задачей войск национальной гвардии Российской Федерации является участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности54. В таком контексте однозначное понимание рассматриваемых терминов позволяет исключить дублирование полномочий различных правоохранительных органов, одновременно с этим способно обеспечить скоординированное реагирование правоохранительной системы на различные проявления противоправного поведения. Например, в целях обеспечения охраны общественного порядка на улицах и в других общественных местах на территории ежесуточно в системе Единой дислокации выставляются наряды полиции ОВД, а также наряды подразделений вневедомственной охраны Росгвардии
55.
Особое место в данной сфере совместной деятельности отводится работе с российским казачеством. Использование потенциала войсковых казачьих обществ, позволяет эффективно привлекать их членов к решению самого широкого спектра задач по охране правопорядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью. Такое взаимодействие обычно проходит в следующих формах:
- совместное патрулирование с сотрудниками органов внутренних дел по определенным маршрутам в общественных места;
- дежурство при дежурных частях ОВД, на стационарных постах патрульно-постовой службы и дорожно-патрульной службы ГИБДД, на общественных пунктах охраны порядка;
- дежурство для оказания содействия органам внутренних дел в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан при проведении массовых общественно-политических, спортивных, культурно-зрелищных, религиозных и иных мероприятий;
- оцепление участков местности в целях обеспечения общественного порядка при проведении различных общественных мероприятий и др.
Внешне выраженные формы подразделяются на правовые и неправовые. В первом случае действия имеют ярко выраженный юридический характер, в результате чего они могу повлечь определенные правовые последствия. Например, составление сотрудником полиции протокола об административном правонарушении, выявленном в ходе патрулирования жилого сектора совместно с представителями казачьих объединений. Во втором случае совместная деятельность полиции и казачьих объединений имеет повседневный, малозаметный характер, что включает в себя: беседы с гражданами; разъяснение гражданам необходимости соблюдения правомерного поведения и др56.
Также в средствах массовой информации можно встретить большое количество публикаций о результатах взаимодействия правоохранительных органов с частными охранными организациями (далее ЧОО). Сегодня фактически ни одно массовое общественно-значимое политическое, культурное, спортивное мероприятие не обходится без участия ЧОО в обеспечении охраны общественного порядка и безопасности. ЧОО стали важнейшей составляющей государственной системы обеспечения безопасности граждан, их жизни и здоровья, имущества и собственности. Работники ЧОО в соответствии с законодательством оказывают содействие органам внутренних дел в охране общественного порядка.
Формы и методы участия негосударственных субъектов в обеспечении охраны общественного порядка многообразны, но, к сожалению, законодательно четко определены только в отношении некоммерческих субъектов профилактики.