Файл: Формирование у младших школьников логических универсальных учебных действий в учебной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На основании обозначенных критериев выделено три уровня сформированности логических УУД, которым соответствует определенное количество баллов полученных при проведении всех методик, путем сложения результатов.

Высокий уровень (20- 32 баллов): Учащиеся умеют мысленно делить объект на составляющие его элементы с последующим их сравнением, объединять отдельные компоненты в целое. У них развито умение распределять предметы, явления и понятия в зависимости от их существенных признаков, способны устанавливать закономерные связи между ними. Учащиеся в состоянии делать выводы на определенную тему, в логической последовательности, умеют выявлять закономерность каких-либо событий, явлений.

Средний уровень (11- 19 баллов): Школьники испытывают сложности при делении объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением, объединении отдельные компонентов в целое. Затрудняется распределять предметы, явления и понятия в зависимости от их существенных признаков, устанавливать закономерные связи между ними. У учащихся не достаточно развиты умения делать выводы на определенную тему, в логической последовательности, выявлять закономерность каких-либо событий, явлений.

Низкий уровень (0-10 баллов): Учащиеся не умеют мысленно делить объект на составляющие его элементы с последующим их сравнением, объединять отдельные компоненты в целое. У них не развито умение распределять предметы, явления и понятия в зависимости от их существенных признаков, не способны устанавливать закономерные связи между ними. Учащиеся не состоянии делать выводы на определенную тему, в логической последовательности, не умеют выявлять закономерность каких-либо событий, явлений.

Для выявления уровня сформированности логических УУД у младших школьников нами использовались следующие методики.

Методика 1 «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различие объектов». Тест разработан на основе авторской методики Р.С. Немова.

Методика 2 «Исключение понятий». Тест разработан на основе авторской методики С.Х. Сафонова.

Методика 3: «Анаграммы». Тест разработан на основе авторской методики А. Зака.


Список литературы


  1. Актаева Т.В. Формирование универсальных учебных действий / Т.В. Актаева. URL: https://открытыйурок.рф /статьи/635018/. (Дата обращения: 12.12.2019)
  2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская И.А. Володарская, О.А. Карабанова Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. М.: Просвещение,2000.145 с.
  3. Болдырев Н.И. Педагогика / Н.И. Болдырев. М.: Просвещение, 2000. 147 с.


  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. / Л.С. Выготский. М.: Лабиринт, 2001. 368 с.

  5. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста: учебное пособие / О. О. Гонина. М.: Флинта, 2014. 271 с.

  6. Давыдова И. Н. Универсальные учебные действия: управление формированием / И. Н. Давыдова, О. В. Смирных // Народное образование. 2012. № 1. 172 с.

  7. Демидова Т.Е. Технология формирования универсальных учебных действий у младших школьников / Т.Е. Демидова // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1. С. 278-282.

  8. Егорина В. С. Формирование универсальных логических действий младших школьников и повышение эффективности образования / В. С. Егорина. // Начальная школа плюс до и после. 2013. № 10. С. 38-43.

  9. Елисеева Д.С. Возрастные особенности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника / Д.С. Елисеева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. Уфа, март, 2013 г. Уфа: Лето, 2013. С. 91-94.

  10. Еник О.А. Педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста ]/ О.А. Еник С.А. Формина // В мире научных открытий. 2014. №3.1 (51). С. 676–688.

  11. Карабанова О.А.. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2. С. 11-12.

  12. Магомеддибирова З. А. Задания творческого характера как средство формирования логических универсальных учебных действий на уроках математики в начальных классах / З. А. Магомеддибирова, Н. Г. Магомедов, А. А. Омарова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки 2016. № 4. С.74-78.

  13. Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 11. С. 59-61.

  14. Мельникова Т.М. Творческие задания на уроках и во внеурочное время / Т.М. Мельникова http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2015/03/27/tvorcheskie-zadaniya-na-urokah-i-vo (дата обращения: 02.12.2019).

  15. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психо­логическое исследование с элементами математической стати­стики / Р.С. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 640 с.
  16. Нестерова Н.Н. Развитие логических универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе / Н.Н. Нестерова //https://урок.рф/library/razvitie_logicheskih_universalnih_uchebnih_dejstvij_081422.html(дата обращения 19.10.2021)

  17. Осмоловская И. М. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. 2012. № 10. С. 6.

  18. Пономарева  Е.А.   Универсальные   учебные   действия   или   умение   учиться   / Е.А. Пономарева //   Начальная   школа, 2014.    № 9 .   С.   24-25.

  19. Попова А.А. Универсальные учебные действия в начальном: монография / А.А. Попова, Н.Н. Титаренко, Л.Г. Махмутова. Челябинск : ООО «Фотохудожник», 2011. 147 с.

  20. Психологическая диагностика и коррекция личности школьников : метод. рекомендации для студ. педин-тов и шк. психологов / сост.: Т. О. Баль [и др.] ; отв. ред. И. Ф. Мягков. Воронеж : ВГПИ, 1991. 184 с.

  21. Ревина Е.Г. Особенности формирования логического мышления учащихся в начальной школе / Е.Г. Ревина, А.З. Гусейнов // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. Вып. 3. № 6. Саратов, 2006. С. 104 - 106.

  22. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. / Г.К. Селевко М.: Народное образование, 2005. 553 с.

  23. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология : учеб.для студ. сред. учеб. зав. / Н.Ф. Талызина. М. : «Академия», 2006. 288 с

  24. Терехова Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе : автореф. Дисс. … канд. Педагог.наук / Г. В. Терехова. Екатеринбург, 2002. 148 с.

  25. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. М.: Просвещение, 1990. 260 с.

  26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373), 2015. 30 с.

  27. Федотова А.В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования / А.В. Федотова: URL: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866 (дата обращения 12.12.2019)

  28. Федюнина Т.П. Формирование логической группы познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения при анализе художественного текста / Т.П. Федюнина // Научный альманах. 2018. №. 6-1(44). С.182-184

  29. Хуторской А.В. Эвристическое обучение / А.В. Хуторской // Хуторской А.В. Современная дидактика / А.В. Хуторской. 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 2007. 639 с.