Файл: Цель нир Методическое сопровождение открытого банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся на цифровой платформе Разработка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 59 классов по шести направлениям (математи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
РЕФЕРАТ
Ключевые слова: измерительные материалы, мониторинг, функциональная грамотность, основная школа, качество образования, цифровая платформа, математическая, естественнонаучная, читательская, финансовая грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции, экспертная оценка.
Цель НИР: Методическое сопровождение открытого банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся на цифровой платформе Разработка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям
(математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению).
Задачи на 2020 год:
1. Разработка научно-методических подходов обновления банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям (математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению).
2. Разработка комплекта заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям функциональной грамотности.
3. Проведение экспертизы разработанных заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям функциональной грамотности. Доработка заданий по результатам экспертизы.
4. Разработка методического обеспечения введения разработанных заданий (тестологическое и техническое обеспечение работы) в электронный банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
Объект исследования: качество образования в основной школе
Предмет исследования: функциональная грамотность обучающихся
5 -9 классов основной школы по шести составляющим – математической,

2 естественнонаучной, финансовой, читательской грамотности, глобальным компетенциям и креативному мышлению.
Методы
исследования: анализ литературы, компьютерное тестирование, количественный и качественный анализ результатов, экспертная оценка.
Основные результаты, полученные в ходе исследования:
В рамках задачи 1 разработаны научно-методические подходы обновления банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям (математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению) с учётом методологии международных сравнительных исследований
(PISA,
TIMSS) и особенностей Федерального электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности.
Разработанные научно-методические подходы обеспечивают преемственность с разработанным банком заданий, размещённым на портале РЭШ.
Результаты выполнения данной задачи представлены в Приложении 1
(объем – 1 п.л.).
В рамках задачи 2 разработан комплект заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям
(математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению) в соответствии с основными подходами обновления банка заданий (542 задания, в том числе не менее 100 заданий по основным направлениям (математической, читательской и естественнонаучной грамотности).
В рамках задачи 3 была проведена экспертиза разработанных заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям функциональной грамотности с привлечением специалистов в области разработки компетентностно-ориентированных заданий, учителей и специалистов в области оценки качества образования
(Экспертные заключения представлены в Приложении 3, объем – 4,2 п.л.).


3
По результатам экспертизы были доработаны задания для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям функциональной грамотности. Задания представлены в Приложении 2, общий объем – 27,8 п.л.).
В рамках задачи 4 было подготовлено методическое обеспечение введения разработанных заданий в электронный банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности для проведения апробации. Разработка включала тестологическое и техническое обеспечение работы.
Результаты выполнения задачи представлены в Приложении 4 (общий объем – 1,1 п. л.).
Рекомендации по внедрению:
Разработанные материалы могут послужить основой для проведения работ по различным направлениям, связанным с проведением в России международных и национальных исследований качества образования, что должно повысить эффективность использования результатов данных исследований для повышения качества российского образования.
Подготовленные банки заданий и методические рекомендации по их использованию в учебном процессе могут служить педагогической базой для разработки заданий по функциональной грамотности, а также для системы повышения квалификации учителей (оценки их профессиональной компетентности и формирования стратегий развивающего обучения).

4
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
...................................................................................... 5
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
...................................................................... 8 1.
Разработка научно-методических подходов обновления банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям (математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению)
..................... 8 2. Разработка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям
(математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению)
.............................................................................................. 12 3. Экспертиза заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям
(математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению).
Доработка заданий после экспертизы.
.................................................. 20
на систему заданий для учащихся 7 класса для формирования и оценки функциональной грамотности по направлению
................................................ 23
«Глобальные компетентности (проблемы)»
............................................ 23 4. Методическое обеспечение введения разработанных заданий в электронный банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности для проведения апробации
................ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
............................................................................. 62
Список использованных источников
.......................................... 66
Список приложений к отчёту, представленных в электронном виде
........................................................................................................... 71


5
ВВЕДЕНИЕ
В указе Президента России В.В. Путина от 7 мая 2018 года определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года. В целях осуществления прорывного научно- технического и социально-экономического развития страны планируется обеспечение вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира, в том числе обеспечение темпов экономического роста выше мировых.
Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Международные исследования в области образования год за годом подтверждают, что российские учащиеся сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности во время переноса предметных знаний в ситуации, приближенные к жизненным реальностям.
Основной причиной невысоких результатов российских учащихся 15- летнего возраста (выпускников основной школы) является недостаточная сформированность у учащихся способности использовать (переносить) имеющиеся предметные знания и умения при решении задач, приближенных к реальным ситуациям, а также невысокий уровень овладения общеучебными умениями - поиска новых или альтернативных способов решения задач, проведения исследований или групповых проектов.
Данная причина в основном связана с особенностями организации учебного процесса в российских школах, его ориентации на овладение предметными знаниями и умениями, решение типичных (стандартных задач), как правило, входящих в демоверсии или банки заданий ОГЭ и ЕГЭ. Следует также отметить недостаточную подготовку учителей в области формирования функциональной грамотности, а также отсутствие необходимых учебно- методических материалов.
Решить проблему повышения функциональной грамотности школьников можно только:

6
- при системных комплексных изменениях в учебной деятельности учащихся;
- переориентации системы образования на новые результаты, связанные с
«навыками 21 века» - функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных стратегий поведения в различных ситуациях.
В связи с этим, одной из задач Министерства Просвещения становится разработка учебно-методических материалов для организации учебного процесса, направленных на формирование у учащихся навыков, необходимых выпускникам школ для активной жизни в современном обществе, а также организация мониторинга формирования способности применять полученные в процессе обучения знания для решения различных учебных и практических задач (функциональной грамотности). Это актуальное для реализации задач, поставленных президентом РФ, направление включает разработку национального инструментария и технологии оценки функциональной грамотности, а также проведение работ по оценке качества общего образования на основе методологии и инструментария международных исследований качества подготовки обучающихся.
Цель НИР: Методическое сопровождение открытого банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся на цифровой платформе Разработка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям
(математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению).
Задачи исследования на 2020 год:
1. Разработка научно-методических подходов обновления банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям (математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению).
2. Разработка комплекта заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям функциональной грамотности.


7 3. Проведение экспертизы разработанных заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям функциональной грамотности. Доработка заданий по результатам экспертизы.
4. Разработка методического обеспечения введения разработанных заданий (тестологическое и техническое обеспечение работы) в электронный банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности.
Объект исследования: качество образования в основной школе
Предмет исследования: функциональная грамотность обучающихся
5 -9 классов основной школы по шести составляющим – математической, естественнонаучной, финансовой, читательской грамотности, глобальным компетенциям и креативному мышлению.
Методы
исследования: анализ литературы, компьютерное тестирование, количественный и качественный анализ результатов, экспертная оценка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что все учебно-методические материалы, которые будут разработаны в ходе выполнения темы после доработки по результатам апробации, будут открыты для использования в учебном процессе и повышения квалификации учителей, а также для дальнейших работ по мониторингу системы образования. Разработанные учебно-методические материалы послужат основой для проведения работ по различным направлениям, связанным с проведением в России международных и национальных исследований качества образования, что должно повысить эффективность использования результатов данных исследований для повышения качества российского образования.

8
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.
Разработка научно-методических подходов обновления банка
заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся
5-9 классов по шести направлениям (математической, читательской,
естественнонаучной,
финансовой
грамотности,
глобальной
компетентности и креативному мышлению)
Разработка научно-методических подходов обновления банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов по шести направлениям (математической, читательской, естественнонаучной, финансовой грамотности, глобальной компетентности и креативному мышлению) осуществлялась с учетом:
- методологии международных сравнительных исследований (PISA,
TIMSS;
- особенностей Федерального электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности;
- обеспечения преемственности с разработанным банком заданий, размещенным на портале РЭШ.
Разработка научно-методических подходов обновления банка заданий для формирования функциональной грамотности включала следующие этапы:
1) подготовка обобщающих таблиц для анализа дефицитов по характеристикам заданий (область содержания, оцениваемые компетенции, уровень сложности, формат задания,
2) анализ банка заданий для обучающихся 5-9 классов, разработанных за период 2019-2020 годы с целью выявления
3) выявление содержательных и компетентностных областей, по которым необходимо обновить или дополнить банк заданий;
4) разработка новых подходов к структурированию комплексных заданий, например, на основе конструкторов;
5) выделение групп заданий, которые могли бы использоваться в школах, демонстрирующих разные по уровню образовательные результаты;


9 6) определение направлений обновления банка - разработки новых заданий по основным характеристикам.
Некоторые общие принципы доработки банка заданий
При разработке нового поколения заданий по функциональной грамотности предполагается усилить проблемный характер комплексных заданий, то есть построение заданий в рамках данного комплексного задания по возможности вокруг общей проблемы. Также будет выдержано более сбалансированное распределение заданий по сложности в рамках определённого комплексного задания. Это подразумевает не только запланированное процентное соотношение заданий разных уровней сложности, но и последовательность расположения заданий разной сложности по ходу выполнения комплексного задания. Так, наиболее трудные задания, по возможности, не должны завершать комплексное задание, с тем, чтобы у учащихся оставалось достаточно времени и сохранялся настрой для их выполнения. Вместе с тем начинаться комплексное задание должно с достаточно простого задания, что создавало бы мотивацию успеха у большинства учащихся.
В качестве примера представлена часть таблицы по математической грамотности (таблица 1.1.) и предложения по обновлению банка заданий по математической грамотности для 5-6 классов.

10
Таблица 1.1.
Анализ банка заданий по математической грамотности для
учащихся 5 класса.
Класс
5 класс
Количество Комплексных заданий/%
8
Количество отдельных заданий/%
16
Область содержани я
Изменения и зависимости
1 6,3
Количество
6 37,5
Пространство и форма
5 31,3
Неопределенность и данные
4 25,0
Оценивае- мая компетент- ность
Применять
8 50,0
Формулировать
3 18,8
Рассуждать
4 25,0
Интерпретировать
1 6,3
Уровень сложности
Низкий
4 25,0
Средний
9 56,3
Высокий
3 18,8
Формат ответа
Выбор одного ответа
1 6,3
Выбор нескольких ответов
4 25,0
Задание на соответствие
0 0,0
Развернутый ответ
4 25,0
Комплексное задание с выбором ответа и пояснением к нему
2 12,5
Краткий ответ
0 0,0
Несколько кратких ответов
5 31,3
Контекст
Личный
11 68,8
Общественный
1 6,3
Научный
3 18,8
Образовательный
1 6,3
Что планируется учесть и обеспечить при разработке банка заданий в рамках Госзаказа 2020-2021гг.
Интерпретация данных, представленных в этой матрице, с учётом содержания и результатов выполнения разработанных заданий для 5-6 классов позволили сформулировать ряд положений, которые планируется учесть при разработке новых заданий:
Сюжеты