Файл: Содержание введение глава основные понятия поисковоспасательных работ.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общий алгоритм проведения поисково-спасательных работ
В общем виде алгоритм проведения поисково-спасательных работ можно представить в следующем виде:
- Сбор и первичный анализ информации
- Определение района поиска
- Сбор дополнительной информации. Оценка рисков
- Определение текущего метода и тактики поиска существующими силами
- Организация и выезд поисковых групп
- Постановка задач поисковым групп
Особенностью проведения ПСР в лесу является необходимость постоянно
корректировать тактику проведения работ в соответствии с поступающими данными (или их отсутствием), погодными условиями и временем, прошедшим с момента пропажи. В большинстве случаев, поиск происходит при недостаточных неподтвержденных исходных данных. В связи с этим, на каждом этапе поиска должна проводиться переоценка данных и повторный анализ ситуации.
В общем случае поиск на местности может быть осуществлен с применением:
- Подготовленных пеших поисково-спасательных групп
- Неподготовленных людей
- Технических средств поиска и транспорта (авто, вело, авиа)
- Кинологических расчетов
Поиск с применением небольших подготовленных пеших поисково-спасательных групп.
Поисковая группа в пешем порядке может осуществлять:
- Поиск по крупным линейным ориентирам, ограничивающим район поисков
- Поиск по маршрутам, тропам, границам открытых пространств;
- Проверка мест вероятного нахождения пострадавшего;
- Поиск по квадратам.
Группа большей численности применяется как правило при наличии у группы специальных задач (например, эвакуация пострадавшего) или при необходимости обеспечить передвижение по сложной местности. (например, горная местность, переправы и т.п.)
Так же большой состав группы применяется при поиске путем прочесывания.
При поиске, пешая поисковая группа передвигается по запланированному маршруту и производит осмотр местности с целью поиска пострадавшего, его следов, а также подает звуковые сигналы с целью получения отклика от пострадавшего.
Поиск пешими мобильными группами достаточно трудоемкая задача. Скорость передвижения пеших групп невелика, но в отличие от наземного транспорта, обеспечивает практически 100% доступность всех районов поиска. Именно пешая группа обеспечивает максимально качественный осмотр местности с целью поиска следов и обладает наибольшей эффективностью при поиске источника звука (отклика пострадавшего).
Поиск с применением неподготовленных людей.
- Поиск по маршрутам в смешанных группах
- Осмотр ближних зон района поиска
- Прочесывание шеренгой совместно со спасателями
-Проведение оповещения среди местных жителей
Применение неподготовленных людей, в особенности массовое, предъявляет повышенные требования к безопасности и организации поисковых работ.
При массовом привлечении неподготовленных людей, возникает необходимость в инфраструктуре для управления ими на месте поисков (учет, обеспечение) безопасности, питание, отдых, постановка и контроль выполнения задач, транспорт и др.).
Для организации управления привлеченными силами, требуется существенные
квалифицированные кадры. Следует обратить внимание, что задействованные в организационных работах квалифицированные спасатели, не могут выполнять самостоятельные задачи в рамках поиска. Таким образом, может возникнуть ситуация, при которой, эффект от привлечения неподготовленных людей оказывается меньше, чем потери от отрыва квалифицированных спасателей от процесса поиска для организации работ неподготовленных людей.
Перед использованием необходимо оценить:
- экипировку
- физическую подготовку
- навыки передвижения по местности
- умение ориентироваться и использовать средства связи/навигации
- эмоциональную и психологическую устойчивость
- мотивацию
При применении смешанных групп (подготовленные и неподготовленные
люди) следует учитывать возможные негативные факторы:
- снижение общей скорости передвижения группы по самому слабому участнику. Это уменьшает возможную длину маршрута и увеличивает время выполнения задачи.
- преждевременное снижение концентрации внимания, вызванное ранней усталостью неподготовленного члена группы
- риск преждевременного прекращения следования по маршруту, в связи с недостаточной физической подготовкой
- повышенные риски получения травмы или невыполнения поставленной задачи в полном объеме, при работе на автономных и сложных маршрутах
Руководитель поисков должен учитывать эти риски и ставить посильные задачи.
Самостоятельная работа групп из неподготовленных людей.
Для самостоятельной работы групп из неподготовленных людей, логичным является выделение простых и безопасных задач в ближних районах поиска.
Такими задачами могут быть лесные массивы на окраинах или внутри
населенных пунктов (в пределах видимости), небольшие маршруты по дорогам.
Хорошим применением неподготовленных людей является проведение оповещения в населенных пунктах. При поисках методом прочесывания, применение неподготовленных людей чаще всего является вынужденной мерой, в силу крайней ресурсоемкости подобного мероприятия.
Поиск с применением специальных технических средств и транспорта.
Транспорт.
Преимуществом использования транспорта является возможность быстрого осмотра легкодоступной наземной территории поверхности прибрежных территорий.
Наземный транспорт (автомобиль, мотоцикл, вездеход, велосипед).
- проезд с осмотром по периметру предполагаемого района и по дорогам внутри района с остановками, осмотром и подачей звуковых сигналов
- расстановка транспортных средств на ключевых участках с целью периодической подачи звуковых сигналов оповещение местных жителей в зоне поиска.
Использование различных транспортных средств – эффективное дополнение к работе пеших групп. Как правило, с использованием транспорта можно осмотреть лишь небольшую часть района поиска (доступного на данном виде транспорта).
Обнаружение следов осложняется высокой скоростью перемещения. Поиск источников звука (отклик пострадавшего) требует регулярного отключения собственных источников шума (выключение двигателя автомобиля, мотоцикла, вездехода и т.п.), что замедляет скорость передвижения и осложняет процесс поиска. Поиск звукового источника практически невозможен в движении, что снижает вероятность обнаружения пострадавшего.
Водный транспорт.
Осмотр прибрежной полосы с использованием лодок и катеров осмотр логичен, когда:
- объект поиска планировал преодоление водных преград, сплав или нахождение в непосредственной близости от воды, например, на рыбалке - водная артерия является логичным линейным ориентиром, ограничивающим район
- протяженность пешего маршрута вдоль водного объекта превышает разумную, для пеших групп
- позволяет получить ракурс осмотра берегов от поверхности воды снизу-вверх (в особенности при наличии обрывов, террас, каньонов)
- естественный канал прохождения звука
Средства воздушного наблюдения (самолеты, вертолеты, парапланы, БПЛА..)
- осмотр открытых пространств с воздуха
- поиск с воздуха при наличии связи с пострадавшим
-оповещение и поиск с использованием звука-усилительной аппаратуры
1.4 Способы транспортировки пострадавших в лесу
Общее планирование эвакуации.
При нахождении пострадавшего, после оказания первой помощи основной задачей всех спасательных команд становится безопасная эвакуация пострадавшего. В зависимости от особенностей местности, состояния здоровья и физической подготовки потерявшегося могут использоваться следующие варианты:
- самостоятельный выход пострадавшего в сопровождении спасателей - эвакуация неподвижного пострадавшего на носилках;
- ожидание дополнительной помощи на месте (например, медицинской);
- ожидание транспорта для эвакуации (воздушный или наземный транспорт).
Задачей оперативного руководителя поисковой операции является определить сценарий эвакуации и определить порядок ее осуществления. Выход из района должен осуществляться по наименее трудоемкому маршруту.
Самостоятельный выход пострадавшего в сопровождении спасателей
Решение на самостоятельный выход пострадавшего в сопровождении спасателей принимается после тщательной оценки состояния пострадавшего и сложности маршрута.
При проведении эвакуации рекомендуется использовать все доступные поисковые группы для содействия этому процессу. Они могут обеспечивать прокладку маршрута (в трудных районах), обеспечивать переправы и т.п. Дополнительные поисковые группы могут быть направлены навстречу выходящим.
Эвакуация неподвижного пострадавшего силами спасателей
В случаях, когда пострадавший не может передвигаться самостоятельно, эвакуация осуществляется силами спасателей. Важно убедиться, что перемещение пострадавшего будет безопасным для состояния его здоровья.
Эвакуация неподвижного пострадавшего осуществляется на носилках, на руках или с использованием подручных средств.
Вне зависимости от способа переноски, «вынос» пострадавшего ресурсоемкая задача. Руководитель поисковых работ должен привлечь максимальное количество ресурсов для этой операции. Во многих случаях разумно дополнительно привлекать физически крепких людей из числа местных жителей, военных.
Для длительного перемещения пострадавшего на носилках необходимо не менее 4-х человек. Нужно учитывать, что переноска носилок в лесу сложная и тяжелая работа. Для безостановочной транспортировки необходимо обеспечить смену несущих.
Общий рекомендуемый состав команды спасателей, несущих носилки – 6-8 человек. Дополнительно нужно выделить отдельного спасателя, обеспечивающего прокладку маршрута для несущих носилки, обеспечивающего оптимальный маршрут обхода препятствий. Перемещение по лесу с носилками существенно сложнее, чем одиночный проход. Часто это требует дополнительного поиска габаритных мест прохода, вырубки отдельных препятствий, организации переправ, освещения и т.п.
При перемещении пострадавшего отдельный спасатель должен постоянно контролировать состояние пострадавшего. Пострадавшему необходимо обеспечить комфортные температурные условия, оградить от попадания веток в лицо. Очень желательны защитные очки. В сложных ситуациях необходима каска. Пример команды эвакуации при транспортировке в сложных условиях.
- разведчик с навигатором, прокладывающий маршрут и пути обхода препятствий;
- 1-2 спасателя, расчищающие проход по маршруту, указанному разведчиком;
- 4 спасателя, несущие носилки;
- 1 спасатель контролирующий состояние пострадавшего;
- 1-2 отдыхающих сменных «носильщика».
Скорость передвижения команды с носилками обычно как минимум в 2 раза ниже стандартной скорости передвижения по данной местности.
Для замены уставших спасателей разумнее высылать на встречу эвакуационной группе смену, дополнительной функцией которых, может быть подготовка маршрута движения.
В общем виде алгоритм проведения поисково-спасательных работ можно представить в следующем виде:
- Сбор и первичный анализ информации
- Определение района поиска
- Сбор дополнительной информации. Оценка рисков
- Определение текущего метода и тактики поиска существующими силами
- Организация и выезд поисковых групп
- Постановка задач поисковым групп
Особенностью проведения ПСР в лесу является необходимость постоянно
корректировать тактику проведения работ в соответствии с поступающими данными (или их отсутствием), погодными условиями и временем, прошедшим с момента пропажи. В большинстве случаев, поиск происходит при недостаточных неподтвержденных исходных данных. В связи с этим, на каждом этапе поиска должна проводиться переоценка данных и повторный анализ ситуации.
В общем случае поиск на местности может быть осуществлен с применением:
- Подготовленных пеших поисково-спасательных групп
- Неподготовленных людей
- Технических средств поиска и транспорта (авто, вело, авиа)
- Кинологических расчетов
Поиск с применением небольших подготовленных пеших поисково-спасательных групп.
Поисковая группа в пешем порядке может осуществлять:
- Поиск по крупным линейным ориентирам, ограничивающим район поисков
- Поиск по маршрутам, тропам, границам открытых пространств;
- Проверка мест вероятного нахождения пострадавшего;
- Поиск по квадратам.
Группа большей численности применяется как правило при наличии у группы специальных задач (например, эвакуация пострадавшего) или при необходимости обеспечить передвижение по сложной местности. (например, горная местность, переправы и т.п.)
Так же большой состав группы применяется при поиске путем прочесывания.
При поиске, пешая поисковая группа передвигается по запланированному маршруту и производит осмотр местности с целью поиска пострадавшего, его следов, а также подает звуковые сигналы с целью получения отклика от пострадавшего.
Поиск пешими мобильными группами достаточно трудоемкая задача. Скорость передвижения пеших групп невелика, но в отличие от наземного транспорта, обеспечивает практически 100% доступность всех районов поиска. Именно пешая группа обеспечивает максимально качественный осмотр местности с целью поиска следов и обладает наибольшей эффективностью при поиске источника звука (отклика пострадавшего).
Поиск с применением неподготовленных людей.
- Поиск по маршрутам в смешанных группах
- Осмотр ближних зон района поиска
- Прочесывание шеренгой совместно со спасателями
-Проведение оповещения среди местных жителей
Применение неподготовленных людей, в особенности массовое, предъявляет повышенные требования к безопасности и организации поисковых работ.
При массовом привлечении неподготовленных людей, возникает необходимость в инфраструктуре для управления ими на месте поисков (учет, обеспечение) безопасности, питание, отдых, постановка и контроль выполнения задач, транспорт и др.).
Для организации управления привлеченными силами, требуется существенные
квалифицированные кадры. Следует обратить внимание, что задействованные в организационных работах квалифицированные спасатели, не могут выполнять самостоятельные задачи в рамках поиска. Таким образом, может возникнуть ситуация, при которой, эффект от привлечения неподготовленных людей оказывается меньше, чем потери от отрыва квалифицированных спасателей от процесса поиска для организации работ неподготовленных людей.
Перед использованием необходимо оценить:
- экипировку
- физическую подготовку
- навыки передвижения по местности
- умение ориентироваться и использовать средства связи/навигации
- эмоциональную и психологическую устойчивость
- мотивацию
При применении смешанных групп (подготовленные и неподготовленные
люди) следует учитывать возможные негативные факторы:
- снижение общей скорости передвижения группы по самому слабому участнику. Это уменьшает возможную длину маршрута и увеличивает время выполнения задачи.
- преждевременное снижение концентрации внимания, вызванное ранней усталостью неподготовленного члена группы
- риск преждевременного прекращения следования по маршруту, в связи с недостаточной физической подготовкой
- повышенные риски получения травмы или невыполнения поставленной задачи в полном объеме, при работе на автономных и сложных маршрутах
Руководитель поисков должен учитывать эти риски и ставить посильные задачи.
Самостоятельная работа групп из неподготовленных людей.
Для самостоятельной работы групп из неподготовленных людей, логичным является выделение простых и безопасных задач в ближних районах поиска.
Такими задачами могут быть лесные массивы на окраинах или внутри
населенных пунктов (в пределах видимости), небольшие маршруты по дорогам.
Хорошим применением неподготовленных людей является проведение оповещения в населенных пунктах. При поисках методом прочесывания, применение неподготовленных людей чаще всего является вынужденной мерой, в силу крайней ресурсоемкости подобного мероприятия.
Поиск с применением специальных технических средств и транспорта.
Транспорт.
Преимуществом использования транспорта является возможность быстрого осмотра легкодоступной наземной территории поверхности прибрежных территорий.
Наземный транспорт (автомобиль, мотоцикл, вездеход, велосипед).
- проезд с осмотром по периметру предполагаемого района и по дорогам внутри района с остановками, осмотром и подачей звуковых сигналов
- расстановка транспортных средств на ключевых участках с целью периодической подачи звуковых сигналов оповещение местных жителей в зоне поиска.
Использование различных транспортных средств – эффективное дополнение к работе пеших групп. Как правило, с использованием транспорта можно осмотреть лишь небольшую часть района поиска (доступного на данном виде транспорта).
Обнаружение следов осложняется высокой скоростью перемещения. Поиск источников звука (отклик пострадавшего) требует регулярного отключения собственных источников шума (выключение двигателя автомобиля, мотоцикла, вездехода и т.п.), что замедляет скорость передвижения и осложняет процесс поиска. Поиск звукового источника практически невозможен в движении, что снижает вероятность обнаружения пострадавшего.
Водный транспорт.
Осмотр прибрежной полосы с использованием лодок и катеров осмотр логичен, когда:
- объект поиска планировал преодоление водных преград, сплав или нахождение в непосредственной близости от воды, например, на рыбалке - водная артерия является логичным линейным ориентиром, ограничивающим район
- протяженность пешего маршрута вдоль водного объекта превышает разумную, для пеших групп
- позволяет получить ракурс осмотра берегов от поверхности воды снизу-вверх (в особенности при наличии обрывов, террас, каньонов)
- естественный канал прохождения звука
Средства воздушного наблюдения (самолеты, вертолеты, парапланы, БПЛА..)
- осмотр открытых пространств с воздуха
- поиск с воздуха при наличии связи с пострадавшим
-оповещение и поиск с использованием звука-усилительной аппаратуры
1.4 Способы транспортировки пострадавших в лесу
Общее планирование эвакуации.
При нахождении пострадавшего, после оказания первой помощи основной задачей всех спасательных команд становится безопасная эвакуация пострадавшего. В зависимости от особенностей местности, состояния здоровья и физической подготовки потерявшегося могут использоваться следующие варианты:
- самостоятельный выход пострадавшего в сопровождении спасателей - эвакуация неподвижного пострадавшего на носилках;
- ожидание дополнительной помощи на месте (например, медицинской);
- ожидание транспорта для эвакуации (воздушный или наземный транспорт).
Задачей оперативного руководителя поисковой операции является определить сценарий эвакуации и определить порядок ее осуществления. Выход из района должен осуществляться по наименее трудоемкому маршруту.
Самостоятельный выход пострадавшего в сопровождении спасателей
Решение на самостоятельный выход пострадавшего в сопровождении спасателей принимается после тщательной оценки состояния пострадавшего и сложности маршрута.
При проведении эвакуации рекомендуется использовать все доступные поисковые группы для содействия этому процессу. Они могут обеспечивать прокладку маршрута (в трудных районах), обеспечивать переправы и т.п. Дополнительные поисковые группы могут быть направлены навстречу выходящим.
Эвакуация неподвижного пострадавшего силами спасателей
В случаях, когда пострадавший не может передвигаться самостоятельно, эвакуация осуществляется силами спасателей. Важно убедиться, что перемещение пострадавшего будет безопасным для состояния его здоровья.
Эвакуация неподвижного пострадавшего осуществляется на носилках, на руках или с использованием подручных средств.
Вне зависимости от способа переноски, «вынос» пострадавшего ресурсоемкая задача. Руководитель поисковых работ должен привлечь максимальное количество ресурсов для этой операции. Во многих случаях разумно дополнительно привлекать физически крепких людей из числа местных жителей, военных.
Для длительного перемещения пострадавшего на носилках необходимо не менее 4-х человек. Нужно учитывать, что переноска носилок в лесу сложная и тяжелая работа. Для безостановочной транспортировки необходимо обеспечить смену несущих.
Общий рекомендуемый состав команды спасателей, несущих носилки – 6-8 человек. Дополнительно нужно выделить отдельного спасателя, обеспечивающего прокладку маршрута для несущих носилки, обеспечивающего оптимальный маршрут обхода препятствий. Перемещение по лесу с носилками существенно сложнее, чем одиночный проход. Часто это требует дополнительного поиска габаритных мест прохода, вырубки отдельных препятствий, организации переправ, освещения и т.п.
При перемещении пострадавшего отдельный спасатель должен постоянно контролировать состояние пострадавшего. Пострадавшему необходимо обеспечить комфортные температурные условия, оградить от попадания веток в лицо. Очень желательны защитные очки. В сложных ситуациях необходима каска. Пример команды эвакуации при транспортировке в сложных условиях.
- разведчик с навигатором, прокладывающий маршрут и пути обхода препятствий;
- 1-2 спасателя, расчищающие проход по маршруту, указанному разведчиком;
- 4 спасателя, несущие носилки;
- 1 спасатель контролирующий состояние пострадавшего;
- 1-2 отдыхающих сменных «носильщика».
Скорость передвижения команды с носилками обычно как минимум в 2 раза ниже стандартной скорости передвижения по данной местности.
Для замены уставших спасателей разумнее высылать на встречу эвакуационной группе смену, дополнительной функцией которых, может быть подготовка маршрута движения.