Файл: Программа факультативного занятия с педагогомпсихологом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3 1.
Характеристика муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 3 Сказка» г.
Дмитров………………………………………………………………..………4 2.
Специфика работы педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 3 «Сказка» г.
Дмитров………………………………………………………………...……...9 3.
Программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с низким уровнем познавательной активности………………………………………………………………..…..12 4.
Программа факультативного занятия с педагогом-психологом…………16
Заключение………………………………… …………….................................19
Список использованных источников………………………..………………..….20
Приложения……………………………………………………………………..….22
3
Введение
Производственная практика проходила 4 недели, с 21 октября по 15 ноября 2019 года, на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида номер 3 Сказка» г. Дмитров.
Суть практики заключалась в исполнении обязанностей педагога-психолога.
Работа проводилась с воспитанниками подготовительной группы, 6 – 7 лет.
Целью педагогической практики является самостоятельная (под наблюдением руководителя практики) реализация полученных в учебном процессе компетенций в психолого-педагогической деятельности по сопровождению образовательного процесса.
Задачами педагогической практики выступают:
формирование педагогической самостоятельности на основе проведения
(под наблюдением руководителя практики) целостных развивающих занятий с обучающимися;
формирование умения комплексной педагогической рефлексии образовательного процесса и самого себя как его субъекта и будущего профессионала;
углубление знаний о психолого-педагогических условиях реализации образовательных программ;
психолого-педагогическое сопровождение воспитанников подготовительной группы;
выявление детей с СДВГ и задержкой психического развития с последующим выяснением причин и поиском путей решения проблемы;
работа с педагогами детского сада и с родителями воспитанников.
Также во время прохождения практики практикант принимал участие в заседании Методического Совета педагогов дошкольного образования, где представлял свой научный доклад на тему «Ментальная арифметика как эффективный метод развития внимательности у дошкольников».
4
1. Характеристика организации «Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида
№ 3 Сказка» г. Дмитров
Практика педагога-психолога была организована на базе центра психолого-педагогического сопровождения в организации «Муниципальное дошкольное образ. учреждение детский сад комбинированного вида номер 3
Сказка» г. Дмитров. Практикант осуществлял работу с детьми 6 - 7 лет
(подготовительная группа детского сада), среди них – дети с ограниченными возможностями здоровья и дети с задержкой психического развития.
А также воспитанники с СДВГ. Из общего количества 30 детей(подготовительная группа «Котята») 15 человек – дети с СДВГ и другими неврологическими нарушениями, испытывающие значительные трудности в обучении и считающиеся плохо воспринимающими учебный материал.
Профессиональные задачи, решаемые дошкольным образовательным учреждением:
-Организация обучения и воспитания детей 2 – 7 лет в соответствии с государственными стандартами по программе Вераксы «От рождения до школы»;
-Психолого-педагогическое сопровождение детей;
-Организация учебно-просветительской и кружково-секционной работы для детей;
-Охрана и защита прав ребенка на образование;
-Работа с родителями – помощь родителям в воспитании и обучении детей, надзор за условиями, в которых ребенок проживает в семье;
-Профилактика распространения вредных привычек, пропаганда спорта и здорового образа жизни среди детей и их родителей.
Данные задачи реализуются детским садом совместно с центром психолого-педагогического сопровождения.
5
Планирование и организация работы осуществляется в соответствии с
Уставом организации – главным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность организации, все планы согласовываются с региональным отделом Управления образования и региональным Отделом Управления социальной защиты.
Структура управления. Администрация дошкольного образовательного учреждения состоит из:
-Заведующего;
-Зам заведующего воспитательной работе;
-Зам заведующего по психолого-педагогическому сопровождению детей;
-Зам заведующего по общим вопросом;
-Заведующего хозяйственной службой;
-Секретаря;
-Сотрудников бухгалтерии.
Стиль управления, практикуемый в организации – либерально- демократический. Нормативные документы, регламентирующие работу специалистов:
Устав Организации;
-Федеральный Закон об образовании;
-Региональные нормативно-правовые акт о психолого- педагогическом сопровождении дошкольников;
-Региональные нормативно-правовые акты об организации дополнительного образования для воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
Категории детей, обучающихся в детском саду комбинированного вида, на базе которого проходила практика:
-Дети с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха и зрения);
-Практически здоровые дети;
-Дети из социально неблагополучных и многодетных семей;
6
-Одаренные дети, демонстрирующие высокий уровень развития интеллекта;
-Дети, демонстрирующие средний уровень интеллекта;
-Дети, плохо усваивающие новый материал и демонстрирующие задержку психического развития (включая гиперактивных детей, страдающих
СДВГ и требующих индивидуального подхода при воспитании и обучении).
Из 30 человек, посещающих подготовительную группу, трое детей имеют ярко выраженную задержку психического развития. Четыре человека имеют диагноз СДВГ, пять человек – неврологические нарушения, вызванные родовыми травмами. Все эти воспитанники требуют индивидуального подхода.
При обучении и воспитании.
Организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников организуется за счет средств из регионального и федерального бюджета.
Основные направления профессиональной деятельности педагогов и специалистов дошкольного образовательного учреждения:
-Социальная адаптация воспитанников к условиям дошкольного образовательного учреждения и повышение мотивации к познавательной деятельности
-Регулярный контроль психического развития учащихся с использованием разнообразных методов (устные опросы, тесты, ролевые игры, рисуночные тесты, беседа с родителями и педагогами конкретных воспитанников);
-Организация дополнительной образовательной деятельности
– проведение утренников, праздников,, конкурсов, смотров и других видов дополнительных мероприятий;
-Работа с родителями (опекунами) и родственниками у воспитанников, психолого-педагогическая помощь воспитанникам из неблагополучных семей и в трудной жизненной ситуации.
Одно из важнейших направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения – охрана и защита детства. Ежегодно в центре
7 психолого-педагогического сопровождения на базе дошкольного образовательного учреждения получают помощь дети, по разным причинам демонстрирующие низкую познавательную активность и плохо воспринимающие информацию.
Одна треть из этих детей –воспитанники подготовительной группы
«Котята». Среди них несколько человек с ограниченными возможностями здоровья. Сотрудники центра психолого-педагогического сопровождения проводят обширную просветительскую работу с родителями, выявляя неблагополучные семьи и разрабатывая индивидуальные рекомендации для каждой семьи по повышению уровня познавательной активности и психического развития детей.
Для выявления детей, демонстрирующих задержки психического развития, с целью повышения мотивации к познавательной активности сотрудники центра психолого-педагогического сопровождения проводят регулярные консультации и тестирования; по итогам тестов и консультаций проводятся факультативные занятия с целью успешного освоения и закрепления воспитанниками информации, которую должны усвоить дети в рамках дошкольной образовательной программы «От рождения до школы».
Работа с повышением мотивации к познавательной активности ведется по следующим основным направлениям:
-Организация консультирования воспитанников, направленного на выявление причин задержки психического развития;
-Организация группового тестирования воспитанников по основным критериям психического развития с целью диагностик задержек или отклонений;
-Организация дополнительных занятий со психологом и воспитателями для детей, по разным причинам имеющих задержки психического развития;
-Помощь семьям в обучении и воспитании детей и в совместной творческой работе с детьми – воспитанниками дошкольного образовательного учреждения;
8
-Профилактическая работа с социально неблагополучными семьями;
-Организация дополнительных занятий и мероприятий для воспитанников , отличающихся высоким уровнем интеллектуального развития и демонстрирующими большой интерес к познавательной активности;
-Организация дополнительных занятий и групп продленного дня для детей из неблагополучных семей, которым условия жизни дома не позволяют надлежащим образом развиваться в соответствии с возрастом;
-Составление индивидуальных планов психолого-педагогического сопровождения для детей, демонстрирующих крайне низкий уровень интеллектуального развития и для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Данные направления реализуются под руководством заведующего дошкольного образовательного учреждения, психолога и социального педагога дошкольного образовательного учреждения. С целью организации физического воспитания и пропаганды здорового образа жизни для воспитанников администрация дошкольного образовательного учреждения работает в тесном сотрудничестве с районным физкультурно-оздоровительным комплексом.
Для воспитанников дошкольного образовательного учреждения во время летних каникул организуется выезд за город: дети получают четырехразовое питание, участвуют в спортивных и развлекательных мероприятиях, занимаются творческой работой в кружках; для воспитанников, отправляющихся на загородный отдых, проводятся утренники, праздники, занятия в кружках и секциях по интересам, соревнования и конкурсы.
9
2. Специфика работы педагога-психолога
в организации «Муниципальное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида № 3 Сказка» г. Дмитров
Педагог-психолог в средней дошкольном образовательном учреждении осуществляет психолого-педагогическое сопровождение воспитанников младшей, средней и старшей (подготовительной) возрастной групп с целью повысить уровень интеллектуального и психического развития и социальной адаптации воспитанников. Также педагог-психолог осуществляет диагностику общего развития ребенка дошкольного возраста (2 – 7 лет) по плану:
-Беседа социального педагога с родителями (родственниками) и воспитателем (младшим воспитателем) ребенка;
-Посещение дома (квартиры), в которой живет ребенок с целью выявления возможных неблагоприятных условий для развития ребенка;
-Анкетирование и тестирование с целью выявления основных трудностей в обучении и воспитании;
-Беседа с социальным педагогом, направленная на выявление склонностей, интересов, увлечений ребенка;
-Постановка социального диагноза и разработка индивидуального плана психологической помощи;
-Разработка индивидуальной программы повышения уровня интеллектуального психического развития с целью успешного освоения материала в соответствии с государственными образовательными стандартами в рамках программы дошкольного образования Вераксы «От рождения до школы».
Во время производственной практики практикант, выполняющий обязанности психолога центра психолого-педагогического сопровождения, провел диагностику уровня психического и интеллектуального развития воспитанников подготовительной группы «Котята». В ходе диагностики было выявлено, что две трети тестируемых детей имеют задержки психического
10 развития, синдром СДВГ и низкую мотивацию к самостоятельной познавательной деятельности.
В связи с этим, на базе центра психолого-педагогической помощи был организован курс «Ментальная арифметика для дошкольников». Цель организации курса – ликвидация трудностей в самостоятельной познавательной деятельности у дошкольников 6 – 7 лет и повышение мотивации к самостоятельной познавательной активности.
В ходе педагогической практики практикант на базе центра психолого- педагогического сопровождения учащихся организовал групповые занятия ментальной арифметики для дошкольников. Для участия в занятиях были отобраны 10 детей 6 - 7–лет с низким уровнем познавательной активности, с низким уровнем мотивации к самостоятельной познавательной деятельности.
Трое из десяти воспитанников требовали индивидуального подхода в обучении и воспитании в связи с особенностями психического развития. На занятиях воспитанники под руководством педагога-психолога осваивали основные методы и техники ментальной арифметики для дошкольников, занимались решением задач и примеров, получая знания в занимательной форме.
Контрольный срез, проведенный по показателям интеллектуального развития до и после групповых занятий ментальной арифметикой показал, что у
8 из 10 участников занятий после 10 групповых занятий по ментальной арифметике значительно улучшились мелкая моторика, память, наблюдательность и концентрация внимания.
Также удалось ликвидировать пробелы в знаниях, соответствующих возрасту и значительно повысить мотивацию к самостоятельной познавательной деятельности.
Это может служить доказательством эффективности данной психолого-педагогической методики коррекции интеллектуального развития дошкольников.
За время проведения производственной практики удалось провести два курса ментальной арифметики, по 10 групповых занятий в каждом курсе, для
11 воспитанников двух подготовительных групп – «Котята» и «Репка». Итог проделанной работы: поставленный эксперимент можно считать удачным, так как групповой курс ментальной арифметики оказал благотворное влияние на интеллектуальное развитие воспитанников, значительно улучшил концентрацию внимания и способствовал развитию наблюдательности. В ходе групповой работы были достигнуты следующие результаты:
-У детей значительно повысился уровень интеллектуального развития;
-Учащиеся получили необходимые знания в рамках программы дошкольного образования Вераксы «От рождения до школы»;
-Значительно улучшилась мелкая моторика рук, что оказало благотворное влияние на интеллектуальное развитие;
-Улучшилась концентрация внимания, что оказало благотворное влияние на подготовку к этапу самостоятельного чтения;
Воспитанники научились творчески подходить к решению стандартных арифметических задач и примеров, что способствовало значительному ускорению мыслительных процессов. Также изменилось отношение воспитанников к познавательной активности: дети перестали скучать на групповых занятиях с воспитателем, стали с удовольствием выполнять творческие задания дома, вместе с родителями.
Улучшилось и отношение воспитанников к детям, повысившим свой уровень интеллектуального развития. Двое воспитанников из группы изъявили желание принять участие в общероссийском математическом интернет- конкурсе для дошкольников. Также у воспитанников уменьшилось количество конфликтов со взрослыми, так как во время курса занятий по ментальной арифметике они научились конструктивно сотрудничать с педагогом.