Файл: Программа факультативного занятия с педагогомпсихологом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
3. Программа социально-психологической помощи
воспитанникам подготовительной группы с низким уровнем
познавательной активности
Для организации занятий ментальной арифметикой с целью повышений мотивации к самостоятельной познавательной активности было отобрано 2 группы по 10 человек. Это воспитанники подготовительных групп «Котята» и
«Репка», демонстрирующие низкий уровень познавательной активности и плохо усваивающие знания в рамках образовательной программы «О рождения до школы». Среди воспитанников, отобранных для занятий, были:
-часто болеющие дети, редко посещающие детский сад;
-учащиеся с нарушениями слуха и зрения;
-воспитанники из социально неблагополучных семей;
-воспитанники с низким уровнем интеллектуального развития;
-воспитанники с низким уровнем концентрации внимания;
-воспитанники с незначительными задержками психического развития;
-учащиеся с СДВГ, отличающиеся невнимательностью, рассеянностью, гиперактивностью.
Приемы педагогической диагностики трудностей в воспитании– посещение семьи и беседа с родителями, беседа с воспитателем и младшим воспитателем детей и социальным педагогом, тестирование воспитанников на уровень знаний в рамках программы «От рождения до школы», групповое и индивидуальное тестирование воспитанников на уровень концентрации внимания и наблюдательности при помощи специальных психологических тестов.
В результате диагностического исследования было выявлено, что причина основными причинами трудностей в воспитании и низкого уровня мотивации к самостоятельной познавательной деятельности являются:
-предвзятое отношение воспитателя к детям с особенностями в развитии;

13
-невнимательность родителей к процессу воспитания и обучения детей и к результатам их обучения и воспитания;
-проблемы с концентрацией внимания и наблюдательностью;
-слабое развитие мелкой моторики и, как следствие, слабое развитие зон головного мозга, отвечающих за логическое мышление;
-отсутствие дома надлежащих условий для правильного развития, воспитания и обучения (у детей из социально неблагополучных семей).
В ходе встречи с родителями воспитанников было выявлено, что:
-У многих детей отсутствует надлежащим образом оборудованное место для игр и занятий;
-У многих воспитанников отсутствует правильный распорядок дня дома, дети поздно ложатся из-за увлечения просмотром телевизора и компьютерными играми, из-за чего не могут воспринимать информацию на занятиях в детском саду;
-У 2/3 воспитанников есть заболевания или нарушения, требующие индивидуального подхода в школе (проблемы со зрением, слухом, задержки психического развития);
-Родители считают, что образовательная программа детского сада классов не сложная, поэтому не придают значения пробелам детей в знаниях из разных областей.
Формализованный протокол диагностического исследования группы из
10 человек (воспитанники группы «Котята»):
-Состав группы – 6 мальчиков и 4 девочки, возраст 6,5 - 7 лет;
-2 человека имеют нарушения концентрации внимания, 1 воспитанник – незначительную задержку психического развития.
-3 человека из неполных семей, 2 человека из многодетных семей, 1 воспитанник из социально неблагополучной семьи.
-У 1 воспитанника диагностирован СДВГ легкой степени.


14
-2 детей имеют сильные задержки в психическом развитии в результате родовых травм и поэтому требуют индивидуального подхода при обучении и воспитании.
Заключение психолога и социального педагога: основные причины низкой мотивации к самостоятельной познавательной деятельности- частичная социальная дезадаптация, отсутствие грамотно построенного режима дня дома, отсутствие мотивации к посещению детского сада, проблемы с физическим и психическим здоровьем.
Направления и виды психолого-педагогического сопровождения деятельности по решению проблемы ребенка в центре психолого- педагогической помощи на базе дошкольного образовательного учреждения – организация факультативного курса «Ментальная арифметика» из 10 занятий за счет регионального бюджета с целью повышения мотивации к познавательной деятельности и возникновению интереса к самостоятельному познанию мира, организация участия воспитанников в групповом психологическом тренинге для коррекции существующих проблем и улучшения качества усвоения новой информации, социальная адаптация воспитанников, формирование у воспитанников интереса к активной познавательной деятельности на занятиях в детском саду, во время факультативных занятий и дома во время выполнения творческих занятий с родителями.
Методики и технологии психолого-педагогической работы, необходимые для решения проблемы низкого уровня мотивации к познавательной активности:
-Активное включение детей в познавательный процесс;
-Организация бесед о важности самостоятельной познавательной активности с целью формирования интереса к познанию окружающего мира;
-Помощь воспитанникам в самореализации через решение занимательных задач по ментальной арифметике– привлечение к участию в творческих конкурсах, викторинах и интеллектуальных играх;

15
-Работа с социальным педагогом, цель – научиться правильно организовывать режим дня, правильный режим игр, отдыха и обучения дома.
Были выбраны данные методы, так как они соответствуют возрасту детей, и данные формы работы можно легко реализовать в условиях центра психолого-педагогического сопровождения на базе дошкольного образовательного учреждения.
Основные критерии оценки результативности социально-педагогической помощи воспитанникам:
-Оценка концентрации внимания, наблюдательности до и после занятий;
-Оценка знаний по программе «От рождения до школы» до и после занятий;
-Оценка формы и содержания работы детей на занятиях психологом и воспитателем (педагогом дополнительного образования)
-Оценка взаимоотношений воспитанников в коллективе в начале и в конце занятий;
-Уровень навыков социальной адаптации в начале и в конце занятий;
-Развитие мотивации к осознанной познавательной деятельности в начале и в конце занятий.
Цели работы: повысить уровень мотивации к самостоятельной познавательной деятельности, помочь воспитанникам наладить отношения со сверстниками, создать воспитанникам необходимые условия для полноценной учебы и отдыха.
Содержание программы: работа с психологом и социальным педагогом с целью коррекции нарушений психического развития, привлечение учащихся к творческим групповым мероприятиям для улучшения социальной адаптации, курс групповых занятий «Ментальная арифметика для дошкольников», направленный на мотивацию детей к самостоятельной познавательной деятельности и повышение уровня интеллектуального и психического развития.


16
Используемые технологии – групповые и индивидуальные занятия с психологом и социальным педагогом, участие в тематических развлекательно- познавательных мероприятиях, работа с родителями воспитанников - разработка рекомендаций по созданию правильных условий для детей.
4. Программа факультативного занятия с педагогом-психологом
Конспект занятия по ментальной арифметике:
ООД по ментальной арифметике в подготовительной группе «Знакомство с ментальной арифметикой».
Программное содержание:
-познакомить с абакусом, его устройством и правилами работы на нем;
-развивать мелкую моторику и межполушарные связи;
-содействовать развитию интеллекта ребенка;
-формировать стойкий интерес к ментальной арифметике;
-способствовать развитию памяти, внимания, мышления.
Оборудование: доска, абакус – для педагога, абакусы для воспитанников,
ПК, презентация
Ход занятия:
Ребята, я сегодня на нашем занятии предлагаю вам поприветствовать друг друга как в Японии. Японцы очень уважают личное пространство человека и при знакомстве не подходят близко друг к другу, взгляд опускают вниз и руки держат на уровне сердца - что показывает ваше уважение к собеседнику.
Давайте так поздороваемся. Для этого встанем в круг. Я начинаю первая.

17
-Здравствуйте, ребята
(Дети здороваются) садятся.
Почему Япония, спросите вы? А потому что Япония и Китай это страны с богатой научной историей, особенно в области математики. Люди всегда стремились как то систематизировать счет и придумывали различные приспособления.
Мы с вами сегодня будем говорить об арифметике. И поможет нам вот это мальчик- слайд 2. Его зовут Андрей и он с нами будет изучать ментальную арифметику.
Посмотрите у вас на столе лежат счеты – их называют абакусами.
Давайте все вместе повторим как они называются – абакус.
Из чего же он состоит? Из рамки; поперечной-счетной перекладины; спиц, проходящих сквозь перекладину; косточек, (верхние и нижние).
На каждой спице по пять косточек. Одна находится над перекладиной, а четыре под ней.
Поиграйте косточками – передвигайте их вверх и вниз.
Существуют правила работы на абакусе. Сегодня мы с ними познакомимся немного.
Абакус должен лежать на плоской поверхности.
Держим его левой рукой 3 пальцами (большим, мизинцем и безымянным).
В правой руке ручка и два свободных пальца (большой и указательный).(пока ручку мы не будем брать)
Тренируемся держать ручку- зажать ручку в кулаке и освободить два пальца)
Что бы приготовить абакус к работе или обнулить его, необходимо сложить на правой руке указательный и большой палец клювиком и плавно провести по перекладине.


18
Большим пальцем поднимаем нижние косточки к перекладине.
Опускаем косточки - указательным пальцем.
Верхнюю косточку двигаем только указательным пальцем.
Какие вы молодцы. У вас все получилось.
Физминутка
Пришло время познакомиться с цифрами на абакусе. Нам снова поможет наш знакомый мальчик.
Посмотрите, что Андрей нам показывает.
Сколько слоников мы видим? 1 – посмотрите, как пишется цифра 1, а дальше, посмотрите как изображается цифра 1 на абакусе. –зелененькая косточка.
Я вам сейчас покажу на моем абакусе, как изображается цифра 1. (показ).
Попробуйте на своих абакусах показать мне цифру1. Молодцы.
Дальше Андрей нас знакомит с цифрой 2.
Сколько кенгуру нарисовано на картинке? 2 – посмотрите, как пишется цифра 2, дальше изображение цифры 2 на абакусе. Посмотрите, как я изображу цифру 2 на абакусе. – показываю. Теперь вы на своих абакусах покажите цифру 2.
Дальше по аналогии знакомимся с цифрами 3,4,5.
Молодцы. А теперь поиграем.
Кинезеологическое упражнение Колечко1
Последовательно соединять большой палец сначала с указательным, потом со всеми остальными – это будет прямой порядок. Задание сначала нужно сделать пальцами одной руки, затем другой. Усвоив алгоритм, движения выполняют синхронно обеими руками.
Молодцы. Мы с вами и дальше будем тренероваться и у вас будет получаться все лучше и лучше.
Но на сегодня нам пора прощаться с нашим знакомым мальчиком.
Мы с вами сегодня познакомились с абакусами.

19
Заключение
Педагогическая практика проводилась на базе центра психолого- педагогического сопровождения учащихся на базе организации
«Муниципальное дошкольное образ. учреждение детский сад комбинированного вида номер 3 Сказка» г. Дмитров. Во время практики были выполнены следующие виды работ:
-Исполнение обязанностей социального педагога и психолога в центре психолого-педагогического сопровождения;
-Разработка планов, конспектов, индивидуальных графиков занятий с психологом для воспитанников подготовительной группы;
-Самостоятельное проведение занятий для воспитанников подготовительной группы;
-Исполнение обязанностей куратора – человека, который помогает детям адаптироваться к коллективу;
-Организация курса «Ментальная арифметика» для воспитанников подготовительной группы с целью повышения уровня интеллектуального развития воспитанников и повышения мотивации к самостоятельной познавательной деятельности.
Данные виды работ выполнялись в течение четырех недель. Также во время работы практикант активно занимался научно-исследовательской деятельностью, связанную с предметом курсовой работы, участвовал в заседании научно-методического Совета воспитателей, преподавателей и социальных педагогов дошкольного образовательного учреждения.
На базе результатов самостоятельных научных исследований практикантом была разработана памятка для родителей «Правила успешного развития концентрации внимания у детей с СДВГ», памятка для родителей
«Советы по развитию концентрации внимания и логического мышления у детей
6 - 7 лет». Также практикант проводил родительские собрания.


20
Список использованных источников
1. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е.
Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 195 с.
2. Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А.
Пастернак. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 150 с.
3. Ворошнина, Л. В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих доу : практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М.
: Издательство Юрайт, 2016. — 158 с.
4. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования.
Образовательные программы для детей дошкольного возраста : учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М. : Издательство
Юрайт, 2017. — 202 с.
5. Крежевских, О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации : учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. :
Издательство Юрайт, 2016. — 165 с.
6. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. — М. :
Издательство Юрайт, 2019. — 222 с. —
7. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под ред. О. В.
Хухлаевой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с.
8. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп.
— М. : Издательство Юрайт, 2019. — 575 с.
9. Юревич, С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи : учеб. пособие для академического бакалавриата / С. Н.
Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. :
Издательство Юрайт, 2018. — 181 с.

21 10.
Юревич, С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) : учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С.
Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с.

22
Приложение 1. Выдержки из должностной инструкции психолога центра
психолого-педагогического сопровождения учащихся на базе дошкольного
образовательного учреждения.
Общие положения
Настоящая должностная инструкция педагога-психолога в детском саду составлена в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 28.08.2010 №761н., на основании трудового договора с педагогом-психологом, в соответствии с
Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые правоотношения между работодателем и работником образовательного учреждения.
Должность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения относится к категории педагогических работников.
Педагог-психолог назначается на должность и освобождается приказом заведующего детского сада.
На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы сотрудника.
Педагог-психолог подчиняется по административной линии непосредственно заведующему детского сада, а по профессиональной – руководителю психологической службы управления образования.
Педагог-психолог в своей работе соблюдает требования должностной инструкции психолога детского сада, сотрудничает с администрацией,