Файл: Практические задания по дисциплине Психология безопасности Задание Составьте таблицу с краткой характеристикой всех психических процессов (ощущение, восприятие, эмоции, сознание, речь, память, воображение и др).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 659
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
У этого термина существуют и другие значения Резистентность (психиатрия) - сопротивляемость (устойчивость, невосприимчивость) организма к воздействию различных факторов — инфекций, ядов, загрязнений, паразитов и т. п. В частности, «неспецифической резистентностью» называют средства врождённого иммунитета.10
Конфо́рмность — изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей.
Зачастую в качестве синонима используют также слово «конформи́зм» (от позднелат. conformis — «подобный; сообразный») - означает приспособленчество, приобретая негативный оттенок, а в политике конформизм является символом соглашательства и примиренчества.11
Эмпáтия («страсть», «страдание», «чувство», «сочувствие») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания.
Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии.
Фрустра́ция12 (лат. frustratio — «расстройство планов», «уничтожение замыслов») — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.
Такая ситуация может рассматриваться как до некоторой степени травмирующая.
Психологический ресурс13 — внутренний ресурс человека как умение противостоять жизненным невзгодам, это набор качеств и умений, это внутренняя сила человека, это его потенциальные и реальные возможности.
Психологический ресурс человека считается активным, когда:
- насколько Вы осознаете себя психологически готовым к трудностям жизни,
- настолько Вы ресурсная и активная личность.
Задание 6.
Подберите и опишите комплекс мероприятий по работе с зависимостью.
Ответ:
Зависимость (аддикция, англ. addiction – склонность, привычка) – навязчивая потребность совершать определенные действия, несмотря на неблагоприятные последствия медицинского, психологического или социального характера.
Зависимость бывает физиологической (вызванная приемом химических веществ – наркотиков, алкоголя), и поведенческой (от азартных игр, шопинга, рискованного поведения и т.д.).
Для всех видов зависимости характерны рост толерантности к активному веществу, из-за которой зависимый человек вынужден постоянно увеличивать дозу.
Методы избавления от зависимостей бывают медикаментозными и психологическими.
Медикаментозное лечение является частью избавления от химических зависимостей. Важно понимать, что без психотерапевтической работы лечение малоэффективно. Избавившись от соматических симптомов при отсутствии объекта зависимости, человек сталкивается с психологическим дискомфортом. Он будет вновь искать способ ухода от реальности.
Для лечения алкоголизма иногда используют препараты, которые блокируют центры удовольствия при попадании алкоголя в организм. Человек действительно может перестать пить. Однако, здесь существует опасность перетекания алкоголизма в другую зависимость. Также возможно формирование психических расстройств. Только проработав причины зависимости, можно надеяться на положительный результат в лечении.
Существует версия, что истинная причина наркомании и алкоголизма не в формировании физиологической зависимости к веществу, а неустроенность собственной жизни.
Употребление психоактивных веществ – самый доступный и быстрый способ достичь изменения сознания и почувствовать себя более счастливым. Медикаментозное лечение без работы над жизненными целями, мотивацией и без психокоррекции не только не принесет результатов, но и причинит страдания зависимому. Его лишат единственного смысла, при этом он не сможет заполнить образовавшуюся пустоту конструктивными мыслями и действиями.
Избавиться от нехимической зависимости можно методами психотерапии.
Примерная схема работы с психологическими зависимостями:
- Сбор анамнеза для выявления первых предпосылок зависимости, проведение диагностики.
- Работа с причинами, побудившими повторно прибегнуть к объекту зависимости.
- Осознание проблемы пациентом.
- Психотерапевтическая работа.
- Реабилитация или заключительная часть – это поддержка зависимого после прохождения курса психотерапии.
Важная роль отведена семье и близким людям. Их поддержка во многом способствует благополучному избавлению от зависимости. На семейной терапии родственников обучают правильному взаимодействию с зависимым человеком.
Виды психотерапии при работе с зависимостями:
Поведенческая терапия.
Это обучение новым моделям поведения, которые будут приемлемы в уже знакомых человеку ситуациях. Отработка стратегий отказа и избегания ситуаций, провоцирующих аддиктивное поведение.
Когнитивная терапия.
Это работа над изменением способов мышления. В ней происходит анализ ситуаций, в которых запускалось аддиктивное поведение. Вместе с психотерапевтом человек заново проживает эти моменты и ищет точку, с которой начинался запуск привычных действий. После обнаружения этой точки отрабатывается другое, верное решение, после которого ход событий мог бы измениться.
Расслабляющая терапия.
Эта терапия направлена на борьбу со страхами и депрессивными проявлениями. Как правило, она сопровождает основную терапию, поскольку в её процессе человек сталкивается с травмирующими воспоминаниями. Поддержание устойчивого психического состояния крайне важно при психотерапевтической работе с зависимыми людьми.
Программы самопомощи.
Сюда входят группы поддержки, групповая терапия, чтение литературы по теме, наставники из числа успешно вылечившихся и т.д.
Программы самопомощи применяются после прохождения всех этапов лечения. Некоторые люди посещают групповую терапию не один год14.
Профилактика аддиктивного поведения.
Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику:
Первичная профилактика – это меры, направленные на предотвращение возникновения аддиктивного поведения. Это работа с психологом (при наличии личностных проблем), расширение круга интересов, отсутствие зависимых личностей в круге общения и здоровые отношения в семье.
Вторичная профилактика – предотвращение повторных эпизодов аддиктивного поведения. Она включает те же меры, что и первичная, но на этом этапе уже могут подключаться узкие специалисты (психиатр, нарколог и т.д.).
Третичная профилактика – это поддержка вылечившихся людей. В ней обязательны профилактические посещения специалистов для учета состояния.
Проведение первичной профилактики целесообразно с подросткового возраста. Многие аддикции формируются именно в этот период. Подростки наиболее подвержены как химическим, так и психологическим зависимостям из-за личностной незрелости.
Проведение своевременной профилактики аддиктивного поведения поможет человеку в полной мере реализовать свой потенциал и успешно социализироваться. Лечение зависимостей – сложный многоуровневый процесс, поэтому предупредить аддикцию гораздо легче, чем избавиться от неё.
Задание 7. Упражнение «Пять моих главных стрессоров».
Написать на листе бумаги 5 основных стрессовых событий за последнее время (1 месяц). Кроме того, нужно подумать и записать ответы на следующие вопросы:
Являются ли эти события жизненно важными или это обычные неприятности?
Событие, вызывающее стресс, уже произошло или ожидается?
Оно поддается контролю или нет?
Ответ:
Стрессовые события, которые произошли за последнее время (месяц):
- разногласия (ссора), возникшая между моей дочерью (20лет) и мной по поводу ее отношения к жизни и дальнейшего продолжения учебы;
- ситуация нестабильности в работе с нашими партнерами по оказанию услуг: трудности по сбыту продукции привели к сокращению ряда услуг, повлекшие за собой ухудшение материальной стороны нашей жизни;
- непонимание взрослого взгляда на творческую ситуацию жизни младшего сына, категоричность и непринятие;
- ситуация разделения благ со стороны моей матери – брату все, а мне и так хорошо. Жалость и поддержка заблудшего человека и категоричность в отношении справедливого. Все время «спасатель», а я просто устала от этого. На вещи смотрю по-другому. За равенство во всем;
- недаром говорят: родных нужно любить издалека. Очень сильно мысли зависли на ситуации: «не нужна, когда нам хорошо, и необходима, когда мы в печали». Добро забывается, а простота отсутствует. Поставила в этой ситуации точку. Отпустила эти мысли, даже написала об этой ситуации в тетрадке и стало очень легко. Сейчас пишу здесь, правда не очень понятно, но двумя словами не опишешь.
Вопрос: являются ли эти события жизненно важными или это обычные неприятности?
Ответ:
Считаю, что вышеизложенные события не являются жизненно важными. Это своего рода уроки. «Жертва-спасатель-агрессор». Кто привык спасать, всегда найдется жертва, а кто осознал себя и не имеет ничего общего с жертвой и спасателем, то включается агрессор, т.е. «вы как хотите, а я вас предупредил и т.п.».
Вопрос: событие, вызывающее стресс, уже произошло или ожидается?
Ответ:
События, вызывающие стресс, уже произошли. Одно из событий, нестабильность рынка сбыта, может постоянно меняться, варианты изменений не в лучшую сторону.
Вопрос: оно поддается контролю или нет?
Ответ:
События или стрессовые ситуации, связанные с семьей – поддаются контролю. Главное – не зацикливаться на этом: попытаться разобрать эти ситуации со всех сторон, задавая себе вопросы: почему это произошло?; Для чего это нужно?; какие уроки я извлекла из данной ситуации?; эта ситуация была необходима мне в данный промежуток времени или нет?.
Ситуация нестабильности материального положения тоже поддается контролю. Здесь также можно задавать подобные вопросы и исключать лишнее, что мешает, что нужно и зачем.
Задание 8.
Упражнение «Ситуации, вызывающие стресс».
Необходимо описать стрессовую ситуацию и свое поведение в ней. Для этой цели необходимо заполнить таблицу.
Ответ:
- недаром говорят: родных нужно любить издалека.
Очень сильно мысли зависли на ситуации: «не нужна, когда нам хорошо, и необходима, когда мы в печали». Добро забывается, а простота отсутствует. Поставила в этой ситуации точку. Отпустила эти мысли (таблица 1).
Таблица 1
Интуиция | Мысли | Чувства | Действия | Поведение |
Предугадала поведение в данной ситуации и реакцию родных. Предчувствие меня никогда не подводило, главное – правильно его интерпрети-ровать. | Родилась племянница, я связала ей пинетки, решила подарить. Взамен я ничего не требую, просто люблю делать подарки, люблю доброту и отзывчи-вость, а главное – простоту. Предложила зайти и просто отдать подарок. В ответ молчание. Мои мысли: эта квартира моих родителей, а меня туда даже не пускают, я забыла, когда там была. Когда они хотели ко мне в гости – никогда не было отказа. В чем сейчас дело? | Иду, а в душе такая горечь. Я сама – очень гостеприим-ная, ко мне бегут, даже не спрашивая разрешения, а к себе – даже не пускают. Внутри «кошки скреблись». | Откинув горечь своих мыслей, я пошла в гости и подарила подарок. Меня впустили, но это было не очень радостно. Придя домой, я описала данную ситуацию в тетради. Через некоторое время все забылось. Мне стало легче. Они сами мне стали скидывать фото малышки, желая, чтобы я радовалась вместе с ними. И я радовалась, но уже по-другому. Оставила их с их ответственнос-тью, не взяв ее на себя. | Поведение мое было спокойное, характер не изменился. Злость отсутствовала. Я была спокойной. |
| | | | |