Файл: Контрольная работа по дисциплине Психология развития и возрастная психология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛИАЛ ФГБОУ ВО «УДГУ» В Г.МОЖГЕ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Психология развития и возрастная психология»
Тема: «Проблема возрастной периодизации в трудах отечественных психологов (Леонтьева, Выготского, Фельдштейна, Блонского, Лисиной, Аршавского, Костюк) др.»
Выполнила студентка
Гараева Регина Ильдаровна
группа ЗУсБ-44.03.02-Мж(с)-11
Научный руководитель
Абросимова Серафима Михайловна
Дата сдачи:
Дата защиты:
Оценка:
Можга, 2023 г.
Содержание:
Введение................................................................................................................3
-
Подходы к классификации возрастных периодов........................................4 -
Проблема возрастной периодизации в трудах отечественных психологов.............................................................................................................5
2.1 Возрастная периодизация в трудах Л.С. Выготского...............................5
2.2 Возрастная периодизация в трудах А.Н.Леонтьева..................................6
2.3 Возрастная периодизация в трудах П.П.Блонского..................................7
2.4. Возрастная периодизация в трудах И.А.Аршавского...............................7
2.5. Возрастная периодизация в трудах Д.И.Фельдштейна.............................8
Заключение..........................................................................................................10
Список литературы.............................................................................................11
Введение
Ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода. Задача системы образования и всех взрослых, воспитывающих ребенка, - содействовать полноценному его развитию на каждом возрастном этапе онтогенеза. Если на одной из возрастных ступеней происходит сбой, нарушаются нормальные условия развития ребенка, в последующие периоды основное внимание и усилия взрослых вынуждены будут сосредоточиться на коррекции этого развития, что тяжело не только для взрослых, но прежде всего для ребенка. Поэтому не жалеть сил и средств на создание своевременно-благоприятных для психического и духовного развития детей условий экономически выгодно и нравственно оправданно. Для этого необходимо знать особенности каждого возраста. Образовательные учреждения, а следовательно, и практическая психология образования охватывают дошкольное детство (3-6/7 лет) и детство школьное, включающее младший школьный возраст (6-9 лет), подростковый (10-14 лет) и старший школьный или ранний юношеский возраст (15-17 лет). В этом заложен определенный смысл, так как системы обучения и воспитания строятся не на пустом месте, в них отражаются опыт и знания особенностей детей, накопленные и отработанные многими поколениями. Вообще проблема возрастной периодизации психического развития - одна из самых трудных проблем в психологии человека. Изменения процессов психической жизни ребенка (и вообще человека) происходят не независимо одно от другого, но внутренне связаны друг с другом. Цель контрольной работы – изучить проблемы возрастной психологии в науке.
-
Подходы к классификации возрастных периодов
Проблема периодизации развития относится к числу наиболее сложных и до сих пор не имеющих однозначного решения проблем и психологии, и физиологии. Осуществить периодизацию пытались еще древние греки и римляне. Греки делили жизнь человека на 10 периодов (хептомаденов) - по 7 лет. А римляне - на 5 фаз, каждая из которых соответствовала 13-15 годам жизни.
Под возрастной периодизацией в психологии принято понимать модель развития личности, отражающую сущность происходящих возрастных изменений и предполагающую выделение отдельных этапов развития, каждый из которых характеризуется как своеобразием структуры и функционирования различных психических процессов, так и особыми личностными новообразованиями.
В основе построения любой из периодизаций возрастного развития лежит критерий, то есть признак, на основании которого производится определение или классификация отдельных периодов развития.
Отсутствие у разных исследователей единого понимания природы возрастного развития, его движущих сил и механизмов делает проблему возрастной периодизации психического развития одной из самых дискуссионных в психологии. В рамках каждой из теорий личности возникает определенная схема периодизации психического развития. Количество теорий и схем периодизаций настолько велико, что создано большое количество классификаций этих теорий.
-
Проблема возрастной периодизации в трудах отечественных психологов
2.1 Возрастная периодизация в трудах Л.С. Выготского
Л.С. Выготский называл проблему возрастной периодизации развития "центральной для всей детской психологии" и "ключом ко всем вопросам практики" [4, с. 260] Проанализировав существовавшие на тот момент схемы периодизации, он выделил три способа их построения. 1. Периодизация детства на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с развитием психики ребенка. Например, в соответствии с биогенетическим принципом выделяются стадия животной психики, стадия первобытности и др. у Ст. Холла или согласно исторически сложившимся ступеням образования говорят о дошкольном детстве, школьном возрасте и т.д. 2. За основу членения детства берется какой-то один признак или сторона развития как условный критерий (например, дентиция - появление и смена зубов - в периодизации П.П. Блонского или сексуальное развитие в концепции 3. Фрейда). 3. Производится попытка феноменологически описать особенности процесса развития и выделить закономерности, как в работах, А. Гезелла. Выготский предложил принципы, по которым должна строиться подлинно научная психологическая периодизация, учитывающая сущность процесса детского развития. Критерий выделения периодов должен быть внутренним по отношению к самому развитию: "Только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надежное основание для определения главных эпох построения личности ребенка" [4, с. 247]. Критерий должен быть объективным, вехи разграничения возрастов не должны быть расставлены условно и произвольно. Критерий не может быть сведен к какому-либо одному признаку, поскольку в ходе развития симптоматичность и важность признака изменяется при переходе от возраста к возрасту. Л.С. Выготский заложил основы возрастной психологии, разработав принципиально новый подход к явлениям психического развития, разворачивающимся во времени. Вместо изучения возрастных особенностей отдельных психических процессов и функций (восприятия, внимания, мышления), традиционно изучаемых психологией, он предложил на первый план выдвинуть понятие "психологический возраст" и рассматривать возрастные периоды развития как "единицы" анализа детского развития. Периодизация, выстроенная Выготским, включает следующие периоды: · кризис новорожденности; · младенчество (2 месяца - 1 год); · кризис одного года; · раннее детство (1 - 3 года); · дошкольный возраст (3 - 7 лет); · кризис семи лет; · школьный возраст (8-12 лет); · кризис 13 лет; · пубертатный возраст (14-17 лет); · кризис 17 лет.
2.2 Возрастная периодизация в трудах А.Н.Леонтьева
Критерием возрастной периодизации А . Н . Леонтьева являются ведущие деятельности. Развитие ведущей деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития. "Дело в том, что как и всякое новое поколение, так и каждый отдельный человек, принадлежащий данному поколению, застает уже готовыми известные условия жизни. Они и делают возможным то или иное содержание его деятельности"1.
Развивая эти идеи, А . Н . Леонтьев предложил де-ятельностный подход к периодизации развития. Базовым стало понятие ведущей деятельности, то есть такой формы взаимодействия со взрослым, какая наибольшим образом обеспечивает развитие ребенка в данном возрасте, в соответствии с процессом созревания его организма. В одном возрасте ведущим является интимно-эмоциональное общение, в другом - игра, в третьем - учение.
2.3 Возрастная периодизация в трудах П.П.Блонского
Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак — появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (от рождения до 8 месяцев), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).
2.4. Возрастная периодизация в трудах И.А.Аршавского
Аршавский определил «энергетическое правило скелетных мышц». Двигательная активность может изменять продолжительность жизни. Оптимальная и организованная двигательная активность увеличивает рабочие возможности организма и длительность жизни
Возрастная периодизация Аршавского:
· до года - реализация позостояния, искусственное вскармливание;
· от года до 2,5-3 лет - начальное освоение;
· от 3 до 7 лет - расширение территории, развитие кровообращения и дыхания; двигательная активность является источником избыточного анаболизма;
· от 7 до 11 лет - регулирование силы;
· от 11 до 15 лет - подростковый возраст, гибкость, быстрота, ловкость;
· 16-17 лет - завершение естественного развития двигательной сферы.
2.5. Возрастная периодизация в трудах Д.И.Фельдштейна
К интересным выводам пришел в своих работах Д.И. Фельдштейн. По его мнению, активизация одной стороны деятельности не вытесняет, не заменяет другую ее сторону, обеспечивая лишь новые возможности для развития личности. В этом процессе четко прослеживаются закономерности обратного действия. Она имеет место на всех этапах онтогенеза. Например, у младшего школьника в процессе учебной деятельности активизируется предметно-практическая, познавательная сфера. В процессе познавательной активности ребенка появляются такие новообразования, как произвольность, рефлексия, а они вызывают потребность осознать собственное поведение и овладеть нормами взаимоотношений, что характерно для подростка. У него активно формируется самосознание, развивается социальная активность. Поскольку активность развивается в общественно полезной деятельности, где подросток реализует себя для других, то он начинает стремиться к практической деятельности, которой занимается старший школьник.
Д.И. Фельдштейн вводит представление о чередующемся развитии двух личностных позиций ребенка: Я в обществе и Я и общество. Первая позиция характеризуется преобладанием процесса социализации. Новые отношения с людьми делают неопределенными контуры личности ребенка, он податливо отзывается на влияние общества. Вторая позиция выступает как процесс индивидуализации. Ее содержанием является осознание себя в качестве субъекта общественных отношений. Позиция субъекта, согласно Фельдштейну, возникает уже у трехлетнего ребенка, в шесть лет она сменяется его установкой на новые социализирующие воздействия. Однако у подростка в период от 10 до 15 лет, на основе развития сознания и самосознания, вновь преобладает позиция Я и общество.
В целом в исследованиях подчеркивается, что на протяжении всего развития личности в онтогенезе имеют место различные уровни социальной зрелости личности, но главные узлы этого развития отражаются в трех этапах: