Файл: Возможность осуществления всего перечня гражданских и политических прав человека непосредственно зависит от разрешения ключевых проблем регламентации отношений гражданства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 138
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
Возможность осуществления всего перечня гражданских и политических прав человека непосредственно зависит от разрешения ключевых проблем регламентации отношений гражданства. Право на гражданство — это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека, возникающих в связи с приобретением, изменением и выходом из гражданства.
По существу правовое состояние гражданства является ключом к реализации всего многообразия прав и обязанностей, которые осуществляет гражданин в силу своих особых связей с государством. Помимо этого гражданство подразумевает активную включенность гражданина в многочисленные структуры гражданского общества и через них — в функционирование политических институтов и, в конечном счете, — участие в осуществлении государственной власти. Однако наличие ряда противоречий в системе правового обеспечения российского гражданства, недоработок и сложностей в формировании и развитии института гражданства не только затрудняет реализацию в полной мере конституционных прав и свобод граждан РФ, но и в ряде случаев оказывает негативное воздействие на обеспечение основ российской государственности, их защиту и укрепление.
Актуальность исследования: Гражданство как самостоятельный конституционно-правовой институт, направленный на реализацию прав и свобод человека и гражданина, выполнение их обязанностей, является важнейшим составляющим элементом правового статуса личности. В процессе развития российского государства понятие, сущность и проблемы этого института изменялись и постепенно расширялись. Данные вопросы всегда привлекали внимание многих ученых как в России, так и за рубежом. Однако проблематика гражданства и сегодня далеко не исчерпана, несмотря на многообразие высказанных мнений и точек зрения о сущности и правовой природе гражданства, поэтому изучение конституционно-правового регулирования гражданства на современном этапе, вопросы его приобретения и прекращения представляют теоретический и практический интерес, что свидетельствует об актуальности проблем, обусловившей выбор темы данного исследования.
Целью исследования: являются изучение понятия и принципов гражданства с точки зрения их связи с личностью; исследование вопросов приобретения и прекращения российского гражданства; выявление особенностей становления и развития института двойного гражданства.
Предметом исследования: является нормативно-правовая основа института гражданства в РФ.
Задачи: раскрыть понятие и принципы гражданства РФ; основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации; полномочия органов, ведающих делами о гражданстве.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА,ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСТВА КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА
Статья 15 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Особую актуальность данное предписание приобретает в результате того, что гражданство является важнейшим фактором, определяющим взаимоотношения человека с государством, основой правового статуса личности. В-первую очередь это обусловлено тем, что закрепленные Конституцией и действующим законодательством права, свободы и обязанности личности непосредственно связаны с гражданством. Человек может их использовать только тогда, когда он является гражданином определенного государства. В рекомендательном законодательном акте «О согласованных принципах регулирования гражданства», одобренном Межпарламентской Ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств 29 декабря 1992 года, в ст. 1 содержится определение понятия гражданства: «Гражданство определяет устойчивую политико-правовую связь лица с государством, выражающую совокупность их взаимных прав и обязанностей. Гражданство – совокупность их взаимных прав и обязанностей. Гражданство – неотъемлемый атрибут государственного суверенитета. В настоящее время, несмотря на нормативно закрепленное определение данного института, в литературе нет единого понимания правовой природы гражданства. Тем самым одним из проблематичных аспектов, возникающих при исследовании гражданства, являются необходимость определения сущности права на гражданство, его значения в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в России, а также уточнение сущности гражданства. Дискуссионный характер данного вопроса объясняется не только сложностью самой проблемы гражданства как специфического государственно-правового явления, но и органической связью гражданства с государством и правом, общепризнанные дефиниции которых также отсутствуют. При определении понятия гражданства необходимо исходить из того, что определение любого понятия должно раскрывать существенные черты его содержания. Определение должно иметь вид сжатой и четкой формулы, дающей представление об основных элементах, составляющих структуру исследуемого явления. В то же время непомерное расширение состава элементов понятия гражданства не всегда идет на пользу теоретическому познанию его содержания. Зачастую в определения включаются моменты, вытекающие из факта обладания гражданством, но не дающие ответа на вопрос о самом понятии гражданства. Гражданство, выступая в качестве сложной политико-правовой категории, обусловливает различные трактовки своей природы. В правовой науке существуют следующие основные подходы к определению понятия гражданства:
1) гражданство – это принадлежность лица к государству
2) гражданство – это правовая или политико-правовая связь лица с государством
3) гражданство – это состояние лица (общества) в государстве
Имеется также направление, объединяющее первые два подхода, согласно которому гражданство трактуется как юридическая связь лица с государством с признаком принадлежности Однако, закрепленное определение гражданства в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» положило начало новой концепции взаимоотношения личности и государства. Так согласно ст. 3 данного закона под гражданством следует понимать устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в ее юридическом оформлении. Гражданство – правовое, а не фактическое состояние. Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживающих на его территории, так как по этому признаку последние образуют население страны – категорию демографическую. Таким понятием охватываются не только граждане, но и проживающие в стране лица без гражданства и иностранные граждане. Гражданином государства является лицо не в силу проживания на его территории, а вследствие существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства.
1.1.ЮРИДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ГРАЖДАНСТВА
Как государственно-правовой институт, гражданство представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государством и личностью по поводу гражданства. В процессе регулирования отношений, связанных с принадлежностью к гражданству, между лицами и государством складываются государственно-правовые отношения, юридическое содержание которых в свою очередь выражается в субъективных правах и обязанностях государства и гражданина. Таким образом, в конструкции юридического содержания гражданства отчетливо просматриваются три составные части:
1) право человека;
2) суверенное право государства;
3) объективированная в правовых нормах юридическая форма реализации этих прав в виде самостоятельного конституционно-правового института
Право человека, то есть юридическое содержание гражданства в субъективном смысле, когда субъектом отношений гражданства выступает человек, находит свое выражение в таких внутренних полномочиях, как:
1) право человека иметь гражданство. Причем по законодательству ряда государств, в том числе в России, разрешается иметь гражданство нескольких государств. В международно-правовых документах, в частности в ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, каждому государству рекомендуется признавать право на гражданство за каждым человеком;
2) право человека изменить гражданство, включая право на выход из гражданства (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ);
3) право человека в статусе гражданина в полном объеме реализовать конституционные права и свободы;
4) право человека в статусе гражданина на защиту со стороны своего государства;
5) право человека в статусе гражданина на покровительствование со стороны материнского государства, когда он находится за пределами своей страны;
6) право человека в статусе гражданина на гарантированное обладание гражданством, что обеспечивается недопустимостью лишения гражданства (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ);
7) обязанность человека в статусе гражданина соблюдать Конституцию и законы государства, гражданином которого он является.
Суверенное право государства на гражданство как элемент его правосубъективности означает наличие у государства определенных прав и ответственности. А именно:
1) обязанность признать и законодательно закрепить право человека на гражданство;
2) обязанность своевременно и на законных основаниях разрешать вопросы признания, приобретения и прекращения гражданства конкретных лиц;
3) обязанность установить для граждан определенный объем основных прав, свобод и обязанностей на уровне международных стандартов;
4) обязанность государства защищать своих граждан и покровительствовать им;
5) право государства контролировать соблюдение гражданами установленных прав и обязанностей.
Юридическое содержание гражданства в объективном смысле, когда субъектом является государство, представляет собой самостоятельный конституционно-правовой институт, правовые нормы которого содержатся либо в юридических актах государства, установившего свое гражданство, либо в международно-правовых актах, признанных этим государством[18] .
В настоящее время в Российской Федерации отношения гражданства регулируются Конституцией 1993 г., международными юридическими документами о правах человека
, международными договорами РФ о регулировании гражданства; действующими федеральными законами по вопросам российского гражданства, иностранного гражданства и без гражданства, Гражданским и Семейным кодексами РФ, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ, постановлениями Конституционного Суда РФ и ведомственными нормативными актами .
1.2.ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА
Как и любой правовой институт, институт гражданства обладает определенными принципами, под которыми принято понимать основополагающие идеи, руководящие начала, системообразующие элементы, характеризующие единство и основные тенденции развития правовых норм, регулирующие данную сферу общественных отношений. Принципы не только способствуют правильному пониманию и применению правовых норм рассматриваемого института, но и оказывают влияние на содержание принимаемых нормативно-правовых актов в указанной сфере, а также способствуют выявлению и исключению правовых норм, не вписывающихся в систему законодательства в области гражданства .
В ст. 4 Закона о гражданстве определены принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации. Среди них следует выделить следующие:
1) принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
2) гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения;
3) проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает его гражданства Российской Федерации;
4) гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его;
5) гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству;
6) Россия поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;
7) наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства[28] .