Файл: 2 опыт осуществления уже известных способов деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, в процессе образования мы передаем подрастающему поколению социальный опыт, чтобы оно было способно сохранить и развить культуру. Но весь социальный опыт никогда не сможет стать достоянием отдельной личности. Социальный опыт огромен. Он накоплен человечеством затысячелетия его существования. Одному человеку не хватит жизни, чтобы усвоить весь социальный опыт. Как же передать социальный опыт? Необходимо выделить его основные компоненты.

Социальный опыт - это совокупность средств и способов деятельности. Единицей анализа структуры социального опыта является отдельный акт деятельности человека.

Педагог, чтобы обучить ребенка, должен иметь знания о процессе обучения, его сущности: логике, движущих силах, функциях, структуре, методах, закономерностях и т.д. Педагог должен уметь прочитать лекцию, провести семинар, урок, деловую игру, «мозговой штурм», дискуссию и т. п. Каждый урок педагога - это творческий акт. Для педагога крайне важна любовь к детям, интерес к своему предмету, педагогическая направленность, гуманистические ценности идеалы профессиональной деятельности и т.п.

Если мы проанализируем любое количество любых деятельностей, то увидим вслед за И.Я. Лернером, что в каждом акте деятельности и в социальном опыте в целом прослеживаются четыре элемента:

1) знания о природе, обществе, технике, человеке, мышлении, способах деятельности;

2) опыт осуществления уже известных способов деятельности;

3) опыт творческой деятельности;

4) опыт эмоционально-ценностных отношений людей к миру, друг другу.

Социальный опыт выступает источником формирования содержания образования, поэтому структура содержания образования должна соответствовать структуре социального опыта.

Социальный опыт и содержание образования - это взаимосвязанные, но все-таки разные системы. В чем же различия между элементами социального опыта и содержания образования?

Различие состоит в том, что объем каждого элемента содержания образования меньше объема соответствующего элемента социального опыта.

Элементы социального опыта подвергаются педагогически целесообразной адаптации. Из социального опыта педагогами отбираются основные виды знаний, основные способы деятельности, основные характеристики творческой деятельности и основные одобряемые обществом ценностно-эмоциональные отношения.



Определим содержание понятия «содержание образования». Что называем содержанием образования?

ия.Лернер дал следующее определение:

«Содержание образования это педагогически адаптированная система знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений, усвоение которой призвано обеспечить формирование гармонично развитой личности, готовой к воспроизведению и развитию культуры»

Содержание образования – это совокупность ключевых компонентов включающих в себя:

  • Когнитивный опыт личности.

  • Опыт практической деятельности.

  • Опыт творчества.

  • Опыт взаимоотношений личности.

Как уже упоминалось ранее, в основу содержания образования легла совокупность нескольких компонентов, образующих целостную картину образовательного процесса. Для более глубокого понимания механизмов работы компонентов образовательного содержания стоит остановиться на каждом из них подробнее.

Когнитивный опыт личности

Компонент включает в себя систему знаний о природе, обществе, явлениях и фактах, технике, приемах работы, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира, а также наделяет их диалектическим подходом к познанию и деятельности.

Знания, как элемент содержания образования, являются базой общей образовательной системы, без которой невозможно ни одно целенаправленное действие. В знаниях выражается опыт всего человечества, накопленный в процессе социально-исторического развития. Они представляются в следующих формах:

  • Понятия и определения, отражающие ежедневную реальность и научную сферу.

  • Законы и закономерности, раскрывающие взаимосвязи между различными объектами и действиями.

  • Концепции с целостной системой научных познаний о конкретном объекте.

  • Приемы научной работы и способы познания.

Упомянутые виды знаний имеют различия в функциях обучения и используемых технологиях.

Опыт практической деятельности



Или реализация приемов работы. Знания о методах практической деятельности также имеют отношение к содержательным компонентам образования и участвуют в формировании базовой культуры личности. Личность не просто усваивает полученную информацию, но и стремиться применять их в конкретных видах деятельности. Практические и интеллектуальные умения и навыки, как элемент содержания образования, могут иметь единый характер для всех учебных предметов или быть специфическими, проявляясь и формируясь исключительно в рамках конкретной предметной сферы.

Таким образом, практический компонент содержания образования – это система интеллектуальных и практических навыков, являющихся основой познавательной, художественной, трудовой, социальной, ценностно-ориентационной, коммуникативной видов деятельности.

Опыт творчества

Этот компонент содержания образования и базисной личностной культуры обеспечивает готовность школьника к поиску решений новых задач, креативному преобразованию действительности. Более конкретное отражение этого компонента проявляется в следующем:

  • Самостоятельное перенесение знаний, умений и навыков в новую ситуацию.

  • Видение проблемы в знакомой ситуации.

  • Видение текстуры объекта и его новой функции.

  • Самостоятельное сочетание известных методов работы в одном новом.

  • Нахождение всевозможных приемов решения трудностей.

Качества творческой деятельности не всегда проявляются одинаково и в одно время, они могут сочетаться между собой и осуществляться с разной силой. В основе творчества заключена особенность содержания культуры личности, состоящая в том, что для применения имеющихся знаний невозможно определить точную систему действий. Это в большей степени зависит от индивидуальных особенностей личности.

Опыт взаимоотношений личности

В данный компонент включена система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых взаимоотношений. Специфика компонента заключается в оценочном отношении к миру, деятельности, людям.

Культура чувств по своей природе уникальна и является следствием общественного развития личности. Опыт взаимоотношений в совокупности со знаниями и умениями, есть условие формирования системы ценностей, эталонов и мировоззрения личности в целом.




Всекомпоненты системы образования, его содержания и базисной культуры личности имеют тесную взаимосвязь. Невозможно воплотить умения без знаний, а любая деятельность, в том числе творческая, выполняется именно на их основе. К каждому из доступных видов деятельности у человека складывается собственное отношение, проявляющееся в различных эмоциях и впечатлениях, отрицательной и положительной природы. Данный факт накладывает определенный отпечаток на взаимоотношения людей, и если человек не выполняет принятые в обществе нормы поведения, его нельзя считать воспитанным. Если личность осведомлена о мировоззренческой идее, использует ее для обоснования каких-то явлений реальности, но не убежден в истинности этой идеи, значит данная мысль не вызывает чувственности к делу и не является частью его личного мировоззрения, проявляющегося как аспект образованности и воспитанности.