Файл: Программа профессиональной переподготовки Клиническая психология с основами психотерапии (1080) Дисциплина Патопсихология.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"
Программа профессиональной переподготовки
Клиническая психология с основами психотерапии (1080)
Дисциплина: Патопсихология
Практическое задание 3, Модуль 3. Возрастная патопсихология
Выполнил:
слушатель Мирзоева Ирада Махсубовна
Преподаватель:
Миллер Арина Александровна
г. Москва – 2023
Вопрос 1. Обоснуйте логику выбора патопсихологических методик исследования в следующих ситуациях:
1) при проведении дифференциальной диагностики заболеваний;
2) при определении глубины психического дефекта;
3) при изучении эффективности терапии.
В подтверждение Ваших слов приведите какие-нибудь примеры использования конкретных методик в обозначенных ситуациях.
1) При проведении дифференциальной диагностики заболеваний используют стандартизированные и нестандартизированные методы. Для того, чтобы отдифференцировать диагноз пациента от потенциально возможных с похожими симптомами, нужно тщательно собрать анамнез и провести обследование для выявления всех симптомов. Далее следует провести дополнительное исследование и выявить признаки, указывающие на конкретное заболевание. Например, чтобы провести дифференциальную диагностику шизофрении, нужно получить результаты узкоспециализированных методов.
2) При определении глубины психического дефекта часто прибегают к стандартизированным методам, например, к тестам. Обследуя группу пациентов с одной группой заболеваний , результаты тестов показывают глубину снижения интеллекта и психических дефектов, тем самым можно будет поставить более конкретный диагноз. Например, с помощью диагностических тестов можно определить глубину психического дефекта у больных эпилепсией по полученным результатам.
3) При изучении эффективности терапии следует использовать более общие методики, чтобы охватить большую группу лиц, так как задачей является именно степень эффективности, а не уточнение диагноза. Например, при лечении шизофрении следует использовать общие методики для диагностики улучшений у лиц, получающих терапию, по сравнению с контрольной группой лиц, которые терапию не получают.
Вопрос 2. Проранжируйте по степени значимости, какие факторы в первую очередь (позиции 1, 2, 3) необходимо учитывать при выборе патопсихологических методик при работе психолога с психически больным:
-
субъективный анамнез; -
образование больного; -
жизненный опыт; -
степень сохранности интеллекта; -
психический статус; -
жалобы
Аргументируйте свой ответ: почему, по Вашему мнению, данные факторы патопсихологу следует учитывать в первую очередь, и почему они находятся в приоритете над другими.
Я считаю, что самый главный фактор, который займет позицию 1 – это жалобы больного. Потому что от них и будет зависеть дальнейшая направленность исследования и дальнейшая диагностика заболевания. В отличии от других факторов, жалобы являются причиной обращения больного за помощью и являются достаточно объективными и информативными показателями. Позиция 2 – психический статус. Психолог, основываясь на объективном исследовании, может сделать определенные выводы, исходя из которых, будет зависеть дальнейшая тактика ведения больного. Позиция 3 – образование больного. Учитывая данный фактор, психолог подбирает соответствующие методики, чтобы пациенту было доступно прохождение того или иного исследования. Остальные факторы также следует учитывать для составления общей картины заболевания, но они не являются ведущими. 4-субъективный анамнез; 5-жизненный опыт; 6-степень сохранности интеллекта.
Вопрос 3. Объясните, в чем имеются преимущества количественного и качественного методов в проведении патопсихологического исследования при решении диагностических задач? Проведите сравнение. При возможности, составьте таблицу. Приведите наглядные иллюстрации сочетания количественного и качественного подходов при использовании психодиагностических тестов на примере какой-либо одной методики. При выполнении данного задания старайтесь избегать масштабных сравнений обоих методов, как это принято в общенаучной методологии, помните, что у Вас есть вводная, и Вы должны провести с пациентом патопсихологическое исследование.
Количественный метод | Качественный метод |
Рассматриваются отдельные характеристики личности | Личность рассматривается как целое |
Используется раньше | Используется позже |
Учитывает конкретные данные | Учитывает все незначительные данные |
Оценки вероятностные (т.е. указывают на большую вероятность) | Оценки более точные |
Статистический анализ | Индивидуальная оценка объекта |
Основа – полученные количественные данные | Осуществляется на основе количественного анализа |
Служит проверкой гипотезы | Теории разрабатываются в процессе исследования |
Вопрос 4. Укажите основные особенности использования проективных методик при патопсихологическом обследовании больного, учитывая следующие показатели:
1) их место в структуре проводимого эксперимента, последовательности предъявления – до или после беседы, стандартных диагностических процедур и т.п.;
2) позиция экспериментатора – чем она отличается от обследования испытуемых с помощью опросников.
1) Место проективной методики в структуре эксперимента велико. С ее помощью можно выявить личностные проекции во время эксперимента, посредством создания экспериментальной ситуации, позволяющей пациенту интерпретировать происходящее различными способами. Данные методики нужно использовать после предварительной беседы с больным, которая не должна вызывать напряжение и подозрения у пациента. Использовать данную методику следует до применения стандартных диагностических процедур.
2) Экспериментатор должен выступать не регистратором, как при проведении опросников, а собеседником, либо сочувствующим слушателем, позволяя, тем самым, собеседнику раскрыться.