Файл: Практическая работа По учебному курсу Теория обучения Студент Группа Преподаватель Практическое занятие 2.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждения высшего образования
« Тольяттинский государственный университет »
Гуманитарно-педагогический институт
Кафедра 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Практическая работа
По учебному курсу « Теория обучения »
Студент :
Группа :
Преподаватель :
Практическое занятие № 2
Тема. Личностно-ориентированные технологии обучения
Цель: сформировать у студентов представление о сущности личностно-ориентированных технологий обучения.
Задачи:
-
Раскрыть основные особенности личностно-ориентированных технологий; -
Формировать у студентов умение взаимодействовать на основе сотрудничества и сотворчества; -
Развивать педагогическую диагностику: изучать учебно-воспитательный процесс и личность учащегося в целях создания условий для оптимизации процесса обучения.
Ход занятия
-
Общее понятие о личностно-ориентированных технологиях обучения.
Одна из причин личностно-ориентированного обучения заключается в том, что личность ученика в своей основе многогранна, «неисчерпаема» в проявлении своих свойств и особенностей.
Проблема личностно-ориентированного обучения в последние годы была предметом специальных исследований И.С. Якиманской, Е.В. Бондаревской и других.
На необходимость учета способностей и особенностей личности в обучении указывал еще К.Д.Ушинский: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех его отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации) открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Личностно-ориентированные технологии обучения строятся с учетом следующих
дидактических требований:
-
учебный материал должен быть субъективно значим для ученика и его усвоения, организация учебной деятельности ученика должна учитывать актуальный уровень его развития; -
систематически стимулировать ученика к самоценной образовательной деятельности, которая переходила бы в самообразование, саморазвитие; -
учебный материал следует организовать таким образом, чтобы у ученика оставалось право выбора, возможность выбора учебных задач, заданий; -
всячески поощрять учащихся и стимулировать их к самостоятельному выбору наиболее приемлемых для них способов переработки учебного материала; -
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; -
не только оценивать конечный результат учебной деятельности, но и формировать самоконтроль самого процесса учения, активизировать рефлексию мышления.
Вопросы для самоконтроля: На чем основаны личностно-ориентированные технологии? Кто непосредственно занимался исследованием личностно-ориентированных технологий? Почему личностно-ориентированные технологии основаны только на гуманных отношениях учителя и учащихся?
Ответы: Личностно- ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в дидактоцентрических и авторитарных технологиях). Такие технологии называют антропоцентрическими.
Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.
Истоки развития личностно- ориентированной педагогической технологии содержаться в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина-Библера, где основано идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания.
Так же предпосылкой возникновения личностно-ориентированной технологии является гуманистическая теория, представителями которой были Сократ, Платон, Аристотель, Сенека и другие. В эпоху Возрождения ее представителями являлись Томмазо Кампаннела, Сирано де Бержерак и другие, которые считали человека наивысшей ценностью творения. А позже Жан- Жак Руссо, Л.Н. Толстой и другие выдвинули идею свободного воспитания, которое бы помогало каждому человеку развивать свои способности.
На сегодняшний день в отечественной и зарубежной педагогике и психологии определен ряд концептуальных положений, принципов и подходов, которые могут быть положены в основу личностной переориентации профессиональной подготовки студентов. Эти принципы постепенно выкристаллизовывались в теоретических достижениях таких известных ученых, как К. Гольдштейн, А. Маслоу, Дж. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фром, Г.А. Балл, И.Д. Бех, Р.С. Гуревич, В.В. Давыдов, И.А. Зязюн, А.С. Макаренко, В.А. Моляко, Н.Г. Ничкало, А.В. Петровский, В.А. Сухомлинский, Б.А. Федоришин, И.С. Якиманская и многих других.
Чтобы поддерживать ребенка, считал В. А. Сухомлинский, педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит; мудро относиться к поступкам детей; верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом; защищать ребенка; не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие, памятуя о том, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.
Проблема личностно-ориентированного обучения в последние годы была предметом специальных исследований И.С. Якиманской, Е.В. Бондаревской и других.
На необходимость учета способностей и особенностей личности в обучении указывал еще К.Д. Ушинский: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех его отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
А это подразумевает:
-
понимание особенностей психического и физического развития учащегося, потребностей и мотивов поведения; -
сотрудничество с учащимся, исключая принуждение и учитывая его желания и интересы. -
наиболее полное раскрытие и формирование целой совокупности личностных качеств учащегося, его способностей, задатков и талантов с учетом потенциальных возможностей; -
гуманное и демократическое отношение к учащемуся, уважение к его личности; -
создание доверительных отношений в атмосфере благоприятного психологического климата; помощь в личностном становлении;
-
Основные концептуальные идеи личностно-ориентированных технологий.
В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированных технологиях понимание и взаимопонимание.
Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от контроля к самоконтролю, от управления к самоуправлению. Основная установка педагога – не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание ученика. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами, ребенку нужна педагогическая помощь и поддержка. Это ключевые слова в характеристике личностно-ориентированных технологий.
Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и поддержки. Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш.А. Амонашвили:
-
любить ребенка; -
очеловечить среду, в которой он живет; -
прожить в ребенке свое детство.
Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.
Вопросы для самоконтроля: Чем отличаются личностно-ориентированные технологии обучения от традиционных? Что лежит в основе личностно-ориентированных технологий? Как изменяются цели и содержание образования при переходе на личностно-ориентированные технологии?
Ответы: Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии и уроков личностно - ориентированного обучения:
Признаки лично-ориентированного обучения | традиционной классно-урочной технологии |
- Использование субъективного опыта ребенка; - Вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач; - Накопление знаний, умений, навыков в качестве важного средства реализации детского творчества; - Обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации успеха. | - Урок, посвящен одному учебному предмету, теме, уч-ся работают над одним и тем же материалом; - Работой учащихся руководит учитель; он оценивает результаты каждого ученика и в конце учебного года принимает решение о переводе в следующий класс; - Для домашней работы применяют учебники. |
Урок в традиционной системе имеет следующие этапы.
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного.
3.Объяснение нового материала.
4.Закрепление.
5.Вывод.
Урок в личностно – ориентированном обучении
-
Перед детьми возникает проблемная ситуация, противоречие. -
Ученики предлагают свои версии решения проблемы, чем больше версий, тем лучше. -
Затем дети путем сравнения гипотез выбирают основную версию. -
Учащиеся учатся работать по намеченному ими плану. -
Итог урока - рефлексия. -
Нужно научить детей оценивать результаты свой деятельности.
Сравнительный анализ традиционной системы обучения и личностно – ориентированного обучения.
Традиционное обучение | Личностно-ориентированное обучение | |
Ведущий принцип педагогики | ||
- единая программа, требования | - вариативность. | |
- от простого к сложному, от частного к целому. | -индивидуальный подход и проблемность. | |
Цель обучения : | ||
- Дать определенный объем знаний | - Развитие индивидуальных способностей | |
- Дать общее образование по единой программе. | - Создание условий для развития личности. | |
- Формирование ЗУН | - Развитие нравственности и образованности | |
Функция учителя: | ||
- Выдать определенный объем знаний | - Научить мыслить | |
- Развивать познавательную активность | - Научить учиться | |
- Обучать, воспитывать | - Координировать и консультировать | |
- Контролировать | - Организовывать | |
Формы обучения: | ||
- Иллюстративно-объяснительные, информационные | - Проблемные, поисковые, исследовательские. | |
-Урок, лекция, беседа, объяснение. | - Игра, диспут, семинар, урок | |
Стиль взаимодействия: | ||
- Авторитарность и требовательность | - Сотрудничество и доверительность, открытость |