Файл: Практическая работа По учебному курсу Теория обучения Студент Группа Преподаватель Практическое занятие 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эта категория обозначает активные проявления, исходящие от самого ученика.
На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности.

Субкатегории:
1.1 подчинённый отклик;
1.2 добровольный отклик;
1.3 удовлетворение от реагирования.

Ученик:
- выполняет заданную учителем домашнюю работу;
- подчиняется внутри школьному распорядку и правилам поведения;
- участвует в обсуждении вопросов в классе;
- самостоятельно знакомится с освещением общественно-политических и международных проблем;
- добровольно вызывается выполнять задание;
- проявляет интерес к учебному предмету.

3. Усвоение ценностной ориентации
В эту категорию входят различные уровни усвоения ценностных ориентаций (то есть отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности):
1.1 принятие ценностной ориентации(в обиходе это соответствует понятию «мнение»);
1.2 предпочтение ценностной ориентации;
1.3 приверженность, убеждённость.

Ученик:
- проявляет устойчивое желание, например, овладеть навыками грамотной устной и письменной речи;
- целенаправленно изучает различные точки зрения с тем, чтобы вынести собственное суждение;
- проявляет убеждённость, отстаивая тот или иной идеал.


  1. Организация ценностных ориентаций
    Эта категория охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых. Сюда входят две субкатегории:

    1.1 концептуализация ценностной ориентации, то есть осмысление своего отношения;

    1.2 организация системы ценностей.

    Ученик:
    - стремится определить основные черты своего любимого произведения искусства;
    - принимает на себя ответственность за своё поведение;
    - понимает свои возможности и ограничения;
    - строит жизненные планы в соответствии с осознанными им самим собственными способностями, интересами и убеждениями.

    5. Распространение ценностной ориентации или их комплекса на деятельность
    Эта категория обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль. Обобщённый характер ценностных ориентаций и их соединение в целостное мировоззрение отражены в субкатегориях:
    1.1 обобщённая установка;
    1.2 полная интернализация (усвоение) или распространение ценностных ориентаций на деятельность.

    Ученик:
    - устойчиво проявляет самостоятельность в учебной работе;
    - проявляет стремление к сотрудничеству в групповой деятельности;
    - проявляет готовность пересматривать свои суждения и менять образ действий при наличии убедительных аргументов;
    - постоянно проявляет навыки личной гигиены и здорового образа жизни;
    -формулирует устойчивое и последовательное жизненное кредо.

    Такая конкретизация целей сильно упрощает работу учителя. Отталкиваясь от этого набора, можно строить учебный процесс как последовательную отработку его элементов, совокупность упрощённых обучающих циклов.

    Психомоторная область

    Умения в этой области описывают способность к манипуляциям с орудиями или инструментами. Психомоторные цели обычно связывают с изменением или развитием практических навыков.

    М. В. Кларин приводит далее основные категории наиболее разработанных и общеупотребительных областей таксономии, охватывающих когнитивные и аффективные цели.

    Основные категории

    1. Знание

    Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории – припоминание соответствующих сведений.

  2. Ученик:
    - знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины;
    - знает конкретные факты;
    - знает методы и процедуры;
    - знает основные понятия;
    - знает правила и принципы.

    2. Понимание

    Показателем способности понимать значение изученного может служить:

    - преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую
    – «перевод» материала с одного «языка» на другой (например, из словесной формы – в математическую).
    - интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение)
    - предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов).

    Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала. Ученик:
    - понимает факты, правила и принципы;
    - интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы;
    - преобразует словесный материал в математические выражения;
    - предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных

    3. Применение

    Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входят:
    применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий.

    Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.


Ученик:
- использует понятия и принципы в новых ситуациях;
- применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
- демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

4. Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура.

Сюда относятся:
1. вычленение частей целого,
2. выявление взаимосвязей между ними,
3. осознание принципов организации целого.

Ученик:
- выделяет скрытые (неявные) предположения;
- видит ошибки и упущения в логике рассуждений;
- проводит разграничения между фактами и следствиями;
- оценивает значимость данных.

5. Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения.

Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур.

Ученик:
- пишет небольшое творческое сочинение;
- предлагает план проведения эксперимента;
- использует знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.
6. Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т. д.). Суждения ученика должны основываться на чётких критериях: внутренних (структурных, логических) или внешних (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем.
Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех предшествующих категорий.

Ученик:
- оценивает логику построения материала в виде письменного текста;
- оценивает соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев;
- оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев.

Как осуществить дифференциацию учащихся?

Учитель определяет, нужна ли на уроке дифференцированная работа или индивидуализация заданий, учитывая тип урока, его цели и содержание.


На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом.
Дифференцировать все этапы урока не обязательно. Чаще всего дифференцированный подход осуществляется на этапе закрепления ранее изученного материала, так как имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся.
Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у детей навыков и умений, целями упражнения и т. д. В зависимости от этого разрабатываются дифференцированные задания для разных групп.