Файл: 6. Становление объяснительной экспериментальной социальной психологии в хх столетии. Часть 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 6. Становление объяснительной экспериментальной социальной психологии в ХХ столетии. Часть 2.

1)​ «Человек психоэнергетический» (З.Фрейд, В.Беннис, Х.Шепард)

2)​ «Человек ролевой» (Дж.Мид, М.Кун)

3)​ «Человек развивающийся, самоактуализирующийся» (К.Роджерс, А. Маслоу)

4)​ Социометрическое и транзактное направление в зарубежной социальной психологии (Э.Берн, Дж.Морено)

Содержание
Введение...........................................................................................................3

1.​ «Человек психоэнергетический» (З.Фрейд, В.Беннис, Х.Шепард)………..4

2. «Человек ролевой» (Дж.Мид, М.Кун)…………………………………..…..7

3.​ «Человек развивающийся, самоактуализирующийся» (К.Роджерс, А. Маслоу)……………………………………………………………………………9

4.​ Социометрическое и транзактное направление в зарубежной социальной психологии (Э.Берн, Дж.Морено).......................................................................12

Заключение....................................................................................................14

Список литературы.......................................................................................15


Введение
Начало XX века и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку, основанную на применении экспериментальных и математических методов. Основное развитие в этом её варианте социальная психология получает в США, где бурное становление капиталистических форм в экономике стимулировало практику прикладных исследований и заставило социальных психологов повернуться лицом к актуальной социально-политической тематике. Особое значение такая практика приобрела в условиях развернувшегося экономического кризиса. Беспомощность старой социальной психологии перед лицом новых задач стала очевидной.

История социальной психологии показывает, насколько тесна связь исследовательской стратегии, направлений теоретического анализа с выдвигаемыми историей общественными проблемами. На уровне отдельного экспериментального или эмпирического исследования такая связь не всегда просматривается, а интерпретации полученного материала в рамках какой-либо теоретической схемы препятствует как раз господство позитивистской эпистемологии, провозглашающей принцип абсолютизации "данных" и считающей эксперимент "высшей маркой науки".

Для преодоления этой ситуации и предлагается идея "социологизации" социальной психологии, то есть рассмотрения социально-психологических проблем с социологической точки зрения. Если признаком социальности считать простой факт присутствия другого человека или даже множества людей и фиксировать "социальное" лишь как свойство объектов, то при таком подходе игнорируются фундаментальные характеристики социальной системы, внутри которой действуют личности, в частности, социальная природа самого субъекта, и исследуется не система отношений людей, а в лучшем случае лишь субсистема межличностных отношений.


1. «Человек психоэнергетический» (З.Фрейд, В.Беннис, Х.Шепард)
3. Фрейд: «Групповая психология и анализ Эго» (1921 г.)

В изучении групповой динамики использовал положения и принципы, вычлененные при анализе невротика, а важнейший способ объяснения личности невротика – выявление психологических механизмов функционирования семьи. Эти механизмы положены в основу интерпретации межличностных отношений во всякой человеческой группе, как малой, так и большой.

Ключевые понятия фрейдовской теории групповой динамики:

  • десексуализированное либидо (сублимированная любовь);

  • идентификация.

Существо группы составляет система эмоциональных (либидонозных) связей. Ключевая фигура групповой психологии — лидер. Первичная группа — совокупность индивидов, которые принимают одну и ту же личность (лидера) за свой идеал, идентифицируют себя с ним и лишь после этого идентифицируют себя друг с другом.

В группе имеется два уровня эмоциональных связей:

  • между каждым членом группы и лидером;

  • между членами группы.

Отношение членов группы к лидеру (связь первого порядка) детерминирует отношения членов группы друг к другу (связь второго порядка). В случае нарушения связей с лидером группа распадается.

Психология лидера резко отличается от психологии других членов группы. Лидером он становится благодаря наличию у него такого качества как нарциссизм: он не имеет эмоциональных привязанностей к кому-либо, кроме себя, никого, кроме себя, не любит, самоуверен и независим, обладает качествами и способностями, которых другие члены группы достичь не могут, поэтому он становится их идеалом «Я».

Идентификация с лидером — механизм защиты против враждебных чувств к нему. Образ лидера в группе аналогичен образу отца, и отношения с ним строятся по модели отношения с отцом. Результат влияния сильного лидера на членов группы — их зависимость от него, повышенная внушаемость, потеря критичности. Под действием обаяния сильного лидера член группы уподобляется загипнотизированному индивиду, который отказывается от своей самостоятельности в пользу гипнотизера.

В. БАЙОН: ДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГРУППЫ.

Группа представляет собой макровариант индивида и характеризуется теми же параметрами, что и отдельная личность — потребностями, мотивами, целями и т.п.



Группа всегда представлена в двух планах:

1. Она выполняет какую-то задачу, в решении которой члены группы участвуют рационально и осознанно.

2. Члены группы неосознанно продуцируют групповую культуру (нормы, ценности, стиль общения).

Между этими двумя уровнями групповой жизни возможны конфликты, для преодоления которых формируются «коллективные защитные механизмы», аналогичные индивидуальным.

Байон переносит понятия и механизмы, вычлененные Фрейдом при изучении индивидуальной психики, на психологию группы. Большинство высказанных Байоном положений экспериментально не проверялись и не получили особого распространения в социальной психологии.

В. БЕННИС, Г. ШЕПАРД: ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ.

Два основных вопроса теории:

  • анализ помех валидной коммуникации;

  • определение стадий группового развития.

В основе практики Т-группы лежит групповая дискуссия, предметом которой являются реальные межличностные отношения участников, а задачей — анализ самими членами группы происходящих в ней процессов.

Основной помехой установлению валидной коммуникации является ситуация неопределенности на старте Т-группы. Участники скованны в выражении своих истинных отношений, реакций, чувств, потому что они не знают, чего можно ожидать от других. Неопределенность касается двух планов функционирования группы: вопроса о власти и вопроса о взаимозависимости – это 2 фазы группового развития.

В каждой фазе выделяются 3 подфазы:

  • отказ тренера-ведущего от лидерских полномочий;

  • дискуссия о лидерской структуре группы;

  • разрешение вопроса о лидере.

Если группа не распадается, она вступает во 2-ю фазу.

2.​ «Человек ролевой» (Дж.Мид, М.Кун)
Различие в методологических принципах Чикагской и Айовской школ находит свое отражение и в их подходах к ролевому поведению. Для Блумера и других представителей Чикагской школы ролевое поведение, для обозначения которого ими часто используется термин «делание роли» («role-making»), представляет собой поисковый, динамичный, творческий процесс. Такое понимание ролевого поведения логически вытекает из их концепции личности как активного и творческого существа, которое «конструирует» свои действия в зависимости от того, как оно воспринимает, интерпретирует окружающее. 

Представители Айовской школы предпочитают говорить не о «делании роли», а об «исполнении», «проигрывании» роли или о «принятии роли», фактически исключая спонтанный, творческий элемент из поведения личности. М. Кун утверждает, что индивид «формирует свои планы поведения в соответствии с исполняемыми ролями и занимаемыми статусами в группах, с которыми он себя идентифицирует, т.е. в его референтных группах. Его отношение к себе как к объекту является лучшим индикатором этих планов поведения... они являются определяющими для самооценок и для оценки других».


Современная теория символического интеракционизма, будучи прямым выражением и продолжением идей Дж. Мида, обладает в основном теми же достоинствами, недостатками и противоречиями, которые присущи его концепциям. С одной стороны, в заслугу интеракционистам следует поставить их попытку вычленить в противовес бихевиористам «специфически человеческое» в поведении человека, стремление подойти к личности как к социальному явлению, найти социально-психологические механизмы формирования личности во взаимодействии с другими людьми в группе, обществе, подчеркнуть активное творческое начало в личности.

Современные интеракционистские ролевые теории опираются на социально-психологические концепции Дж. Мида, связанные с понятием «роль», введенным им в обиход социальной психологии. Мид не дал определения понятия роли при изложении своих концепций, употребляя его как весьма аморфное и неопределенное.

Согласно Дж. Миду, «принятие роли другого», т.е. умение посмотреть на себя со стороны глазами партнера по общению, является необходимым условием для успешного осуществления любого акта взаимодействия между людьми. В качестве примера «принятия роли другого» у Мида фигурировали лишь детские ролевые игры, которые он считал одним из важнейших средств социализации личности. Этим, собственно, и ограничиваются его рассуждения о социальной роли личности. Позже понятия «роль» и «социальная роль» стали широко использовать и разрабатывать в западной социологии и социальной психологии.


3.​ «Человек развивающийся, самоактуализирующийся» (К.Роджерс, А. Маслоу)
По А. Маслоу, каждый человек - единое уникальное организованное целое (принципы индивидуальности и холизма), а не совокупность неких отдельных частей. Потребности в человеке являются потребностями всего человека, а не отдельных его органов. А. Маслоу писал по этому поводу: «В хорошей теории нет такой реальности как потребность желудка, рта или гениталий. Есть только потребность индивидуума.

По мнению Маслоу, в самой природе человека, в каждой личности заложены возможности позитивности развития и самосовершенствования. Деструктивные действия людей являются не следствием изъянов в наследственности, а итогом фрустраций, давления внешних сил, неудовлетворенности основных потребностей. Среди важнейших свойств человеческой природы, по мнению А. Маслоу, одно из основных мест занимает способность к творчеству, которая ведет к самовыражению личности. Дефицит творчество у многих людей, по А. Маслоу, это результат влияний внешней социальной среды, «окультуривания» (в том числе официальное образование).


Важнейшей частью персонологической теории А. Маслоу является анализ человеческих потребностей и разработка потребностной теории. Эта теория, получившая название «иерархическая теория потребностей», предполагает, что, во-первых, все потребности человека врожденны или инстинктоидны, и, во-вторых, у человека они иерархически организованы в пять видов.

В основе персонологии К. Роджерса лежит разработанная им «клиент-центрированная (или личностно-центрированная) терапия». По существу, К. Роджерс исходит из известной философско-социологической феноменологической концепции о субъективных мирах опыта. Мировидение клиентов, по К. Роджерсу, субъективно и индивидуально.

Человек "живет по существу в собственном личном и субъективном мире, и даже его наиболее объективное функционирование, например, в науке, в частности, в математической, является результатом движения к субъективной цели и субъективного выбора". По К. Роджерсу, имеется столько видов реальности (версий действительности), сколько существует людей. Вера в существование единого "реального мира" - это заблуждение, которое также вредно, как и вера в технологию, поставившую человечество на грань самоуничтожения.

Другой общефилософский тезис, из которого исходил К. Роджерс в разработке персонологической теории - положение о том, что во Вселенной действует общая тенденция к развитию, как постоянное стремление по все больше упорядочиванию и взаимосвязанному усложнению, очевидное как на неорганическом, так и на органическом уровне. Вселенная всегда "строит и созидает, так же как и разрушает". Отсюда вытекает, что у каждого организма имеется врожденная тенденция к развитию своих способностей не только для воспроизводства себя, но и для расширения границ своего «Я». Это есть тенденция актуализации - основной внутренний мотивационный импульс.

На основе своего профессионального опыта К. Роджерс пришел к выводу, что «похоже для отдельного человеческого существа наиболее характерно целенаправленно стремиться к цельности, к актуализации своих потенциальных возможностей».

Организмический процесс актуализации означает безсознательную саморегуляцию на основе поведенческого опыта. Так, младенец поддерживает опыт, совершенствующий его организм (любопытство и безопасность) и отвергает негативный опыт (боль, голод и т.д.). Сознательное Эго - это, по Роджерсу, вершина «огромной пирамиды подсознательного организмического функционирования». При нормальной жизнедеятельности человека организмический процесс осознается адекватно своему состоянию. Но часто у людей организмический процесс и осознание его не совпадают, то есть имеют место аномалии в поведении.