Файл: 6. Становление объяснительной экспериментальной социальной психологии в хх столетии. Часть 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В целом, персонологическая позиция К. Роджерса, отличающаяся позитивным оптимистическим взглядом на человека, моделирует необходимое для собственно человеческой природы состояние, отвечает на вопрос, каким человек должен быть и как он должен жить.

Общность взглядов К. Роджерса и А. Маслоу, очевидная из приведенной выше общей характеристики их позиций, позволяет считать их представителями одного гуманистического направления психологии. Вместе с тем между ними есть определенные различия. По А. Маслоу поведение человека регулируется иерархией потребностей. Тогда как К. Роджерс с позиций феноменологии подчеркивал определяющее значение личностного восприятия себя и мира в процессе жизнедеятельности. Идеи Роджерса сложились на основе его психотерапевтической работы с клиентами, имеющими психологические проблемы, и затем были перенесены в общую теорию личности. Напротив, А. Маслоу, не занимавшийся терапией, подчеркивал, что психология должна исследовать, прежде всего, психику здоровых людей.

4. Социометрическое и транзактное направление в зарубежной социальной психологии (Э.Берн, Дж.Морено)
Результаты социометрического исследования составляют ос­нову для терапевтического изменения существующих социаль­ных отношений. Такое изменение является главной целью со­циометрического эксперимента.

Социограмма — это графическое изображение эмоциональной структуры группы. Эта структура состоит из минимальных соци­альных единиц — атомов.

Социальный атом. Дж.Морено говорил: "Социальный атом — это наименьший социальный элемент, но это не индивид". "Со­циальный атом, как наименьший элемент структуры отношений, состоит из всех отношений между человеком и окружающими его людьми, которые в данный момент тем или иным образом с ним связаны". Термин "социальный атом" не следует понимать стро­го по аналогии с физическим атомом, а лишь в смысле "atomos = далее неделимый".

По мнению Дж Морено, решительно все идет от индивида, от его "теле" (способностей притягивать других людей), социальных атомов (объем эмоциональных связей индивида), социальных мо­лекул (связей атомов в группы), от микроструктуры. Согласно Мо­рено, всю макроструктуру, т.е. общественную жизнь, можно изме­нить эвсшюционно в соответствии с микроструктурой групп, что и представляет подлинную гуманизацию общества. Наименьшим эле­ментом такой микроструктуры является социальный атом, состоя­щий из всех отношений между индивидом и окружающими его людьми, которые, в данный момент, тем или иным образом с ним связаны.


Групповая динамика и социометрия, несмотря на их кажу­щееся различие, исходят из однотипных моделей малой группы. Они рассматривают ее как эмоционально-психическую общность, в основе которой лежат непосредственные эмоциональные вле­чения, эмоционально окрашенные предпочтения людей. Типич­ное определение группы в рамках этого направления указывает на то, что частота и время общения приводят к созданию груп­пы. Частота и интенсивность общения — это чисто формальные характеристики, лишенные непосредственного психологическо­го содержания.

Наблюдая поведение людей, Берн обратил внимание на тот факт, что один и тот же человек, прямо на глазах может изме­ниться. При этом меняется одновременно выражение лица, ре­чевые обороты, жесты, поза и т.п. Этот человек то ведет себя как взрослый, то плачет или смеется как ребенок, то копирует поведение своих родителей. Анализируя подобные наблюдения, З.Берн пришел к идее сложного строения личности, наличия в ее структуре трех составляющих — "частей", которые обуслов­ливают характер общения между людьми.

В трансактном анализе выделяют следующие четыре тематические части.

Структурный анализ поведения, мыслей и чувств основан на трех элементарных положениях о том, что каждый человек:

  • был когда-то ребенком;

  • имел родителей или заменявших их взрослых;

  • способен адекватно оценивать окружающую действитель­ность, если он здоров.

В личности каждого человека обнаруживаются все три со­ставляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна из составляющих начина­ет подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение.

Заключение
В развитии психологии к этому времени чётко обозначились три основных подхода: психоанализ, бихевиоризм и гештальттеория, и социальная психология стала опираться на идеи, сформулированные в этих подходах. Особый упор был сделан на бихевиористский подход, что соответствовало идеалу построения строго экспериментальной дисциплины.

С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе. В определённой степени этому способствует само увлечение экспериментальными методиками: применение их, прежде всего возможно лишь при исследованиях процессов

, протекающих в малых группах. Сам по себе акцент на развитие экспериментальных методик означал несомненный прогресс в развитии социально-психологического знания. Поэтому экспериментальный период в развитии социальной психологии очень быстро стал обрастать целым рядом достаточно острых противоречий.

Развитие социальной психологии и облегчается и осложняется тем фактом, что социальные психологи являются объектами того типа социального контроля, который преобладает в массовых обществах. Главный вывод, к которому в конце концов придут люди, - искать выхода из таких затруднений в морали и, возможно, в лучшем понимании человеческой природы.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-пресс, 2002.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. М.: Аспект-пресс, 2001.

3. Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М.: ИНИОН РАН, 1995.

4. Шихирев П. Американский вклад в развитие социальной психологии. Основные области исследования //Современная социальная психология. М., 1999. Гл.6.
.