Файл: Нормативнометодическая база делопроизводства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

«НОВОСИБИРСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМ. Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА
»



38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт»


КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА

По курсу: «Документационное обеспечение управления»

Тема:  «Нормативно-методическая база делопроизводства»

Исполнитель:





студентка







Глущенко Виктория Владимировна



















Руководитель:


Петрова Наталья Викторовна

преподаватель














Новосибирск, 2019

Содержание


Введение

1. Основные сведения из истории делопроизводства……………………………….

2.Нормативно-методическая база делопроизводства…………………………………

3.Практическое задание………………………………………………………………..

4.Список литературы………………………………………………………………….

Введение
Успех любого начинания зависит от многих факторов, в том числе от умения юридически грамотно оформить документ. Впрочем это лишь одна из проблем, возникающих перед любой организацией при работе с документами.

Практически ни одна технологическая функция управления, связанная с использованием информации, подготовкой и принятием решения, не обходится без процесса создания, оформления, исполнения документов и их хранения. В ежедневной практической деятельности руководителям организаций, структурных подразделений, работникам служб делопроизводства приходится решать огромный комплекс вопросов, связанных с изданием документов, регламентирующих управленческую и хозяйственную деятельность организации, регистрацией входящих, исходящих и внутренних документов, формированием дел, определением сроков хранения, передачей в архив или оформлением для уничтожения.


С документированием связана деятельность всех сотрудников организации – от исполнителей до руководителей всех уровней. Любые важные решения требуют документального оформления.

В организации любой организационно-правовой формы без правильной постановки документоведения, знаний его нормативно-методической базы, нельзя справиться с потоком документов, быстро найти требуемый документ и навести по нему справки, проконтролировать его исполнение и обеспечить сохранность.

Грамотно организованное делопроизводство начинается с изучения его нормативно-методической базы, требований государственных стандартов в области документоведения, унифицированных систем документации и классификации документов по назначению и принципам подготовки и оформления.

Делопроизводство (документационное обеспечение управления) - отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. Часть делопроизводства, непосредственно связанная с созданием документов, называется документированием. Вопросы движения и учета документов определяются понятием документооборот. Деятельность по организации хранения документов относят к архивному делу. Так как управленческая деятельность человека осуществляется с применением различного рода документации, делопроизводство в настоящее время именуют также документационным обеспечением управления (ДОУ).

Ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение установленных правил и порядка работы с документами в структурных подразделениях возлагается на руководителя предприятия. Деятельность организации или предприятия обеспечивается системой взаимоувязанной управленческой документации. Ее состав определяется компетенцией, порядком разрешения вопросов, объемом и характером взаимосвязей данной организации с вышестоящими организациями, с органами законодательной и исполнительной власти, с подчиненными и сторонними организациями, с физическими лицами.

Непосредственное ведение делопроизводства осуществляется должностными лицами, на которых возложена ответственность за делопроизводство, учет и сохранность документов на предприятии.

Состав организационно-распорядительных документов определяется в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД). Общие требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами установлены ГОСТ Р6.30-2003 "Унифицированные системы документации.



Основные сведения из истории делопроизводства

С древнейших времен дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы узнаем историю своей страны, особенности быта людей и различных отношений, складывавшихся в далекие времена.

Документы возникли вместе с письменностью, вначале как средство закрепления имущественных отношений, а затем, с развитием письменности, стали средством общения, передачи информации.

Слово "документ" происходит от лат documentum, что означает "доказательство", "свидетельство". В русский язык слово документ вошло в Петровскую эпоху: документами стали называть деловые бумаги, имевшие правовую значимость. В дальнейшем слово документ стало употребляться в двух значениях: паспорт, удостоверение личности, все то, что может свидетельствовать о чем-либо, подтверждать что-либо - произведение искусства, чертеж, фотография, магнитная запись и т.д.

Слово "дело- производство" появилось несколько веков назад и означало "дело производить" (делать дело), т.е. решать вопрос.

История делопроизводства в России насчитывает столетия. В конце XV в . появились первые приказы - центральные органы государственной власти, ведающие отдельными отраслями княжеского управления, и приказные избы - органы государственного управления на местах. В процессе деятельности этих органов и зародилась работа с документами, получившая название приказное делопроизводство. Приказное делопроизводство - работа с документами, проводившаяся в приказах (Поместный приказ, Разрядный приказ и т.д.)

На рубеже XVIII - XIX вв. делопроизводство в России пережило новые значительные изменения. В 1802 г. был издан указ о замене петровских коллегий министерствами, что опять же было в русле общеевропейских преобразований.

Указом об учреждении министерств, изданным в 1811 г., были строго распределены пределы компетенции руководящих чиновников.

В зависимости от занимаемой ими должности они имели право получать и подписывать лишь определенные виды документов. От Императора получали манифесты, рескрипты, Высочайшие указы, Высочайшие повеления; от Сената и других органов высшей власти - указы и предписания; местные губернские власти имели право рассылать указы от имени "Его Императорского Величества"; министры и руководящие чины министерств направляли нижестоящим органам предложения, циркуляры, запросы. В вышестоящие учреждения направлялись рапорты, представления. К высочайшей власти
обращались со всеподданнейшими докладами, прошениями, жалобам.

Нормативно-методическая база делопроизводства

Нормативно-методическая база делопроизводства — это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологию создания, обработки, хранения и использования документов в текущей деятельности учреждения, а также регламентирующих работу службы делопроизводства — ее структуру, функции, штаты, техническое обеспечение и некоторые другие аспекты.

Нормативно-правовой акт - закон, кодекс, постановление, инструкция и другое властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Предписания нормативно-правовых актов носят общий характер и направлены на регулирование определенного вида общественных отношений. В РФ и европейских государствах нормативно-правовой акт является основным источником права.

Составляющими нормативной базы делопроизводства являются:

  1. законодательные акты Российской Федерации в сфере информации и документации;

  2. постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, регламентирующие вопросы документационного обеспечения на федеральном уровне;

  3. правовые акты федеральных органов исполнительной власти как общеотраслевого, так и ведомственного характера;

  4. правовые акты органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их территориальных образований, регламентирующие вопросы ДОУ;

  5. правовые акты нормативного и инструктивного характера,

  6. методические документы по делопроизводству учреждений,

  7. организаций и предприятий;

  8. государственные стандарты на документацию;

  9. унифицированные системы документации;

  10. общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

  11. Государственную систему документационного обеспечения управления. Основные требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ - Приказ СССР от 25.05.88 №33);

  12. нормативные документы по организации управленческого труда и охране труда;

  13. нормативные документы по организации архивного хранения документов.


К нормативным документам по стандартизации, действующим на территории нашей страны, относятся:

  1. государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ);

  2. применяемые в установленном порядке международные

  3. (региональные) стандарты;

  4. правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

  5. общероссийские классификаторы технико-экономической

  6. и социальной информации;

  7. стандарты отраслей;

  8. стандарты предприятий;

  9. стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Все государственные стандарты, действующие на территории нашей страны, объединены в Единую государственную систему стандартизации — иерархически организованную систему классификации и кодирования самих государственных стандартов.

Самостоятельный комплекс составляют стандарты на унифицированные системы документации и Единую систему классификации и кодирования технико-экономической информации:

    1. ПР 50-733-93. Основные положения Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации;

    2. ГОСТ с требованиями по оформлению документов. Установил максимальный набор реквизитов, используемых для оформления любого управленческого документа, определил правила их записи и расположение на листе.

    3. ГОСТ 6.10.5-87. Унифицированные системы документации(УСД). Требования к построению формуляра-образца. Установлены форматы бумаги от А3 до А6 с альбомным и книжным расположением текста, служебные поля — левое — не менее 20 мм, нижнее и правое — не менее 10 мм. Размеры букв — на пишущей машинке — чуть меньше 14 размера шрифта Times New Roman.

    4. ГОСТ 6.10.4-84. УСД. Придание юридической силы документам на машинном носителе, создаваемые средствами вычислительной техники.

    5. ГОСТ Р 511141-98 (1). Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.

И еще ряд ГОСТов, перечень которых содержится в ГСДОУ.

Государственная система документационного обеспечения управления Для упорядочения документооборота в масштабах страны, сокращения количества и повышения качества документов, использования вычислительной техники для создания и обработки документации в 1990 г. была издана Государственная система документационного обеспечения управления — ГСДОУ.

ГСДОУ — это совокупность принципов и правил, устанавливающих единые требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях, в учреждениях и общественных организациях.