Файл: Литература для студентов медицинских вузов статистика здоровья населения учебное пособие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 389
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
СТАТИСТИКА
ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
Учебное пособие
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО»
Кафедра ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ, здравоохранения,
ЭКОНОМИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Бутева Л.В., Агарков В.И., Коктышев И.В., Лихобабина О.А., Доценко Т.М.,
Грищенко С.В., Охотникова М.В., Бугашева Н.В.
СТАТИСТИКА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
Учебное пособие
Специальности:
31.05.01 «Лечебное дело»
31.05.02 «Педиатрия»
32.05.01 «Медико-профилактическое дело»
Донецк - 2020
УДК 001.891 (075.8) УДК 614.2:31 (075.8)
ББК 51.1 (2 Ук) 0-2 ББК 72.5 я 7 С 78
М 54
Авторы: Бутева Л.В., Агарков В.И., Коктышев И.В., Лихобабина Доценко Т.М., Грищенко С.В., Бугашева Н.В.
Рецензенты:
Басий Раиса Васильевна, к.м.н., профессор, координатор учебно - методического отдела Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького.
Ластков Дмитрий Олегович, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой гигиены и экологии Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького.
Рекомендовано Ученым советом ГОО ВПО ДОННМУ ИМ.М. ГОРЬКОГО (Протокол № от )
М 54 Статистика здоровья населения. Специальности: 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия» - М 54 [Текст]: учебное пособие / Бутева Л.В., Агарков В.И., Коктышев И.В. и др. – Донецк, 2020. – 107 с.
.
Цель пособия - дать знания и умения студентам по основам статистики здоровья на основе доказательной медицины, освещена методика оценки здоровья населения с помощью демографических показателей, показателей заболеваемости и инвалидности населения.
.
В настоящем пособии каждая тема включает 2 части. Первая из них представлена основными вопросами и ключевыми понятиями, на которые следует обратить внимание при подготовке темы, вторая включает
задания для самоконтроля усвоения знаний и умений и их коррекции.
Пособие составлено в соответствии с рабочей программой «Общественное здоровье, здравоохранение и экономика здравоохранения» для студентов по специальностям: «Лечебное дело». «Педиатрия». По своей структуре относится к учебным пособиям.
© Коллектив авторов,2020
ГОО ВПО ДОННМУ
ИМ. М. ГОРЬКОГО, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………… 5 - 6
Тема 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА ЗДОРОВЬЯ
1.1. Оценка здоровья населения по демографическим
показателям …………………………………….. 7 - 23
1.2 Практическая часть темы ………………………… 23 - 28
1.3 Приложения к теме ……………………………… 29 - 30
Тема 2. ПЕРИНАТАЛЬНАЯ И МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ
2.1 Младенческая смертность ……………………. 31 - 36
2.2 Перинатальная смертность …………………… 36 - 45
2.3 Практическая часть темы …………………… 45 –51
2.4 Приложения к теме ……………………. 52 - 55
Тема 3. СТАТИСТИКА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ
3.1. Оценка здоровья населения по показателям
заболеваемости ………………………………… 56-89
3.2 Практическая часть темы …………………………… 89 - 101
3.3 Приложения к теме …………………………… 102 - 107
ВВЕДЕНИЕ
Общественное здоровье – основной критерий эффективности деятельности врача, медицинского учреждения, органов здравоохранения в целом. Это критерий также и социального прогресса, отражающего достижения общества в социально-экономической, научно-технической и культурной областях. Следовательно, оно нуждается в измерении, точной оценке с учетом медицинского и социального значения.
Здоровье населения – сложное собирательное понятие, характеризующееся большими группами показателей:
-
Демографическими показателями или показателями численности, состава, движения населения (естественного и механического). -
Показателями заболеваемости или показателями распространенности, структуры и частоты возникновения всех болезней, отдельных классов, нозологических форм, а также патологических состояний среди различных возрастно-половых, профессиональных и других групп населения. -
Показателями инвалидности или показателями частоты, структуры общей и первичной инвалидности среди различных контингентов населения. -
Показателями физического развития взрослых, подростков, детей и других групп населения.
5. В последние годы сформировалась еще одна группа показателей здоровья – донозологические показатели или показатели уровня физической работоспособности и физической нагрузки, которые определяются изменением частоты пульса, дыхания, артериального давления, уровнями максимального потребления кислорода, изменениями в крови и другими параметрами в динамике.
В нашем государстве и в государствах СНГ изучают здоровье населения по единой методике, научную и методологическую основу которой составляет статистический метод. Эта методика предусматривает государственную систему сбора, статистической обработки и анализа данных о состоянии здоровья населения. Для этих целей разработана государственная система отчетности, которую собирает и обрабатывает статистическая служба, представленная Государственным комитетом статистики и его органами, отделом статистики министерства здравоохранения и их учреждений. Эти организации постоянно или периодически получают и изучают по обязательным для всех формам статистической документации данные о демографических процессах, заболеваемости, физическом развитии. Кроме них сведения о заболеваемости с временной и стойкой потерей трудоспособности, об инвалидности, также по общепринятым формам, получают и анализируют государственные органы социального обеспечения и социального страхования и подведомственные учреждения. Ведущая роль в получении информации о здоровье населения принадлежит здравоохранению. В связи с этим одной из главных функциональных обязанностей врача является тщательный учет всех случаев заболеваний, травм, случаев смерти, рождений, инвалидности.
Наиболее значимыми показателями для оценки здоровья всех групп взрослого населения являются демографические показатели, показатели заболеваемости и инвалидности, к изучению которых мы и приступаем. Настоящее пособие призвано помочь студентам в изучении основ статистики здоровья, овладении методикой оценки здоровья населения с помощью названных показателей.
В настоящем пособии каждая тема включает 2 части. Первая из них представлена основными вопросами и ключевыми понятиями, на которые следует обратить внимание при подготовке темы, вторая состоит из
заданий для самоконтроля усвоения знаний и умений и их коррекции.
Все критические замечания, которые помогут улучшить качество учебного пособия, будут приняты авторами с благодарностью.
Коллектив авторов
Тема 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА ЗДОРОВЬЯ
Одна из групп показателей здоровья населения относится к демографической характеристике, т.е. характеристике закономерностей явлений и процессов, происходящих в структуре, размещении, динамике, воспроизводстве народонаселения на определенной территории, в определенное время.
Сбором демографических данных занимаются статистические органы, а изучением численности, состава общественных групп населения, оценкой процессов воспроизводства населения, исследованием закономерностей миграции, урбанизации, занятости населения в труде и т.д. занимается самостоятельная научная дисциплина – д е м о г р а ф и я.
Информацию о народонаселении применяют различные отрасли народного хозяйства и знаний. Практическое здравоохранение использует данные о статике и динамике населения для:
-
оценки и прогнозирования здоровья населения; -
планирования материально-технической и кадровой базы здравоохранения; -
управления медицинской деятельностью (посещаемостью амбулаторно-поликлинических учреждений, госпитализацией, диспансеризацией и пр.).
-
ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ПО ДЕМОГРАФИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ
Демография (от греч. слов: “demos” – народ, “grafo”– описываю) – наука о народонаселении в социально-историческом развитии. Народонаселение – совокупность лиц, проживающих на определенной территории, в определенное время. Демография включает статику и динамику населения.
Раздел "СТАТИКА НАСЕЛЕНИЯ" изучает численность и состав населения.
Основным источником сведений о населении являются периодически проводимые государственные переписи. Это наиболее достоверный способ получения таких данных, так как перепись предусматривает сбор информации на одно лицо (т.е., единицей учета-наблюдения служит человек), она проводится
одномоментно (в строго отведенное время), по единой программе специально обученными работниками – регистраторами, счетчиками – под контролем за проведением переписи и разработкой материалов со стороны единых контрольных органов. Учитываемые признаки могут быть самыми различными, в зависимости от конечной цели и задач исследования. Традиционно программа таких исследований включает социальные (место жительства и работы, профессию, социальное и семейное положение, родной язык, грамотность, образование, время непрерывного проживания в данном населенном пункте и др.) и биологические (пол, возраст) признаки.
На основании данных переписи о численности лиц в разных возрастных группах рассчитываются показатели возрастной структуры населения, и определяется возрастной тип населения. Различают следующие возрастные типы населения:
-
прогрессивный (если доля детей в возрасте от 0 до 14 лет превышает долю лиц старше 50 лет); -
регрессивный (если доля лиц старше 50 лет превышает долю детского населения); -
стационарный (если доля детей равна доле лиц старше 50 лет).
В связи с тем, что возраст 50 лет для нашей страны и большинства других стран относится к трудоспособному, представляется нецелесообразным брать его за основу при определении типа возрастного состава населения. Поэтому было предложено определять уровень демографической «старости» населения по удельному весу лиц, имеющих возраст 60 лет и более (табл.1).
Таблица 1. Шкала Ж. Боже-Гарнье – Э. Россета для определения уровня демографической «старости» населения
Доля лиц в возрасте 60 лет и старше, % | Уровень старости населения |
< 8 | Демографическая молодость |
8-10 | Первое преддверие старости |
10-12 | Собственно преддверие старости |
12 и выше, в том числе: | Демографическая старость: |
12-14 | начальный уровень |
14-16 | средний уровень |
16-18 | высокий уровень |
18 и выше | очень высокий уровень |