Файл: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение нефтекамский педагогический колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НЕФТЕКАМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Курс 3 группа 38з заочного отделения
КУРСОВАЯ РАБОТА

№________ вариант ____________

по

(наименование дисциплины)

«Музыка как средство адаптации ребенка к условиям пребывания в дошкольной образовательной организации»

(тема работы)
студента (ки) Ситдиковой Л.Ф.

(фамилия, имя, отчество полностью)

Преподаватель Кравцева Е.Н

(фамилия, имя, отчество преподавателя)

Дата регистрации работы колледжем

Результаты проверки

Содержание
Введение....................................................................................................3

Глава 1. Адаптация детей к условиям ДОО как психолого-педагогическая проблема................................................................................5

    1. Понятие адаптации, виды адаптации и особенности ее проявления......................................................................................................5

    2. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.................................................16

    3. Влияние музыкальной деятельности на процесс адаптации детей к ДОО..............................................................................................................22

Заключение............................................................................................25

Список использованных источников...................................................27

Приложения

Введение
Проблема адаптации детей 3-4-го года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым, людям зависит его физическое и психическое развитие. Адаптация помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также отвечает за дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье.

От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Адаптация - самая первая и важная ступень в образовательном процессе. Важным элементом успешной адаптации является тесное сотрудничество с семьёй ребенка. Главная цель адаптации – приспособление детей к новым условиям существования – к детскому саду. Основной задачей следует считать достижение благополучного психоэмоционального состояния детей. В процессе адаптации важно приложить все усилия для биологической адаптации, то есть помочь детям подстроиться под режим дня в детском саду. С биологической адаптацией тесно связана социальная – формирование новых социальных отношений, выходящих за рамки семьи. Успешная адаптация является залогом успешного становления ребенка как гармонично развитой личности. Музыка позволяет мозгу человека одновременно работать и быть расслабленным, что в первую очередь необходимо для смягчения стрессовых ситуаций у детей. Таким образом, прослушивание музыки дает возможность создать зону комфорта» для воспитанников детского сада.


Музыкальная деятельность с детьми всесторонне развивает и подготавливает их к обучению в ДОО, а в будущем, и к школе. Слушание музыки позволяет развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Таким образом, обогащается внутренний мир ребенка, активизируются энергетические процессы организма, направленные на физическое оздоровление. Следовательно, «музыкальная терапия» является и здоровьесберегающей практикой, что очень актуально в последнее время. Прослушивание музыкальных произведений родителями вместе с детьми является необходимым условием для установления контакта между взрослым и ребенком. Музыка, в свою очередь, - благоприятная основа, на которой возникает духовная общность между людьми, взаимопонимание. Из всего вышеизложенного следует самый главный вывод: влияние музыки на ребенка и его личность очень велико. Именно поэтому использование «музыкальной терапии» является одной из первостепенных на этапе адаптации ребенка к ДОО.

Цель: рассмотреть особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации посредством музыкальной деятельности. Задачи:

  • На основе анализа литературы раскрыть сущность социально-педагогической адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

  • Раскрыть возрастные особенности и особенности адаптации младших дошкольников, к условиям детского сада.

Рассмотреть условия, в которых успешно проходит процесс адаптации.


Глава 1. Адаптация детей к условиям ДОО как психолого-педагогическая проблема

    1. Понятие адаптации, виды адаптации и особенности ее проявления


Термин «адаптация» применяется в медицине, естествознании, психологии, социологии, педагогике и охватывает широкий круг явлений.

Согласно определению, данному в Большой советской энциклопедии, адаптация (adaptation) понимается как процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) к условиям среды.

Адаптация рассматривается в науке в процессе эволюции филогенеза и онтогенеза в следующих аспектах:

 адаптация на генетическом уровне (Г. Селье, Н.В. Васильев);

 адаптация на уровне ВИД, психических функций, поведения (П.К. Анохин, И.П. Павлов);

 адаптация на эмоциональном уровне (В.М. Банщиков, В.П. Казначеев, А.Д. Слоним);

 адаптация на уровне интеллекта, т.е. на уровне когнитивных структур мозга (Р. Немов, О. Ротанова); механизмы индивидуальной адаптации (Р.Ю. Ильючонок, Р.В. Тонкова-Ямпольская);



 особенности адаптации человека, приспособление среды за счет ее изменения (Н.М. Аксарина, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасова-Вукова);

 адаптация в онтогенезе, развитие адаптационных механизмов в разном возрасте (Н.П. Жукова, Н.Д. Ватутина и др.).

В Российской педагогической энциклопедии социальная адаптация определяется как приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.

Адаптация социально-психологическая (Е.С. Кузьмин, В.Е. Семёнова) - это взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. В ходе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскрывается и развивается её индивидуальность, личность входит в новое социальное окружение, становится полноправным членом коллектива, самоутверждается.

Анализ понятия «социальная адаптация» представляется сложным по двум обстоятельствам. Во-первых, социальная адаптация есть взаимодействие двух взаимноадаптирующихся структурно-сложных систем - личности и социальной среды. Социальная среда и личность, являющаяся субъектом и объектом общественных отношений находятся в сложном взаимодействии: личность в такой же мере адаптирует к себе социальную среду, в какой степени социальная среда адаптирует к себе личность. Во-вторых, анализ понятия социальная адаптация осложняется тем, что термин «адаптация» наделен социальным содержанием с сохранением некоторых биологических характеристик. Имея в виду биосоциальную природу человека, механизмы адаптации необходимо рассматривать на разных уровнях его биологической и социальной организации: адаптацию к постоянно действующим факторам среды обеспечивают генетические программы, сформированные в процессе длительной биологической эволюции.

В возрасте до трех лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловленно тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей.

Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка
, расстройством сна, аппетита. Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организама происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Выделяют три фазы адаптационного процесса:

1. Острая фаза: частые соматические заболевания, нарушение сна, аппетита, снижение речевой и игровой активности (длится примерно один месяц).

2. Подострая фаза: все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отддельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится от трех до пяти месяцев).

3. Фаза компенсации: убыстряется темп развития. Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.

Проблема адаптации ребёнка к детскому учреждению - одна из самых острых в педагогике раннего возраста. Более половины детей от одного до трех лет оказываются не готовыми к детскому саду. Отсутствие психологической готовности к детскому учреждению чревато многочисленными медицинскими и психологическими трудностями - дети начинают непрерывно болеть, целыми днями плачут, у них появляются невротические реакции, обостряются психосоматические явления и прочее. Однако, какой-либо специальной работы по подготовке маленьких детей к детскому учреждению, в настоящее время не ведётся. Если подготовка ребёнка к школе многократно и тщательно проработана и является одной из главных задач воспитания, то переход ребёнка из семьи в детское учреждение, который является ничуть не менее резким и травмирующим событием, остаётся без внимания педагогов и психологов. Очевидно, что этой проблеме необходимо уделить специальное внимание. Одной из форм организационных форм адаптации ребёнка к детскому учреждению являются группы кратковременного пребывания или «адаптационные» группы. Специальной задачей психологической службы в адаптационных группах является работа с трудными случаями и поиск адекватного подхода для разных групп детей. Сложность этой задачи в том, что здесь невозможно предложить единый для всех метод адаптации - каждый ребёнок нуждается в особом подходе. Единственным общим моментом является завоевание доверия и расположение малыша. Без такого доверия к новому взрослому нормальное эмоциональное самочувствие ребёнка невозможно. С поступлением ребенка трех-четырехлетнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться.


Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Существует три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;

б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Наиболее оптимальным для ребенка является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий. Как же формируются у ребенка способности к адаптации? Само рождение ребенка – яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробному ко внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма - кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, то есть должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный имеет такой уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внешних условиях. Также как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает своё созревание и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации по мере того, как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно с формированием всей системы нервной высшей деятельности. Все же эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям.

Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию. Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка. Часто причиной неуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения. Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими.