Файл: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение нефтекамский педагогический колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
диагностическая методика адаптационного профиля, анализ современных материалов по проблеме выявил настоятельную необходимость скорректировать организацию адаптационного периода с учетом иерархии потребностной структуры ребенка в условиях социализации. Необходимо сразу же отметить, что иерархическая лестница, которая применяется к данной проблеме, предполагает последовательное расположение задач не в смысле их соподчинения, а в порядке строгой очередности их решения, при условии, если решение задачи предыдущей ступени оказалось безуспешным, то невозможно эффективное движение вверх. Проблемы, связанные с адаптацией, к сожалению, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендациям родителям, перед поступлением ребенка в детский сад по максимуму приблизить домашний режим дня к режиму ДОУ. Приспособления организма к новым условиям социального существования, к новому режиму сопровождается изменениями поведения ребенка, расстройством сна, аппетита. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются 2 основных критерия успешной адаптации:

- внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

- внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность).

В основном, на процесс адаптации ребенка к пребыванию в дошкольном учреждении влияют три составляющие:

1. Социально – психологический уровень адаптации, в который входит:

- коммуникативное общения со сверстниками и взрослыми;

- уровень тревожности;

- влияние семьи;

- степень закаленности; - уже сформированные навыки самообслуживания;

- и непосредственно личностные особенности малыша.

2. Психофизиологический уровень адаптации. Он характеризуется:

- особенности психомоторного развития детей раннего возраста;

- повышенный риск развития адаптационных нарушений и педагогический уровень.

3. Компетентность и профессионализм педагогов.

Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкую, среднюю и тяжелую.

Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний. Период лёгкой адаптации продолжается одну - две недели. У ребёнка со временем нормализуются аппетит и сон, восстанавливаются эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру. Налаживается взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребёнок не возбуждён, но достаточно активен. Острых заболеваний не возникает. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу второй - третей недели они восстанавливаются. Во время адаптации средней тяжести общее состояние ребенка и нарушения в поведении выражены несколько ярче, привыкание к яслям или детскому садику проходит дольше. Сон и аппетит нормализуются лишь через 2 - 6 недель, настроение меняется в течение месяца, сильно снижается активность ребенка, он часто плачет, мало двигается, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, молчалив. Такое состояние может продолжаться до полутора месяцев. Отчётливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: могут возникнуть функциональные нарушения стула, бледность, потливость, появятся тени под глазами, усилятся проявления экссудативного диатеза. Состояние тяжёлой адаптации особенно беспокоит родителей и воспитателей. Ребёнок может длительно и тяжело болеть: то есть одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль - не предохраняют малыша от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребёнка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребёнка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами, его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно. Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы развития ребёнка в этот период замедляются по всем направлениям. Тяжёлая степень адаптации может проявляться в 2 вариантах:


- нервно-психическое развитие отстаёт на 1-2 квартала, респираторные заболевания более 3 раз, сроком более 10 дней, ребёнок не растёт и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов;

- дети старше 3 лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье.

Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском саду, нервнопсихическое развитие отстаёт на 2-3 квартала (от исходного), замедляются рост и прибавка в весе.

Невротические реакции:

- вегетативные реакции организма: усиленное слюноотделение, частые глотательные движения, нервный кашель, нервные рвоты, слёзы без повода, снижение звучности голоса, истерические реакции;

- быстрая утомляемость, вялость;

- навязчивые движения: подёргивание головой, плечами,

- однообразные повторяющиеся движения руками и ногами;

- тремор (дрожание) подбородка, пальчиков;

- страх темноты, одиночества;

- пристрастие к личным вещам;

- неуправляемое поведение;

- стремление спрятаться от взрослых;

- заикание (логоневроз);

- нервные тики (непроизвольное сокращение мышц);

- говорение во сне;

- недержание мочи (энурез);

- отказ от пищи (анорексия вследствие потери аппетита).

Умение распознавать начало, истоки этого состояния, предотвратить и ликвидировать его вовремя – важнейшая задача взрослых, жить в ладу с самим собой и окружающими. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Благодаря ей, создаются возможности оптимального функционирования организма, личности в необычной обстановке. Различают два вида адаптации: биофизиологическую и социально-психологическую. Существует такое понятие как прогноз адаптации: - медицинский прогноз – составляется в поликлинике перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, отражается в медицинской карте; - психолого-педагогический – составляется в дошкольном учреждении психологом и педагогами группы через наблюдение за психо- эмоциональным состоянием ребенка в различных ситуациях в течение трех-пяти дней, отражается в индивидуальном листе адаптации, также учитывается группа здоровья, диагнозы неврологического характера (ЗРР, анемия, аллергия, диатез). Составляя прогноз адаптации, необходимо учесть следующие неблагоприятные факторы для детей раннего возраста:

- частые заболевания матери;



- несоответствие домашнего режима ясельному;

- токсикоз 2-ой половины беременности;

- заболевания матери во время беременности;

- вредные привычки; - недостаток эмоционального общения в первый год жизни;

- резкие отношения между родителями;

- раннее искусственное вскармливание;

- вторая и третья группа здоровья;

- заболевания ребенка в первый год жизни;

- отставание в нервно-психическом развитии (например, диагноз задержка речевого развития - ЗРР).

При наличии 4 – 5 и более факторов риска, особенно с 1 по 6, наиболее вероятен прогноз неблагоприятного течения адаптации.


    1. Влияние музыкальной деятельности на процесс адаптации детей к ДОО


С поступлением ребенка в ДОО в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течении 9 и более часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного. Музыка является важным звеном в процессе прохождения адаптации. Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей, так как обладает наибольшей силой воздействия на ребенка, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное, не только в окружающем мире, но и самом себе. В. А. Сухомлинский писал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека… Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя, и познает прежде всего, что он, человек прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным…»

Музыка, музыкальная деятельность детей в детском учреждении – источник особой детской радости. Ребенок открывает для себя музыку как удивительное чудо, которое может рассказать ему о многом: о красоте, природы, о красоте человека, его переживаниях, чувствах и мыслях. Специфические особенности музыки позволяют выражать тончайшие оттенки чувств, психическое состояние и воздействовать на глубинный мир ребенка. Поэтому музыкальный следует с особой тщательностью подбирать для детей музыкальный репертуар – не только колыбельные песни, но и классическую и современную музыку, в особенности ту, к которой ребенок привык в семье.


Если дети любят музыку, сроднились с ней, чувствуют в ней потребность, тогда музыка начинает звучать в группе не только по инициативе педагога, но и по инициативе самого ребенка в различные моменты его общей, совместной деятельности с другими детьми и самим педагогом, вызывая радостное ощущение жизни и пребывания в дошкольном учреждении, что оказывает огромную роль в процессе адаптации.

Поэтому, беря во внимание воспитательную силу музыки, необходимо заботиться о создании условий для ее постоянного использования в жизни группы. Необходимо поддерживать и поощрять возникающие по инициативе детей песни, игры, хороводы, вводить пение и музыку на утренней гимнастике и физкультурных занятиях. В ходе активной музыкальной деятельности дети начинают усваивать необходимые знания, приобретают навыки и умения, обеспечивающие возможности эмоционально-выразительного исполнения песен, музыкально – ритмических движений, простейших мелодий при игре на детских музыкальных инструментах. Все это содействует воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к музыке и самое главное способствует наиболее быстрому и благоприятному протеканию периода адаптации в дошкольном учреждении. Таким образов, для успешной адаптации ребенка в ДОО посредством музыкальной деятельности были отобраны следующие условия:

  • Исполнение колыбельных песен перед сном;

  • Использование «фоновой» музыки для создания «зоны комфорта» у детей.

  • Многократное прослушивание знакомых и любимых детьми музыкальных произведений, для создания положительного эмоционального настроя.

  • Слушание классической музыки известных композиторов (Моцарт, Чайковский и др.)

  • Объедининение музыкальных элементов с логоритмическими  и дыхательными упражнениями,

  • Игры под музыку, направленные на концентрацию внимания, расслабление, обучение ориентации в пространстве,

  • Использование «потешек» и «попевок» в ходе режимных моментов.


Заключение
Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Возникает необходимость преодоления психологических преград. Выявлены проблемы, с которыми малыши приходят из дома в ДОО. Первая проблема - у детей, поступающих в детский сад, довольно низок уровень нервно-психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами. Вторая проблема связана с различными отклонениями в поведении детей. Она касается сна, аппетита, гипервозбудимых или малоэмоциональных, неконтактных детей, ребят с проявлениями страхов, энуреза, тиков и т. п. Поэтому необходимо использовать музыкальную деятельность, для создания комфортной обстановки в группе, способствующей снижению стресса у детей в период адаптации к детскому саду. Объективными показателями окончанием адаптационного периода являются:


  • глубокий сон;

  • хороший аппетит;

  • бодрое эмоциональное состояние;

  • полное восстановление имеющихся навыков;

  • активное поведение и соответствующая прибавка в весе по возрасту.

Через приобщение ребёнка к разным видам музыкальной деятельности, формирование у него внимания и интереса к музыке и через развитие музыкальных способностей малыша наиболее благоприятно и комфортно происходит его социально-личностное развитие.

Музыкальная деятельность оказывает сильное положительное влияние на ребёнка, предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребёнком, общения ребёнка со сверстниками, создаёт основу для эмоционального контакта между ними, поэтому является эффективным средством адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям детской образовательной организации.

Список использованных источников


  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста/ М.: Медицина, 2007.

  2. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. - 417 с.

  3. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада/Под ред.  Каплан Л. И. - М.: Просвещение, 2003. - 80 с.

  4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ, 2007. – 224 с.

  5. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 25 с.

  6. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.

  7. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста /

  8. Луговская А., Кравцова М.М., Шевнина О.В. Ребенок без проблем! Решебник для родителей. - М.: Эксмо, 2008. - 352 с.

  9. Манова–Томова В. Психологическая диагностика раннего детства / перевод – Н.В. Костюченко Народный просвет. София, 2004

  10. Немов Р.С. Психология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.

  11. Олифирова Л.А. Подружитесь с песенкой/ Воспитание дошкольника – 2010.

  12. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. М., 2009. 287с.

  13. Пыжьянова Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Дошкольное воспитание. - 2003. - № 2. - С. 5-7

  14. Радынова О.П. Слушаем и поем колыбельные песни/

  15. Рыданова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Учебное пособие/ О. П. Рыданова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. – М.: Академия, 2008. – 240 с.

  16. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. 2006. - № 3-4. с. 46 - 51.

  17. Шапарь В.Б. Практическая психология. Психогиагностика отношений между родителями и детьми - Ростов-на-Дону, Феникс, 2006. - 430 с.

  18. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: «Академия», 2007. - 336 с.

  19. Урунтаева Г.А.Практикум по психологии дошкольника. - М.: «Академия», 2008. - 368 с.

  20. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста - C - Петербург, Речь, 2005.

  21. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду - М.: ЮНИТИ, 2007. - 290 с.

  22. Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 384 с.