Файл: Формы наставничества в рамках целевой модели наставничестваобучающихся для организаций, осуществляющих образовательную.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди основных задач деятельности наставника-работодателя в отношении ученика: помощь в раскрытии и оценке своего личного и профессионального потенциала; повышение осознанности в вопросах выбора профессии,
самоопределения, личностного развития, формирования ценностных и жизненных ориентиров; развитие лидерских, организационных,
коммуникативных навыков и метакомпетенций; помощь в приобретении опыта и знакомство с повседневными задачами внутри профессии.
Ожидаемые результаты
Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня мотивированности и осознанности школьников старшего подросткового возраста в вопросах образования, саморазвития,
самореализации и профессионального ориентирования, а также создание устойчивого сообщества предпринимателей и образовательных организаций,
занимающихся всесторонней поддержкой талантливой молодежи и образовательных инициатив, рост числа образовательных и стартап- проектов, улучшение экономического и кадрового потенциала региона.
Среди оцениваемых результатов

повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона в средней и старшей школе;

численный рост кружков по интересам, а также внеурочных мероприятий по профессиональной подготовке;

увеличение процента учеников, успешно прошедших профориентационную программу;

численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности в старших классах (совместно с представителем предприятия);

увеличение числа учеников, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников;

численный рост планирующих трудоустройство на региональных предприятиях выпускников средней школы.
Таким образом, наблюдается развитие целостной типологии компетенций:

социальные (отношения, поведения, коммуникации);

когнитивные (понимание, знание, целеполагание, планирование);

функциональные (прикладные, в т.ч. профессиональные навыки).
17

Портрет участников
Наставник
Неравнодушный профессионал с большим (от 5 лет) опытом работы,
активной жизненной позицией, наличием свежего взгляда на бизнес- или производственные процессы, с высокой квалификацией (возможно,
подтвержденный соревнованиями / премиями). Обладает развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к ученику как к равному в диалоге и потенциально будущему коллеге.
Возможно, выпускник того же образовательного учреждения, член сообщества благодарных выпускников.
1   2   3   4

Наставляемый
Вариант 1. Активный. Социально активный школьник с особыми образовательными потребностями, мотивированный к расширению круга общения, самосовершенствованию, получению новых навыков.
Вариант 2. Пассивный. Плохо мотивированный, дезориентированный школьник старших классов, не имеющий желания самостоятельно выбирать образовательную траекторию, мало информированный о карьерных и образовательных перспективах, равнодушный к процессам внутри школы и ее сообщества.
Возможные варианты программ
Вариации ролевых моделей внутри формы «работодатель – ученик» могут различаться в зависимости от потребностей самого наставляемого,
особенностей образовательной организации и ресурсов наставника.
Учитывая текущий опыт образовательных организаций, основными вариантами могут быть:
взаимодействие «преобразователь – равнодушный», мотивационная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих,
лидерских навыков, стимулирование идей саморазвития, осознанного выбора образовательной и карьерной траектории;
взаимодействие «коллега – молодой коллега» – совместная работа по развитию творческого, предпринимательского или социального проекта,
в процессе которой наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, которые могут оказать существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и куратора;
взаимодействие «работодатель – будущий сотрудник»

профессиональная поддержка, направленная на развитие определенных навыков и компетенций, необходимых для будущего трудоустройства.
18

Область применения в рамках образовательной программы
Базой для формирования метакомпетенций в системе взаимодействия, когда наставником становится опытный профессионал, становится ведущая форма организации учебного процесса – самостоятельная работа учеников. Она всегда носит динамический характер: ученик либо студент управляют большинством этапов своей деятельности, а оставшиеся курирует либо полностью контролирует наставник.
Всего выделяется пять уровней самостоятельной работы, каждый из которых наставляемый может пройти вместе с наставником:
1) дословное и преобразующее воспроизведение информации;
2) самостоятельная работа по демонстрируемому образцу (продукта /
процесса / задачи);
3) реконструктивно-самостоятельные работы;
4) эвристические самостоятельные работы;
5) творческие или исследовательские самостоятельные работы.
Помимо самой самостоятельной работы необходимо провести подготовительно-аналитическую работу, результаты которой будут сведены в карту уровня подготовки, индивидуальных способностей к самообразованию и саморазвитию. Рекомендуется проведение на уровне школы исследования на основе программных, тематических,
психологических и логических тестов.
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме урочной,
внеурочной и проектной деятельности. Возможна интеграция в классные часы, курс предметов, связанных с деятельностью организации наставника,
проведение совместных конкурсов и проектных работ, способствующих развитию чувства сопричастности, интеграции в школьное и предпринимательское сообщества.

В школах: проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа,
профориентационные тесты, педагогические игры на развитие навыков и компетенций, встречи с представителями предприятий, экскурсии на предприятия, демо-дни, конкурсы проектных ученических работ,
дискуссии, бизнес-проектирование, ярмарки.

В СПО: проектная деятельность, бизнес-проектирование, ярмарки вакансий, конкурсы проектных ученических работ, дискуссии,
экскурсии на предприятия, краткосрочные и долгосрочные стажировки.
19



В организациях дополнительного образования: проектная деятельность, выездные мероприятия, экскурсии на предприятия,
конкурсы, гранты от предприятий.
Форма наставничества «работодатель – студент»
Предполагает создание органичной системы взаимодействия организаций среднего специального образования и региональных предприятий с целью получения учениками – актуальных знаний и навыков, необходимых для дальнейшей самореализации,
профессиональной реализации и трудоустройства, а предприятием – подготовленных и мотивированных кадров, в будущем способных стать ключевым элементом обновления производственной и экономической систем.
Цели и задачи
Целью такой формы наставничества является получение студентом актуализированного профессионального опыта и развитие личностных качеств, необходимых для осознанного целеполагания, самоопределения и самореализации.
Среди основных задач деятельности наставника-работодателя в отношении студента: помощь в раскрытии и оценке своего личного и профессионального потенциала; повышение осознанности в вопросах выбора профессии,
самоопределения, личностного развития, повышение уровня профессиональной подготовки студента, ускорение процесса освоения основных навыков профессии, содействие выработке навыков профессионального поведения, соответствующего профессионально- этическим стандартам и правилам и развитие у студента интереса к трудовой деятельности в целом.
Ожидаемые результаты
Результатом правильной организации работы наставников будет повышение уровня мотивированности и осознанности студентов в вопросах саморазвития и профессионального образования, получение конкретных профессиональных навыков, необходимых для вступления в полноценную трудовую деятельность, расширение пула потенциальных сотрудников региональных предприятий с должным уровнем подготовки, которое позволит совершить качественный скачок в производственном и экономическом развитии региона в долгосрочной перспективе.
20

Более того, в процессе взаимодействия наставника с наставляемым в данной форме происходит адаптация молодого специалиста на потенциальном месте работы, студент решает реальные задачи в рамках своей рабочей деятельности. Наставничество позволяет существенно сократить адаптационный период при прохождении производственной практики и при дальнейшем трудоустройстве за счет того, что студентам передают технологии, навыки, практику работы, организационные привычки и паттерны поведения, а также отслеживают их использование; мотивируют и корректируют работу.
Среди оцениваемых результатов:

улучшение образовательных результатов;

численный рост количества мероприятий профориентационного,
мотивационного и практического характера;

увеличение процента учеников, успешно прошедших профессиональные и компетентностные тесты;

увеличение числа студентов, поступающих на охваченные наставнической практикой факультеты и направления;

численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности совместно с представителем предприятия;

увеличение числа студентов, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников;

численный рост планирующих трудоустройство или уже трудоустроенных на региональных предприятиях выпускников СПО.
Таким образом, наблюдается развитие целостной типологии компетенций:

социальные (отношения, поведения, коммуникации);

когнитивные (понимание, знание, целеполагание, планирование);

функциональные (профессиональные навыки).
Портрет участников
Наставник
Неравнодушный профессионал с большим (от 10 лет) опытом работы,
активной жизненной позицией, высокой квалификацией. Имеет стабильно высокие показатели в работе. Способен и готов делиться опытом, имеет системное представление о своем участке работы, лояльный,
поддерживающий стандарты и правила организации. Обладает развитыми коммуникативными навыками, гибкостью в общении, умением отнестись к студенту как к равному в диалоге и потенциально будущему коллеге.
Возможно, выпускник того же образовательного учреждения, член сообщества благодарных выпускников.
21


Наставляемый
Вариант 1. Активный. Проактивный студент СПО с особыми образовательными потребностями, определившийся с выбором места и формы работы, готовый к самосовершенствованию, расширению круга общения, развитию метакомпетенций и конкретных профессиональных навыков и умений.
Вариант 2. Пассивный. Дезориентированный студент СПО, у которого отсутствует желание продолжать свой путь по выбранному (возможно,
случайно или в силу низких образовательных результатов в средней школе)
профессиональному пути, равнодушный к процессам внутри образовательного учреждения.
Возможные варианты программ
Вариации ролевых моделей внутри формы «работодатель – студент»
различаются исходя из уровня подготовки и мотивации студента- наставляемого. Представлены четыре основные варианта:
взаимодействие «мастер – равнодушный», мотивационная, ценностная и профессиональная поддержка с системным развитием коммуникативных и профессиональных навыков, необходимых для осознанного целеполагания и выбора карьерной траектории;
взаимодействие «профессионал – выбирающий» – краткосрочное взаимодействие, в процессе которого наставник представляет студенту
(группе студентов) возможности и перспективы конкретного места работы;
взаимодействие «коллега – будущий коллега» – совместная работа по развитию творческого, предпринимательского, прикладного (модель /
продукт) или социального проекта, в процессе которой наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, способными оказать существенную поддержку наставнику, а сам наставник выполняет роль организатора и куратора;
взаимодействие «работодатель – будущий сотрудник»

профессиональная поддержка в формате стажировки, направленная на развитие конкретных навыков и компетенций, адаптацию на рабочем месте и последующее трудоустройство.
Область применения в рамках образовательной программы
или внеурочной деятельности

В СПО: программы дуального обучения, проектная деятельность,
бизнес-проектирование, ярмарки вакансий, конкурсы проектных
22
ученических работ, дискуссии, экскурсии на предприятия,
краткосрочные и долгосрочные стажировки.

В организациях дополнительного образования: проектная деятельность, выездные мероприятия, экскурсии на предприятия,
гранты от предприятий, отдельные рабочие программы и курсы,
возглавляемые представителем предприятия.
Процесс построения наставнических отношений
Наставнические отношения – сложная система, от качества функционирования которой зависит итоговый результат, включающий психологическое и компетентностное состояние и наставляемых,
и наставников. Для создания изначально экологических коммуникаций и максимально эффективного расходования образовательного ресурса необходимо заранее и со всей ответственностью подойти к процессам отбора и подготовки наставников.
Хороший наставник должен обладать профессиональной компетенцией (за исключением формы «ученик-ученик») – набором знаний и конкретных навыков, формирующих его роль «эксперта», и одновременно с этим –
способностью качественно передавать эти знания и навыки, т.е. умением слушать, слышать, взаимодействовать, эмоциональным интеллектом,
навыками систематизации и планирования, эмпатией. Научить «эмпата» быть хорошим профессионалом для включения его в систему «ученик –
работодатель» представляется гораздо более сложной задачей, чем передать хорошему профессионалу необходимые для общения с наставляемым –
подростком и студентом – навыки.
Примерные шаги организаций представлены ниже.
23


Форма «Ученик – ученик»
Отбор
наставников
Обучение
наставников
Формирование
пар «наставник –
наставляемый»
Мотивация для
наставников
Процедура
завершения
взаимодействия
Через школьное сообщество.
Выбор из наиболее мотивированных учащихся.
Прохождение тестирования / собеседования
(предметного, психологическог о – на коммуникацион ные навыки и эмпатию).
Осуществляется куратором программы в организации.
Проведение регулярных встреч, тренировка в формате ролевого взаимодействия.
Определение потенциальных проблем наставляемых и форматов, подходящих для их решения
(мероприятие, проект, совместная работа над домашним заданием)
Возможные решения:
1) анкетирование с последующим совмещением;
2) личные и групповые встречи, на которых формирование пар идет по принципу личной симпатии;
3) назначение куратором.
Лидерский статус.
Реализация лидерского потенциала.
Благодарственные письма и грамоты для портфолио.
Причастность к школьному сообществу.
Представление конкретных результатов взаимодействия.
Защита проекта, анализ успеваемости и посещаемости куратором, сбор обратной связи от участников, рефлексия.
Решение о продолжении
(переход на другую тему или проблему) или прекращении взаимодействия.
Взаимная оценка работы наставника и наставляемого посредством анкетирования.
24

Процесс наставнического взаимодействия следует этапам:
1. Проведение мотивационной встречи с наиболее активными учениками образовательной организации, на которой руководители программы –
куратор, директор, завуч – рассказывают о наставничестве и его истории,
формате, планах и возможных результатах.
2.
Сбор заявок от желающих попробовать себя в роли наставника.
Анкетирование включает вопросы о ресурсах потенциальных наставников:
навыки, знания, возможная частота встреч. Тестирование – вопросы о реальных коммуникационных возможностях и уровнях эмпатии. Возможна встреча со школьным психологом.
3. Обучение наставников происходит в формате регулярных встреч (около 3-
4) с куратором программы, на которых учащимся-наставникам предлагаются ролевые ситуации («отличник – двоечник», «лидер – тихоня» и т.д.), которые необходимо проиграть и обсудить с последующей рефлексией. Также учащимся-наставникам могут быть представлены пособия МЕНТОРИ
«Рабочие тетради наставника».
25

4. Формирование пар/групп наставник-наставляемый(е) происходит по одной из трех схем, в зависимости от конкретной ситуации в образовательном учреждении:

назначение сверху (куратор закрепляет за определенным наставляемым наставника), что не рекомендуется, если цели выходят за пределы задач адаптации / улучшения образовательных результатов;

групповая встреча, на которой наставники и наставляемые рассказывают о себе, своих навыках / проблемах. Может производиться в формате
Mentor Match («быстрые встречи» с чередованием наставляемых,
которые переходят от одного наставника к другому). По окончании встречи наставники и наставляемые изъявляют желание составить с кем- то наставническую пару, при совпадении желаний пара организовывается;

дистанционное анкетирование (наставники заполняют анкеты,
посвященные их возможностям, наставляемые – их проблемам), по результатам которого куратор составляет пары.
5. Этапу работы по решению поставленной перед парой / группой задачи предшествует этап самоанализа и совместного анализа компетенций,
талантов и умений как наставника, так и наставляемого. Среди обсуждаемых тем:

выявление сильных сторон с перспективными зонами роста;

формулировка приоритетных целей развития с их конкретным переложением на временные отрезки: от краткосрочных (1-2 месяца),
например, решение конкретной образовательной проблемы, создание проекта, участие в олимпиаде, развитие определенного навыка /
прикладного умения, до долгосрочных (1-2 года), например, вопросы подготовки к экзаменам, перехода на следующий образовательный этап, творческая / спортивная реализация.
6. Куратор контролирует ход работы наставнических пар, не вмешиваясь во внутренние взаимоотношения наставника и наставляемого, если от участников взаимодействия не поступит соответствующая обратная связь,
следит за организационными моментами и системностью встреч. После каждой встречи / серии встреч наставник и наставляемый могут заполнять специальный дневник, оценивать результаты и рефлексировать.
7. После того как проблема наставляемого (адаптация, поведение,
успеваемость, особые образовательные потребности) решена, ученик- наставник и ученик-наставляемый представляют свои выводы, результаты и обратную связь куратору, либо на общей встрече другим парам.
8. Лучшие наставники по результатам обратной связи от кураторов и наставляемых поощряются за активную общественную и культурную работу, награждаются грамотами / памятными сертификатами / значками
26