Файл: Методичка 3 - Культура как объект исследования в культурологии.docx

Добавлен: 14.02.2019

Просмотров: 1079

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Морфология культуры

Раздел культурологии, изучающий структурные элементы культуры как системы, их строение и особенности, называется морфологией культуры. Среди таких компонентов: национальная культура, мировая культура, городская культура христианская культура, социальная культура, художественная культура, личностная культура и т. д. Наиболее существенны для культурологии такие структурные подвиды, как материальная и духовная культура, воспринимающиеся как антиподы. Материальная культура – культура быта и труда – связана с чисто физическим комфортом, с необходимостью удовлетворять потребности человечества. Духовная культура – важнейший вид культуры, включающий интеллектуальную и эстетическую деятельность человечества. Нередко материальная и духовная культуры выступают во взаимосвязи.

Структура культуры рассматривается по-разному.

Традиционная концепция.

Выделяет 2 уровня культуры соответственно двум основным видам производства – материального и духовного. Древние греки культуру подразделили на материальную и духовную.

Материальная культура - охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты; совокупность материальных благ, созданных людьми. Она характеризует преобразующую деятельность человека раскрывая в какой-то мере его способности, творческие возможности, дарования. Материальная культура включает:1) культуру труда и материального производства(орудия труда, технологические процессы, способы возделывания земли и выращивания продуктов питания); 2) культуру быта; 3) культуру топоса, т.е. места жительства(жилища, дома, деревни, города);4) культуру отношения к собственному телу и т.д. По определению американского социолога У. Огборна, термин материальная культура относится ко всем материальным предметам, а также изобретениям и переменам в развитии технологии.

Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Она представляет: духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию «духовных продуктов»(творчество ученых, писателей, художников, законодателей и т.д.); сами продукты духовной деятельности– духовные ценности, научные результаты, книги, полотна, законы, обычаи и т.д. Духовная культура проявляется через общественное сознание (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, национальное, науку и философию)и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности. К духовной культуре общества относятся религия, наука, просвещение, образование, искусство, язык и письменность и т.д.

Если взять за основу человека как субъекта и объекта культуры, то структурировать культуру можно будет по разным основаниям и признакам: профессиональным, национальным, демографическим, географическим, классовым, возрастным и т.д. Очень важно для изучения культуры разделение ее на мировую и национальную (с последующим делением), светскую и религиозную.


В современных условиях очень важное деление культуры на элитарную и массовую. Если следовать за философами-эволюционистами прошлого века, то тогда целесообразно дифференцировать культуру на творческую и специализированную в соответствии с основными функциями человеческой жизнедеятельности.

Имеет смысл выделить основные блоки человеческой жизнедеятельности, представленные следующими областями социальной практики:
1. Культура социальной организации и регуляции:
а) хозяйственная (на специализированном уровне - экономика, торговля, финансы и т.д., на обыденном уровне - домашнее и приусадебное хозяйство);
б)правовая;
в)моральная;
г)политическая.
2. Культура познания и рефлексии мира и человека (религиозная, художественная, научная, философская).

  1. Культура социальных коммуникаций, накопления, хранения и трансляции информации (культура межличностных информационных контактов, культура массовой информации, информационно-кумулятивная культура: музеи, библиотеки и т.д., культура трансляции социального опыта и знаний).

  2. Культура физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации человека (культура физического развития, культура поддержания и восстановления здоровья, культура восстановления энергобаланса человека, культура отдыха, психической рекреации и реабилитации человека и т.д.).


Рассматривая структуру культуры, необходимо хорошо уяснить, что культура представляет целостный организм, что любая структуризация ее условна, необходима для лучшего понимания содержания культуры, ее функций. Рассказ о конкретных видах культуры необходимо начинать с рассмотрения духовной и материальной культуры. Охарактеризуйте их взаимодействие, покажите необходимость приоритета духовного над материальным в жизни как отдельно взятого человека, так и всего человечества. Обратите внимание, что материальную деятельность осуществляет вся живая природа, но лишь человек наделен способностью к духовному труду.
Через духовную сферу культуры реализуется главная её функция - воспитательная. Еще древние римляне понимали культуру как возделывание человека.
Культура народа, эпохи, человечества обретена на гибель, если она не справляется с главным своим делом - возделыванием человека, если идет деградация нравов, если низменные чувства и мотивы становятся нормой, определяющей отношение людей к другим людям и природе. Проанализируйте, почему воспитательная функция культуры является ее главнейшей функцией? Покажите на примере самого Рима недопустимость ослабления воспитательного воздействия культуры. Найдите подобные примеры и в современной жизни. Раскройте смысл и назначение познавательной, коммуникативной, аксиологической и других функций культуры, их связь с воспитательной функцией.
Обратите внимание на следующие понятия и термины: «структура культуры», «функции культуры», «духовная культура». «материальная культура», «художественная культура», «мировая культура», «национальная культура», «светская культура», «элитарная культура», «массовая культура», «субкультура», «этноцентризм», «культурный универсализм».


Некоторые культурологи выделяют в ней такие подсистемы, как социальная культура, технологическая культура, поведенческая культура, идеологическая культура. Советские культурологи (Багдасарьян, Флиер, Орлова) выделяли в качестве основных два уровня: специализированный и обыденный.

Специализированный уровень включает такие подсистемы культуры, как экономическая, политическая, правовая, философская, научно-техническая, художественная.

К обыденному уровню относятся домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль, практическая технология, обыденное мировоззрение и обыденная эстетика.


3. Динамика культуры

Важнейшие свойства культуры – ее подвижность и способность к развитию. Изменения культуры во времени и пространстве описывает динамика культуры. Первые признаки культуры появились в первобытном обществе. Двигателями культурной динамики стали изобретения и открытия. Открытие снабдило людей новыми знаниями, которые затем, соединяясь с результатами изобретения, порождают новые элементы. Истоки культуры восходят к тому моменту, когда неандертальцы 80-100 млн лет назад начали хоронить своих предков. Это стало первым, что отличало человека от животного.

Основные формы распространения культуры:

1) культурные заимствования;

2) культурная диффузия;

3) независимые открытия.

Культура подвижна и изменчива, но вместе с тем изменения в культурах разных народов происходят с различной интенсивностью. Поэтому во многих культурологических теориях были предприняты попытки объяснения процессов культурной динамики.Первые научные представления о культурной динамике появились в XIX в. в рамках эволюционизма, хотя сам термин «динамика» еще не употреблялся. Но исследователи того времени абсолютизировали процессы развития и считали, что все культурные процессы представляют собой движение от простого к сложному.

В XX в. расширяются представления о характере изменений в культуре. Под изменениями стали понимать не только развитие, но и любые трансформации внутри культуры. Постепенно в ходе исследований были выяснены источники и причины культурных изменений, а также предложены модели динамики культуры.
Большое место в анализе вопроса культурных изменений занимает работа П. Сорокина «Социальная и культурная динамика» (1937 – 1941), где был впервые введен в научный оборот термин «динамика культуры».
Динамика культуры – это совокупность изменений, происходящих в культуре в пространстве и времени. Постепенно в ходе длительных исследований определился круг вопросов, которые рассматривались в связи с динамикой культуры – типы и формы (модели) культурных изменений, детерминанты и механизмы культурной динамики.

Все изменения в истории и культуре имеют определенную последовательность стадий и могут проявляться в двух основных формах:
• эволюционный процесс – это последовательное необратимое повышение уровня сложности культурных систем;
• временной круг (цикл) – это повторяющаяся последовательность определенных состояний.


Культурные заимствования относятся к добровольному подражанию одной культуры ценностям другой. Народ и культура заимствуют то, что является близким и понятным; то, что принесет какую-либо выгоду; то, что отвечает внутренним потребностям данного этноса, которые не могут удовлетворить собственные культурные артефакты и комплексы. Страна или народ, заимствующий другое, – культура-реципиент; страна или народ, отдающий свое, – культура-донор.

Культурная диффузия – это взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их распространении (культурном контакте). Каналы диффузии: миграции, войны, торговля, туризм, научные конференции, миссионерская деятельность, выставки и гастроли и т. д.

Культурная межгрупповая диффузия – это горизонтальное распространение культурных инноваций между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами.

Стратификационная культурная диффузия – вертикальное распространение элементов культуры между субъектами с неравным статусом.

Культурную динамику также описывает ряд следующих понятий:

1) «культурный лаг» – ситуация, при которой одни части культуры изменяются быстрее, а другие – медленнее;

2) культурная трансмиссия – передача культуры от предшествующих поколений к последующим через обучение. Благодаря ей осуществляется преемственность культуры;

3) культурная аккумуляция – добавление к накопленному культурному наследию новых элементов;

4) культурное истощение – процесс, при котором культурных черт исчезает больше, чем добавляется;

5) интеграция культуры – объединение культурных различных элементов в некую целостность;

6) диверсификация культуры – разделение доминирующей культуры на множество субкультур;

7) культурная экспансия – расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные или государственные границы.

Модели динамики:

        1. Циклическая (инверсия). Возникла в Древнем мире в рамках Древней Греции, Древнего Китая и Древней Индии. Античный мыслитель Гесиод выделял 4 эпохи: ( золотую; серебряную; медную; железную)

        2. Линеарная или эволюционная (реверсная, прогрессивна и девиантная). Возникла в эпоху христианства. Основана на парадигме христианства – стреле времени, размыкающую вечность, разрывающую круг вечного возвращения к исходному началу вводящей понятия начала и конца света.

Модель активно развивалась в рамках:

Французского и немецкого Просвещения (А. Кондорсе, И. Гердер);

Немецкая классическая философия (И. Кант, Г. Гердер);

Марксизм (К. Маркс, Ф.Энгельс)

Эволюционизм в социальной и культурной антропологии (Л. Уайт, К. Клакхом).

        1. Волновая;

        2. Синергетическая: (Авторы: немецкий радиофиз - Г. Хакен бельгийский хими И. Пригожин).

1 этап - плавное эволюционное развитие системы, с хорошо предсказуемым результатом. Возможно вернуться в прежнее состояние


2 этап – скачок, моментально переводит систему в качественно новое состояние. Система находится в точке бифуркации (ветвления), и у нее возникает несколько возможных вариантов дальнейшей эволюции. Выбор происходит – случайно.

4. Культурогенез (происхождение и развитие культуры)

Культурогенез, или становление культуры, – процесс формирования основных сущностных характеристик. Начинается культурогенез, когда у группы людей появляется необходимость в особых общих формах жизнедеятельности, адаптированных к конкретным условиям места и времени, а заканчивается возникновением форм и стандартов, закрепленных в нравах и обычаях.

В современной науке существует множество различных трактовок генезиса культуры: существует орудийно-трудовая концепция (культура возникла благодаря способности человека к труду и его умению создавать технические приспособления), эволюционная (культура ведет свое начало из поступательного развития живой материи), психоаналитическая, символическая, социокультурная, игровая, религиозная и т. д.. Орудийно-трудовая концепция (Ф. Энгельс)

Человека отличает от животных способность трудиться. Все социальное и культурное развитие непосредственным образом связано со становлением человеческого труда, который и превращает человеческую жизнедеятельность в общественную и культурную. Трудовая деятельность значительно расширяет пространство культуры. С. Чернышев, истолковывая трудовую теорию, писал о том, что человек выступает как «общественное животное, т. е. такое животное, стереотипы поведения которого заложены не в нем, а вне его, в социальной форме общения. Сущность человека – не в его генотипе, а в совокупности всех общественных отношений. Поэтому животным рождаются, человеком лишь становятся».Трудовая концепция генезиса культуры и антропогенеза утверждает, что создание искусственных орудий труда породило появление речи, языка, сознания, мышления и наконец культуры.

Символическая гипотеза Кассирера

Человек биологически более слабый чем животное, и он неосознанно подражал ему. Это привело к постепенной выработке определенной системы ориентиров, которая надстраивается над инстинктами, дополняя их. Именно в этом заключается символическое приспособление к миру. Символы прежде всего обладают функциональной ценностью, и тайна культурогенеза коренится в формировании человека как символического животного.

Игровая теория Гадамера, Финка, Хейзинга

Источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности. Игра гораздо «старше» культуры. Хотя она присуща и животным, но именно у человека это содержательная функция со многими гранями смысла. Движущиеся силы культурной жизни рождаются в мифе и культе. Игра является прежде всего свободной деятельностью, которая носит незаинтересованный характер.Прежде чем изменять окружающую среду, человек уже сделал это в собственном воображении, в сфере игры.