Файл: Методичка Культура как объект исследования в культурологии.docx
ВУЗ: Тихоокеанский государственный медицинский университет
Категория: Методичка
Дисциплина: Культурология
Добавлен: 14.02.2019
Просмотров: 1955
Скачиваний: 6
2 вопрос. Основные компоненты культурной картины мира.
Важнейшими компонентами культурной картины мира являются пространство и время, а также движение, изменение, свойство, качество, количество, причина, следствие, случайность, закономерность-онтологические категории культуры. Эти категории тесно связаны с социальными категориями, такими, как труд, собственность, власть, государство, свобода, справедливость и др.
Они вплетены в структуру языка, на котором люди разговаривают, охватывают все культурное пространство, образуя в совокупности своего рода «сетку координат», через которую носители той или иной культуры воспринимают окружающий мир и создают свои «национальные образы мира». На их основе складывается свойственная данной культурементальность — общее умонастроение, склад ума людей, принадлежащих одной культуре. Ментальность включает в себя как осознанные моменты, так и неосознанные, поэтому понятия «ментальность» и культурная «картина мира» можно рассматривать как синонимы.
Любая картина мира – это лежащие в основе познавательной деятельности, определяющие ее направленность фундаментальные мировоззренческие представления о месте и роли человека в мире, о том, как устроен мир, что и кто его населяет, какие законы в нем действуют, каков смысл и цели происходящих в мире процессов. Но в каждую историческую эпоху обычно господствует какая либо одна определенная картина мира. Мы можем выделить три исторически крупнейшие картины мира: мифологическую, преобладавшую на ранних стадиях человеческой истории; религиозную, господствующую в средневековой культуре; научную, постепенно, начиная с эпохи Возрождения, сменившую религиозную и господствующую в большинстве стран мира по сию пору. Рассмотрим кратко специфику каждой картины мира.
В мифологической картине мира все объекты живые, имеют душу. Все миры (например, мир живых и мир мертвых) и населяющие их сущности подчиняются множеству разнообразных законов, нарушение которых чревато серьезными последствиями. Поэтому, прежде чем срубить дерево, нужно попросить у него прощения; нужно договориться с камнем, подчинить его своей воле, чтобы он летел прямо в цель. В мифологической картине мира возникает бесконечное разнообразие миров внутри большого мира, и каждый обладает своим временем и пространством (в античной мифологии – мир людей, Аид и Олимп). Человеческая жизнь – выживание среди странных, страшных, неподвластных ему сил. Мир – поле битвы, на котором пытаются достичь своих целей мириады самых разнообразных существ, которые подчинены великому мировому закону (Року). Смысл существования – стать рабом своей судьбы или преодолеть ее, завоевать более высокую долю. Року подчинены даже высшие боги, они не всесильны, их можно обмануть, попытаться свергнуть. Мифологическая картина мира синкретична – естественное и сверхъестественное в ней сливаются.
В религиозной картине мира появляются представления о всесильном, всемогущем, вечном, наделенном абсолютной властью Боге. Боге, сотворившем пространство, время, мир, человека; Боге, понимание природы которого выходит за пределы человеческого разума, понимания и требует только веры. Мировое пространство и время имеют начало и конец. Мировая история направленность – приближение или отдаление от Бога. Человек создан по образу и подобию Божьему, человек находится в центре мироздания: есть существа выше него (ангелы), есть ниже (животные). Все законы в мире – выражение воли Бога. Смысл жизни человека – свободно принять Божественную волю. В каждой религии религиозная картина мира имеет свои особенности, что позволяет нам выделить христианскую, исламскую, буддистскую и др. картины мира.
Философская картина мира опирается на систему теоретических взглядов, рассматривает мир как упорядоченное целое, выходя на уровень понимания взаимосвязи человека с универсумом. Так как философия включает в себя множество школ и направлений, каждое из которых предполагает собственное видение мира, мы можем говорить о существовании в рамках философской картины мира идеалистической и материалистической, эмпирической и рационалистической, космоцентрической и теоцентрической, и других ее разновидностей.
Первая научная картина мира – классическая – складывается в ХVII-ХVIII вв., в ее основе представления об абсолютном пространстве и времени. В пространстве и времени существуют материальные тела, состоящие из мельчайших неделимых частичек – атомов, которые в отличие от самих тел вечны. Атомы закономерно двигаются в пустом пространстве (три закона физики Ньютона описывают это движение), эти же законы управляют всеми процессами в мировом пространстве, соответственно любое изменение имеет свою причину. Случайность – просто непознанная закономерность. Действия человека, в конечном итоге, завуалированное выражение физических законов; человек и общество просто частные случаи природных объектов. Сущность человеческого разума, чувств, мыслей – понимается как электрические импульсы в его нервной системе. Цели у истории, человеческой жизни, природы нет; они лишь подчиняются вечным неизменным законам.
Вторая научная революция (связанная, прежде всего с открытиями А. Эйнштейна) внесла множественные изменения: появились представления о поле, как форме структурной организации материи, волновые теории С точки зрения классической картины мира волна и частица несовместимы, сегодня же они рассматриваются как две стороны единой материи. Пришло понимание относительности пространства и времени: их зависимости от материальных объектов (свойства пространства и времени для тела, зависят от того, как оно движется), а также сопряженности пространства и времени между собой. Наука открыла, что атом не является неделимым, а элементарные частицы обладают удивительными свойствами, например, находиться с определенной долей вероятности в любой точке пространства. Теория вероятности изменили представления о сущности случайности и необходимости, открытости мира – разуму. В связи с появлением кибернетики, таким же фундаментальной категорией как «материя» и «энергия» стала категория «информация»: речь идет о переходе не только вещества и энергии друг в друга, но и информации в энергию (падающий на сетчатку глаза луч света – энергия, порождает зрительный образ – информация).
Религиозная картина мира
Вторым историческим типом
мировоззрения была религия. Религиозное
мировоззрение обладало многими общими
чертами с предшествующим ему мифологическим
мировоззрением, но имело и свои
особенности. Религиозное мировоззрение
отличается от мифологического по способу
духовного освоения действительности.
Центральное место в любом религиозном
мировоззрении занимает всегда образ
или идея Бога. Бог здесь рассматривается
в качестве первоначала и первоосновы
всего существующего. Причем это уже не
генетическое первоначало, как в мифологии,
а первоначало - созидающее, творящее,
производящее. Следующая особенность
религиозно-мировоззренческого способа
освоения действительности - универсализация
духовно-волевой связи, представление
о которой постепенно вытесняет
мифологические представления о всеобщей
родственной связи. С точки зрения
религиозного мировоззрения все
существующее и происходящее в мире
зависит от воли и желания бога. Всем в
мире правит божественное провидение
или устанавливаемый и контролируемый
высшим существом моральный закон. Для
религии характерно признание примата
духовного над телесным, чего нет в
мифологии. Отношение к действительности,
определяемое религиозным мировоззрением,
существенно отличается от
иллюзорно-праксеологического способа
действий, связанных с мифологическим
мировоззрением. Это пассивное отношение
к действительности. Доминирующее
положение в религии занимают
умилостивительные действия (почитание
различных предметов, наделенных
сверхъестественными свойствами, молитвы,
жертвоприношения и другие действия).
Таким образом, религиозное
мировоззрение - это способ освоения
действительности через ее удвоение на
естественную, земную, посюстороннюю и
сверхъестественную, небесную,
потустороннюю. Религиозное мировоззрение
прошло длительный путь развития, от
первобытных до современных (национальных
и мировых) форм.
Историческое
значение религии состояло в том, что
она и в рабовладельческом, и в феодальном
обществах содействовала становлению
и укреплению новых общественных отношений
и формированию сильных централизованных
государств. Нельзя однозначно оценить
и культурное значение религии. С одной
стороны, она, несомненно, способствовала
распространению образования и культуры.
В храмах накапливались и сохранялись
разнообразные знания. Именно с религией
связаны выдающиеся достижения в
архитектуре, живописи, музыке и хоровом
искусстве.
Религиозная картина мира - совокупность наиболее общих религиозных представлений о мире, его происхождении, строении и будущем, важный элемент религиозного мировоззрения. Религиозная картина мира в определенной форме присуща всем религиям, детально разработана в развитых религиозных системах.
Главный признак религиозной картины мира -- разделение мира на сверхъестественный и естественный, при абсолют, господстве первого над вторым. Для религиозной картины мира иудаизма, христианства, ислама, ряда других религий характерны трехъярусное строение мира (небеса, Земля, преисподняя), противопоставление небесного (совершеннейшего) земному (бренному), ей присущи гео- и антропоцентризм. Важнейшие элементы религиозной картины мира - креационизм и эсхатология. Религиозная картина мира содержится в «святых книгах» (Веды, Библия, Коран).
Индо-буддийская культурная картина мира.
Религиозно-этическая доминанта. Праведная жизнь, поддерживающая божественный космический порядок находится в центре внимания индо-буддийского типа ментальности. Как и все бесчисленные частицы космоса, человек поддерживает порядок выполнением предписанных ему обязанностей. Процессы природы неразрывны с поведением человека. Нормы поведения равнозначны религиозным предписаниям. Правые нормы не развиты. Поведение подчиняется религиозно-этическим предписаниям. Индо-буддийская культура – царство этики и религии.
Основные понятия в картине мира – дхарма, карма, сансара, мокша.
Дхарма, букв. «то, что держит», это обязанности живых существ, определенные их положением в единой космической семье. Для человека обязанности определяются кастой, профессией, полом, возрастом. Но религиозно-этические законы относимы и к животным. Все животные имеют душу и обязаны выполнять свой долг. В индийском эпосе есть рассказ о мудром зайце, который встретил голодного брахмана и, зная, что тот не сможет его убить, бросился в костер, предварительно отряхнувшись от насекомых.
Карма – сумма праведных и неправедных дел живого существа, определяющая его судьбу в последующих перерождениях. Карма определяет физический облик, пол, нравственный облик и проч. в последующих воплощениях. Последствия совершенного зла нельзя исправить покаянием и молитвой. Только накапливая благонравие и добрые поступки можно пройти перевоплощения от лягушки к человеку, от низшей касты к высшей, от высшей касты к Абсолюту. Конечный смысл и цель всех перевоплощений – соединение с Абсолютом. Следствия кармического мировоззрения – безропотность и терпеливость по отношению к социальному неравенству и угнетению, заботливое доброжелательное отношение ко всему живому.
Сансара – повторяющиеся циклы рождения и смерти в материальном мире.
Мокша – преодоление закона кармы, освобождение от оков материального существования, от желаний, выход из круговорота рождений и смертей, слияние с Абсолютом. «Смерть навсегда» в материальном мире и вечное блаженство.
«Бегство от мира» как высшая жизненная цель. Высшей жизненной целью провозглашается освобождение от привязанности к чему бы то ни было. Блаженство и высшее удовлетворение видится в погружении в себя и состоянии полной отрешенности. Поэтому разрабатываются утонченные методы психологического самонаблюдения, медитации, освобождения «от себя». В то же время в собственных глазах эта культура предстает как устремленная в мир. Мир для индийского миропонимания – это прежде всего Мировая душа = Брахман = Абсолют = Космос. Погружаясь в себя, человек соединяется с таинственной космической духовностью. Кроме того предполагается, что высшая цель достижима лишь для единиц из миллионов людей, а большинство не способно отрешиться от желаний и страстей.
Склонность к теоретизированию, интровертность - способность погружаться в себя. Индо-буддийский тип ментальности обращен на внутренний мир человека, на индивидуальный поиск и в то же время на познание единства микро- и макромира, природы и человека.
Индо-буддийская культура – это царство религии:
-
религиозно-нравственный свод правил поведения и важнейшие обряды выполняются большинством населения;
-
большинство праздников носит религиозный характер, посвящается отдельным богам, группам богов, мифологическим героям. Например, праздник Холи посвящен Вишну в образе Кришны. Праздник Шиврати посвящен Шиве. Праздник Басора – в честь богини Ситла, спасающей от оспы. Наг-панчли – в честь бога-змеи, кобры. Есть праздник победы Рамы над демоном. Их элементы – праздничные богослужения, жертвоприношения цветов, фруктов, сластей, домашних животных и т.д.;
-
философия, искусство, литература глубоко религиозны;
-
традиционный индийский календарь носит религиозный характер, в нем выделяются год ангела, год Брахмы, год Кешавы, год Махадевы, год Ишвары и т.д.;
-
в постройках представлено множество храмов, иногда тысячи в одном городе;
-
существует бесчисленное множество объектов обожествления: животные (корова, обезьяна, кобра, мифическая птица Гаруда, слон, белка, тотемные животные); источники вод (Ганг и Джамна – места самых многолюдных паломничеств, совершающихся раз в 12 лет); камни; растения; души предков; герои эпоса; легендарные мудрецы (риши, первое место среди них занимают 7 главных авторов ведических гимнов – махариши); полубоги и духи (гандхавы – небесные воины, апсары – небесные красавицы и танцовщицы, якши – покровители лесов, ракшасы – демоны хорошие и плохие); боги и богини.
Условно выделяют две основные религии: индуизм и буддизм. Условность объясняется, во-первых, тем, что на родине индо-буддийской культуры – Индии нет понятий «религия» или «индуизм». Религией европейские ученые обозначают то, что в представлениях индийцев есть дхарма, т.е. порядок как космическое и нравственное явление, включающий в себя следование предписаниям: обрядовым, культовым, моральным. Во-вторых, условность определяется размытостью многочисленных школ и сект внутри буддизма и индуизма, так что некоторые секты индуизма различаются заметнее, чем буддизм и индуизм. Буддизм и индуизм сходны в многообразии сект, синкретизме, слиянии с повседневным образом жизни людей. В Индии культурологи включают буддизм в брахманистско-индуистскую традицию.
Индуизм
Религия распространена в одной стране мира – Индии, где ее приверженцами являются более 80% населения.
Учение индуизма. В индуизме нет единого учения и единого культа: «Индуизм как вера расплывчат, аморфен, многосторонен; каждый понимает его по-своему.». Допускается вера во что угодно. Нет обязательного, предписываемого для всех, пути.