Файл: Методичка Культура как объект исследования в культурологии.docx

Добавлен: 14.02.2019

Просмотров: 1958

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В брахманизме Брахман – высшая абсолютная реальность, высшая сила, тот, кто владеет душами. Атман – каждая индивидуальная душа, часть Брахмана. Мир, воспринимаемый чувствами, непостоянен, непрочен, это эманация Абсолюта. Отказ от всего материального, иллюзорного, сосредоточение на всем духовном, растворение в Абсолюте открывают путь к спасению, к освобождению от цепи перерождений. Идеал Упанишад – слияние с Брахманом, достижение блаженства.

Культ индуизма. Разные течения индуизма поклоняются разным богам. Сохраняются боги ведизма и брахманизма, вошли в пантеон и буддийские божества. По традиции насчитывают до трех миллионов богов индуизма. Они неопределенны, фантастичны, сливаются друг с другом, перевоплощаются.

Шива – бог-разрушитель и созидатель, жизненная сила, мужское начало, гроза демонов, покровитель аскетов;

  • Вишну – бог-охранитель, бог добра и справедливости, мягкий и простой. Имеет множество аватар: Рамы, Кришны, Будды, Иисуса Христа и т.д.;

  • Брахма – бог-творец, созидатель всего из первоначального Единства Высшей Реальности и Вечности.

Популярность Брахмы ушла в прошлое. Наиболее популярные боги – Шива и Вишну. Соответственно два основных течения индуизма – шиваизм и вишнуизм. Наиболее популярная аватара Вишну – Кришна («черный»), в эпосе – колесничий и советник воина Арджуны, затем пастушок-проказник. Распространено также поклонение богиням-матерям – шактизм. Основная масса индусов знает несколько богов, поклоняется богиням-матерям, священным животным, духам леса, рек, горам, камням.

Системообразующее понятие индуистской культовой практики – ритуальная чистота. От мирянина требуется поддерживать ритуальную чистоту исполнением дхармы. Дхарма предполагает жертвоприношения, пуджи (молитвы), паломничества и обряды (свадьбы, первого кормления, пострижения ребенка, наречения имени), пять ежедневных жертвоприношений – богам, предкам, людям, духам и Брахме. Широко распространены мантры – священные заклинания, брахман в форме звука. Мантра пробуждает орудия божества.

Повседневные дхармические деяния приравниваются к принесению жертвы. Истоки дхармических предписаний – в системе понятий, сложившихся в древности при описании жертвоприношения. Другие разновидности жертвоприншений – чтение ведических гимнов (мантры) и джапа-медитации – многократные повторения имен богов, гостеприимство, пища для живых тварей, возливание в домашний очаг топленого масла или молока, обеты, паломничества. В индуизме не осуждалось религиозное самоубийство как разновидность жертвоприношения.

Исключительную роль в регуляции поведения играют обряды. Свадебный обряд. Обряд зачатия ребенка (ритуальная ванна, священные формулы, ритуальные прикосновения). Защитительный обряд во время беременности (напиток из всего того, что дает корова). Обряд при родах (чтение ведийских гимнов). Обряды взросления ребенка (на третьем году выбривают голову, в 8-14 лет, в зависимости от касты, вручают священный шнур). Огромное число священников, музыкантов, танцовщиц обслуживало религиозные ритуалы. На статуи божеств выливались ведра молока, апельсинового сока, разбивались сотни кокосовых орехов. Храмы содержались сотнями деревень.


Буддизм

Буддизм возник в сер. I тыс. до н.э. К этому времени брахманизм погряз в громоздких обрядах, усложнилась кастовая система. Окрепшие небрахманские касты в сер. 1 тыс. до н.э. чувствовали свой более низкий статус по сравнению с брахманами. Появились оппозиционные течения – буддизм и джайнизм. Буддизм в противоположность кастовым устоям выдвинул принцип социального равенства.

Учение буддизма. В истоках учение буддизма связано с брахманизмом. Оно представляет собой текучую комбинацию идей, с трудом поддающуюся оспариванию. Буддизм принимает идеи кармы, сансары, дхармы, идеала освобождения от оков материального существования – общие для индо-буддийского типа миропонимания. Но дает собственные интерпретации общих идей.

Суть раннего буддизма – в учении о страдании как о всеобщем законе бытия. Учение содержит четыре благородные истины:

  • привязанность к существованию есть страдание;

  • причина страдания – жажда наслаждения, существования и гибели;

  • способ уничтожения страдания – полное бесследное уничтожение жажды наслажения, прекращение страданий достигается уничтожением желаний;

  • существует путь уничтожения желаний – восьмеричный путь.

Признак освобождения от бытия – убежденность в том, что все мимолетно, эфемерно, несущественно.

Самая глубокая причина страданий – незнание того, что привязанность к иллюзорному миру приводит к несчастьям. «Уничтожение желаний побеждает любую печаль.». Освобождение от всех привязанностей, высшая цель жизни, называется нирваной: «Те, чей ум должным образом опирается на начала просветления, отказавшиеся от привязанностей, радующиеся освобождению, с уничтоженными желаниями, полные блеска, они в этом мире достигли нирваны». Ясного понимания нирваны в буддизме нет. Никогда не было единой концепции нирваны. Не совсем ясна связь перехода в нирвану с просветлением и с моментом физической смерти. Но ее суть – высшее состояние человеческого духа, полная свобода от страстей и желаний. Спасение от страданий есть уход в мир высшей реальности. Одно из описаний – высшая, девятая степень экстаза – бессознательное состояние, подобное глубокому сну, длящемуся до семи дней.

Слово «нирвана» буквально означает «затухание» или «остывание». Индивидуальное сознание достигает нирваны, когда всякое относительное существование распадается. Это – потусторонний мир молчания. В одном смысле это – самоугасание, в другом – абсолютная свобода. Это – потухание звезды в блестящем восходе солнца или таяние белого облака в летнем воздухе. Мысль о том, что нирвана – уничтожение, является, согласно Будде, «дурной ересью». Будда не пытается дать определение нирваны, поскольку это коренное начало всего и как таковое неопределимо.

В буддизме Зло – привязанность к жизни, Добро – мироотвержение. Основа основ учения буддизма – путь из мира страданий в бессмертие – это путь освобождения от привязанностей и достижения высшей мудрости. Буддизм трактуется как средство укрепления духа и самодисциплины.


Одна из основ учения буддизма – дхармическая картина мира. Все в мире состоит из дхарм. Успокоить свои волнующиеся дхармы означает взять жизнь в свои руки. Смерть – это распад данного комлекса дхарм, рождение – восстановление нового комплекса.

Другой важнейшей составляющей учения буддизма является концепция срединного пути: «Тот, следуя которому люди стремятся лишь к удовольствиям и вожделению, низок, груб, неблагороден, бесполезен, а тот, который ведет к умерщвлению плоти, приносит страдания и также неблагодарен, бесполезен».

Источники учения буддизма – Трипитака, Джатаки, Дхаммапада.

Буддизм имеет множество форм. Насчитывают до 30 течений буддизма. Среди направлений буддизма – хинаяна («малая колесница») или тхеравада («истинное учение»), монашеская форма буддизма. В ней утверждается, что спастись может только монах. Малая колесница способна доставить в обитель блаженства лишь самых достойных. На первом месте среди целей не нирвана, а рай.

Махаяна («большая колесница») – мирская форма буддизма. Спастись может любой мирянин, каждый может стать бодхисатвой. Этика более альтруистична. Бодхисатва («существо, стремящееся к пробуждению»), достигнув нирваны, сознательно не уходит от людей, оставаясь в мире сансары, чтобы помочь другим. Здесь есть рай и ад. Обитатели рая становятся бодхисатвами. Пребывание в рае и аде – остановка перед кармическим перерождением.

Культ буддизма. Будда, дхарма и сангха – три сокровища и три культа буддизма.

Культ Будды. Будда в дословном переводе – «пробужденный», «просветленный», т.е. осознавший иллюзорность собственного «я», постигший четыре благородные истины. Постоянный эпитет Будды – Татхагата (один из переводов – «открывший истину»). Другие эпитеты – Всеблагой, Великосущий, Всезнающий, Десятисильный и т.д.

Культ Будды – это культ сверхчеловека, достигшего просветления собственными усилиями. Легендарная личность, реальность которой недоказана, Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, согласно легенде жил в 623-543 гг. до н.э. Это был индийский царевич Сиддхартха из знатного рода Готама из племени шакьев. Буддийские будды многочисленны. Считается, что легендарный Будда был седьмым по счету.

Текущая кальпа (период времени) оценивается буддистами как буддоносная: будда появляется раз в пять тысяч лет.

Будда может спастись по-настоящему только со всем миром. Когда все станут просветленными, появится последний Будда – Майтрейя.

Культ Дхаммы (Дхармы). Дхамма в буддизме – не только исполнение обязанностей и мировой порядок, но и учение буддизма. Божественное концентрируется не в боге, а в дхамме/дхарме – мировом порядке, и в учении, отражающем этот порядок.

Культ Сангхи. Сангха – община монахов в рамках монастыря, группы монастырей, секты или группы монахов. Она является символом мироотказа. Монахи – воплощение бога. Монахи – посредники между верующими и бодхисатвами. В ХХ в. происходит секуляризация сангхи и в противовес этому – рост отшельничества.


Организация буддизма. Буддийская община организационно рыхла, аморфна, но чрезвычайно влиятельна. Доля монахов в странах буддизма составляет 1,5-3%, но влияние их огромно. Высшие чины монашества считаются воплощением бога. Буддийский монах низшего ранга называется бхикку («нищий»), высшего – тхер. Монахи делятся на постоянных и временных.

Влияние буддизма на культуру. Влияние буддизма на культуру Индии и других стран чрезвычайно широко и многообразно. Появление и распространение буддизма явилось катализатором всех творческих сил Дальнего Востока. Буддизм способствовал обновлению традиционных религий стран Востока – ведической религии в Индии, которая затем вытеснила буддизм; даосизма и конфуцианства в Китае, составившими с буддизмом единое мировоззрение китайцев; синтоизма в Японии, который также неразрывно связан с буддизмом.

Прежде всего, буддизм оказал огромное влияние на восточную архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, танец, театр.

С распространением буддизма создавались многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные комплексы. Строились буддийские пагоды – многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса. Буддийской архитектура придавала национальной архитектуре стран Дальнего Востока новые черты, которые сейчас считаются традиционными.

Под воздействием идей буддизма расцвело садовое искусство. Буддийские монахи разводили вокруг своих монастырей целые рощи. Для этого у них было достаточно досуга, и жили они в окружении мирной природы, благоприятствующей душевному покою. Вот почему садовое искусство того времени тесно связано с храмами и монастырями. Из Индии буддийский храмовый сад перекочевал в другие страны, в Китае, Корее, Японии дал жизнь садам нового типа.

Развитие скульптуры проявилось, прежде всего, в создании для храмов и монастырей величественных и изящных скульптур Будд и Бодхисаттв. Эти скульптуры также стали традиционными для Индии, Китая, Японии и др. стран. Буддийские монастыри веками были одними из главных центров культуры стран Дальнего Востока. Здесь проводили свое время, искали вдохновения и творили поколения поэтов, художников, ученых и философов. В архивах и библиотеках монастырей накоплены бесценные сокровища письменной культуры, регулярно копировавшиеся и умножавшиеся усилиями многих поколений трудолюбивых монахов – переводчиков, компиляторов, переписчиков.

Китайские буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечатания. Размножения текста с помощью матриц – досок с вырезанными на них зеркальными иероглифами.

Искусство чаепития впервые возникло в буддийских монастырях, как бодрящее средство для многочасовых медитаций.

Этика в индо-буддийской культуре

В индо-буддийской культуре моральный капитал определяет престиж и влияние человека. Предписываемыми ключевыми добродетелями являются:


  • самообладание, воздержанность, умеренность, самоограничение;

  • неприменение насилия, непричинение вреда живому, всепрощение, смирение, терпение, правдивость;

  • развитие трансцендентного знания, преданность возвышенным мыслям.

Ненасилие – одно из ведущих предписаний дхармы. Оно предполагает ненасилие не только по отношению к человеку, но и к животным. Не только в физическом смысле, но и в моральном: «Где бы не возникала ссора, где бы вам не противостоял оппонент, покоряйте его с любовью». Норма ненасилия объясняет тот факт, что многие индийцы – вегетарианцы. Мораль требует всегда и везде совершать добрые дела, направленные на освобождение живых существ от неведения и страданий. Стратегия освобождения от страстей и желаний – желания нужно нейтрализовать, а не подавлять. Одной из особенностей индо-буддийской этики является ее своеобразный индивидуализм. Человек индивидуально и напрямую общается с космосом. Одиночна медитация, еда, танец.

Особенности этики индуизма

Поскольку в индуизме предписания дхармы регламентированы в соответствии с кастовым устройством, главной добродетелью считается следование предписаниям своей касты. «Спокойствие, самообладание, умерщвление плоти, чистота, терпение, правдивость, знание, осуществление знания, вера – обязанности браминов... Могущество, великолепие, стойкость, одаренность, храбрость в битве, щедрость, благородство – обязанности кшатриев... Земледелие, скотоводство, торговля – обязанности вайшьев... Дело служение – обязанность шудр... Человек, удовлетворенный своим долгом, достигает совершенства». Обязанности для брахмана регламентируют каждую минуту его жизни: как просыпаться, отправлять естественные надобности, пить воду, чистить зубы и т.д. Указывается, как глотать воду, куда обратиться лицом, какими жестами сопроводить питье и т.д. Неприкасаемым не разрешалось появляться в городе рано утром и после полудня, готовить пищу на огне.

Общий путь к идеалу – добрые дела, влекущие за собой другие добрые дела.

Тремя важнейшими ценностями и целями жизни в индуизме провозглашаются:

дхарма как праведность, добродетель;

артха – материальная собственность, процветание;

кама – удовольствие любовь.

Соответственно три составляющих человеческой жизни – чувства, забота о хлебе насущном и добродетель. Духовная добродетель – высшая цель, но жизнь облечена в материальные рамки, которые нужно поддерживать (артха). Для избранных – освобождаться от них (мокша). Этические правила индуизма отражены во всех памятниках ведической литературы. В частности, в сутрах – метрических формулах-правилах, легких для запоминания.

Особенности этики буддизма

В буддийском каноне нормы подробно разработаны для сангхи и поверхностно для мирян. Рекомендации для мирян даются в в джатаках, в комментаторской литературе, некоторых текстах «Сутта-питаки». Мирская мораль снисходительна.