Файл: М инистерство просвещения российской федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 351

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


М инистерство ПРОСВЕЩЕНИЯ российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический

университет имени В.М. Шукшина»

(АГГПУ им. В.М. Шукшина)

Институт гуманитарного образования

Кафедра русского языка и литературы

Направление подготовки:44.04.01 Педагогическое образование

Профиль: Информационно-коммуникационные технологии

в филологическом образовании


РАЗВИТИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПРИ ОСВОЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Выпускная квалификационная работа


Допустить к защите

Заведующий кафедрой русского языка и литературы, канд.филол.наук, доцент
«____» ____________ 20___г.
Бабичева Юлия Геннадьевна

(ФИО)

______________________ (подпись)




Выполнила студентка
группы Я-ZИФ201

Аскерова

фамилия

Марина Валерьевна

имя, отчество
подпись



Научный руководитель:

канд.пед.наук, доцент кафедры иностранных языков

Швец Наталья Алексеевна


подпись



Оценка
«____» ____________ 20___г.

подпись председателя ГЭК


Бийск – 2022

М ИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение


высшего образования «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический

университетимени В.М. Шукшина»

(АГГПУ им. В.М. Шукшина)

АННОТАЦИЯ

на выпускную квалификационную работу магистра

обучающегосяАскеровой Марины Валерьевны, группы Я-ZИФ201

Направление: 44.04.01 Педагогическое образование

Профиль: Информационно-коммуникационные технологии в филологическом образовании

Тема: Развитие цифровых компетенций обучающихся при освоении русского языка
Abstract:

In connection with the new learning conditions and modern trends in digital education, the development of schoolchildren’s "digital competencies" becomes relevant. Based on the analysis of the fundamental concepts of "competence" and "competency", the paper presents the author's definition of the concept "schoolchildren’s digital competencies" in content and structural aspects.

An experiment was conducted at school where the effectiveness of using digital resources in the development of schoolchildren’s digital competencies was proved while learning the Russian language.
Key words: digital competencies, students, learning the Russian language.

Автор ВКР ___________________ (Аскерова Марина Валерьевна)

Оглавление

В ВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…….…..….…….

3


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА….…

7


1.1. Сущность и особенности цифровых компетенцийобучающихся в современных условиях..............…………………………………………....………...


7


1.2. Особенности использования современных цифровых
инструментов при освоении русского языка……………………..………..……

25







ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……….……………………………………..……………

41







ГЛАВА 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ
ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИОСВОЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА………………….………

43


2.1. Организация и методика опытно-экспериментальной работыпо
и
спользованиюцифровых инструментовдляразвития цифровых
компетенций обучающихся при освоении русского языка……...………….

43


2.2. Технология и результаты использования цифровых инструментовдля развития цифровых компетенций обучающихся при освоении
русского языка…......................................................................……………………..…

52


ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………….………………..…………...

75


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..….………..…………..…………...

77


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..……...…………..

79


ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………….……..………….…..

87



ВВЕДЕНИЕ

В последние годы цифровизация затронула все сферы деятельности человека, в том числе и образование. Несомненно, образование уже не будет прежним, и уже сейчас прослеживается, как новые цифровые технологии активно внедряются в обучение, что делает эти процессы взаимозависимыми.

Нынешнее образование должно адаптироваться к требованиям времени и использовать преимущества цифровой эволюции. Современные школьники, родившиеся и выросшие в цифровом мире, очень продвинуты и уже владеют цифровыми компетенциями и современными цифровыми инструментами. Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник.Но в эпоху стремительного развития инновационных технологий недостаточно использовать традиционные методы обучения. Необходимость внедрения современных технологий в процесс обучения в России признается и рядом государственных нормативных документов. Требованияк информатизации образования в РФ закреплены в Федеральном законе РФ № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г. «Об образовании в Российской Федерации» [57]и Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО)[56], а также в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы [16].

ФГОС ОООрассматривает развитие системы образования через внедрение современных технологий, в том числе и в обучении русскому языку. Дети нового поколения менее коммуникабельны в очном режиме, но очень активны в интернете, поэтому нужно обучать их интересными способами, т.е. внедрение новых подходов к обучению и применение цифровых технологий на уроках создают благоприятные условия для подготовки учащихся к самостоятельной продуктивной деятельности и развитию цифровых компетенций.

Во ФГОС ООО цели школьного образования определяются идеями системно-деятельностного подхода, который напрямую связан с компетентностным подходом на следующих ступенях образования.Предполагается, что именно реализация компетентностного подхода позволит сформировать у обучающихся универсальные компетенции, в том числе и цифровые. Следует отметить, что исследования методики обучения с применением цифровых ресурсов являются предметом работы рядакак ученых, так и учителей-предметников (Т.А. Бруцкая, Л.И. Горохова,
И.С. Данилюк, И.Г. Калаева, И.А. Карлов, Н.М. Киясов, В.О. Ковалев,

Н.А. Кожевников, Е.Д. Патаракин, О.И. Пащенко, П.В.Сысоев, И.Д. Фрумин, А.Н. Швиндт, Д.О. Шонови др.)

Актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью развития цифровых компетенций обучающихся и недостаточной исследованностью данного вопроса в теории и практике среднего образования (на определенном предмете).

Данное противоречие обусловило проблемуисследования, которая состоит в определении роли современных цифровых инструментовдля развития цифровых компетенций обучающихся при освоении русского языка.

Проблема определила выбор темы исследования: «Развитие цифровых компетенций обучающихся при освоении русского языка».

Объект исследования – процесс обучения русскому языку.

Предмет исследования – процесс развития цифровых компетенций обучающихся при освоении русского языка.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании, практической разработке и экспериментальной проверке технологии использования цифровых инструментов для развития цифровых компетенций обучающихся при освоении русского языка.

Исходя из вышепоставленной цели, были определены следующие задачи:

1) рассмотреть сущность и особенности цифровых компетенций обучающихся в современных условиях;

2) провести анализ использования цифровых инструментов при освоении русского языка;

3) разработать и экспериментальным способом проверить технологию использования цифровых инструментов для развития цифровых компетенций обучающихся при освоении русского языка.

Определение цели и задач позволило выдвинуть гипотезу исследования: использование цифровых инструментов при освоении русского языка способствует развитию цифровых компетенций обучающихся.

Теоретико-методологическую базу исследования составили:

- компетентностный подход (В.А. Болотов, И.А. Зимняя,
В.А. Кальней, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.);

- теоретические и методические положения по использованию цифровых инструментов в образовании (Е.Ю. Зотова,Т.А. Нестик,
Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова и др.).

- методические аспектыобучения русскому языку (С.Г. Бархударов, Т.А. Ладыженская и др.).


Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «Беспаловская СОШ» и «Черепановская ООШ» (филиал МБОУ «Беспаловская СОШ»)Змеиногорского района Алтайского края.В эксперименте принимали участие учащиеся пятых классов.

Решение поставленных задач потребовало применение следующих методов исследования: а) анализ психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования; б) наблюдение; в) анкетирование обучающихся; г) эксперимент; д) качественный анализ и оценка экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждены на23-й Международной научно-практической конференции «Язык, литература, история и культура в современных парадигмах научного знания(АГГПУ им. В.М. Шукшина, г. Бийск, 22.04.2021)и Всероссийской научно-практической конференциис международным участием«Инновационные подходы к обучению иностранным языкам в формальном, неформальном и информальном образовательном пространстве: от теории к практике»(НГУЭУ, г. Новосибирск, 27.01.2022), а также на заседаниях кафедры русского языка и литературы ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени
В.М. Шукшина».

Основное положение, выносимое на защиту:

  1. Цифровые компетенции школьниковвключают следующие компоненты: когнитивно-знаниевый (инвариантная часть – знания о цифровых образовательных ресурсах, вариативная часть – знания по предмету «Русский язык»), коммуникативно-деятельностный (коммуникативные и цифровые умения (включая информационную безопасность/ответственность) ирефлексивный (самоанализ и самооценкав процессе изучения предмета при помощи цифровых инструментов).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что была проведена систематизация имеющейся педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы по данной теме и анализ различных подходов к решению проблемы.

Практическая значимость исследования заключается в разработке технологии использования современных цифровых инструментов для развития цифровых компетенций обучающихся на уроках русского языка, которые могут быть использованы учителями школ и студентами, обучающимися по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль Русский язык).