ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 356
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(самоанализ и самооценка в процессе изучения предмета при помощи цифровых инструментов).
Для изучения русского языка в настоящее время создано достаточно много цифровых инструментов, которые помогают значительно расширить уровень знаний, а такжеявляются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в основной и средней школе. Нами были раскрыты их особенности и произведен отбор подходящих для нашего эксперимента, таких как: «РЭШ», «LearningApps.org», «ВКонтакте», онлайн-словари. Что явилось изучением второй задачи.
На основе проведенной работы в теоретической части исследования был разработан диагностический аппарат для проверки уровня цифровых компетенций обучающихся.Была определена структура опытно-экспериментальной работы, которая включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента. Проведен эксперимент на параллели пятых классов.
На констатирующем этапе поподготовленным нами методическим средствам были определеныуровни знаний о предмете ицифровых уменийу обучающихсяобоих классовна начальном этапе эксперимента.
Для исследования верности гипотезы на формирующем этапе была разработана технологияиспользования цифровых инструментов для развития цифровых компетенций школьников,которая состояла из трех этапов: подготовительного, основного, рефлексивного.
При повторном диагностировании и анализе на контрольном этапе эксперимента был выявлен значительный прирост уровня цифровых компетенцийв экспериментальной группе по сравнению с контрольной.На контрольном этапе эксперимента выявлена эффективность применения этой технологии, что позволило сделать вывод, что использование цифровых инструментов в освоении русского языка способствуют развитию цифровых компетенций обучающихся. Таким образом, можно утверждать, что гипотеза нашего исследованияподтверждена, цель исследования достигнута.
Немаловажным считаем отметить, что результаты, полученные в ходе данной работы, впоследствии могут найти свое отражение в организации занятий не только порусскому языку и будут полезны для каждого последующего исследования в этой области.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алмазова, Н.И. Формирование межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в экономическом вузе / Н.И. Алмазова// Известия РГПУ им. А.И. Герцена. –2003. –№6. – С. 194-204.
2. Байденко, В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы / В.И. Байденко. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. Рос.нов. ун-т, 2003. – 44 с.
3. Белозерцева, Н.В. Компетенции и образование: модели, методы, технологии. Часть VI: монография / Н.В. Белозерцева, В.А. Дозоров, И.В. Зуб [и др.]; под редакцией Е.В. Шутова. – Москва: Перо, Центр научной мысли, 2015. – 161 c.
4. Бессилина, Н.Н. Создание и использование образовательного контента: уроки для онлайн обучения / Н.Н. Бессилина, Н.А. Гребенкина, М.В. Евстратова [и др.]; под общей редакцией А.В. Конобеева. – М.: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2020. – 48 с.
5. Блинов, В.И. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / В.И. Блинов, П.Н. Биленко, М.В. Дулинов,
Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев; под науч. ред. В.И. Блинова – М.: Издательство «Перо», 2019. –98 с.
6. Болотов, В.А.Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8-14.
7. Борытко, Н.М.Диагностическая деятельность педагога: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Соц. педагогика»; «Педагогика» / Н.М. Борытко. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 284 с.
8. Бруцкая, Т.А. Включение цифровых инструментов в образовательный процесс / Т.А. Бруцкая // Академия педагогических знаний. – 2020. – №49. – С.12-16.
9. Бузыкова, Ю.С.Цифровые компетенции преподавателя и их индикаторы / Ю.С. Бузыкова, Е.С. Гафиатулина // Техника транспорта: образование и практика. – 2020. – № 1(4) – С. 278-282.
10. Бурмакина, В.Ф. Большая Семерка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность: методическое руководство для подготовки к тестированию учителей / В.Ф. Бурмакина, М. Зелман, И.Н.Фалина. – М.: Национальный фонд подготовки кадров, Центр развития образования АНХ при Правительстве РФ, 2007. – 56 с.
11. Воронина, Ю.В. Цифровая грамотность педагога: анализ содержания понятия и структура / Ю.В. Воронина // Вестник государственного педагогического университета. –2019. –№4 (32). – С. 232-245.
12. Гилева, Т.А. Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала / Т.А. Гилева //Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. –2019.– №2 (28). –С. 22-35.
13. Глухова, Т.В. ИКТ-компетентность в современном образовании / Т.В. Глухова, С.В. Бажанова // Интеграция образования. –2013. –№2 (71). –С. 130-134.
14. Горбунова, Л.Н. Модель повышения квалификации педагогов с сопутствующим обучением информационно-коммуникационным технологиям / Л.Н. Горбунова, И.В. Лаврентьева, И.П. Цвелюх // Вестник МГУКИ. –2008. №6. –С. 117-121.
15. Горохова, Л.И. Применение цифровых образовательных ресурсов / Л.И. Горохова // Фестиваль педагогических идей 2006-2007 «Открытый урок».– URL: http://festival.1september.ru/articles/411543/(дата обращения: 02.05.2021).
16. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы от 26 декабря 2017г. №1642 (в ред. от 6 сентября 2022 г.) //Информационно-правовой канал «Гарант.ру».–URL: https://base.garant.ru/71848426/#block_1000(дата обращения: 02.10.2022).
17. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения от 27 декабря 2006 (дата начала действия 01 июля 2018). – Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – М.: Стандартинформ, 2018. –URL: https://docs.cntd.ru/document/1200053103?marker§ion=text (дата обращения: 02.05.2021)
18. Гукемухов, Е.Ю. Роль компетентностного подхода в повышении качества образования/ Е.Ю. Гукемухов// Институт стратегии развития образования Российской академии образования: официальный сайт. – URL: http://www.instrao.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=154:confrolcompetpodhoda&catid=42:jaroslavlconfmater(дата обращения: 11.04.2021).
19. Давыдов, С.Г. Проект «Индекс цифровой грамотности»: методические эксперименты. / С.Г. Давыдов, О.С. Логунова // Социология: методология, методы, математическое моделирование.– 2015.– № 41. –С. 120-141.
20. Данилюк, И.С. Формирование ИКТ-компетенций у учащихся на уроках биологии/И.С. Данилюк.–URL: https://nmcsova.ru/konf/ovsm2/biol/danilyuk-formirovanie-ikt-kompetenciy-u-uchashchihsya-na-urokah-biologii-irkutskaya (дата обращения: 25.04.2021).
21.Дахин, А.Н. Школьные реформы: от проектного обучения к образовательной компетентности / А.Н. Дахин // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. –2016. –№4. – С. 23-29.
22. Елизаров, А.А. Базовая ИКТ компетенция как основаИнтернет-образования учителя: тезисы доклада / А.А. Елизаров // Ассоциация RELARN: [сайт].–URL: http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_11.html (дата обращения: 25.04.2021).
23. Елисеева, Е.В. Цифровые образовательные ресурсы как составляющая инновационной образовательной среды современного вуза / Е.В. Елисеева, С.Н. Злобина // Вестник БГУ.– 2010.– №1. –С. 2-7.
24. Ефремова, Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка /Т.Ф. Ефремова. –М.: Дрофа, Русский язык, 2000. – 1084 с.
25. Загвоздкин,В.К. Теория и практика применения стандартов в образовании / В.К. Загвоздкин, О.Е. Лебедев. –М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2011. – 344 c.
26. Зимняя, И.А.Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. – 2013. – №4(4).–C. 16-31.
27.Иванова, М.А. Сущность и содержание процесса развития профессиональной компетентности у студентов технических вузов в условиях глобального кризиса / М.А. Иванова, И.С. Лебедева.– Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г.В. Плеханова, 2009. –391с.
28. Индекс цифровой грамотности: всероссийское исследование. – РОЦИТ, 2017. –URL: https://rocit.ru/uploads/769c4df4bc6f0bd6ab0fbe57a056e769b8be6bcf.pdf(дата обращения: 26.03.2021)
29. Инновационные технологии обучения в вузе и школе: реализация современных ФГОС: сборник научных трудов по материалам Четвертой Международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 19-20 февраля 2019 г.): в 2 ч. / [отв. ред. М.В. Щербакова]; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2019. – 418 с.
30. Калаева,И.Г. Классификация ЦОР и ЭОР. Использование ЦОР и ЭОР на уроках истории / И.Г. Калаева // Мультиурок: бесплатный конструктор интернет-сайтов для учителей.–URL: https://multiurok.ru/files/klassifikatsiia-tsor-i-eor-ispol-zovaniie-tsor-i-eor-na-urokakh-istorii.html(дата обращения 11.05.2021)
31. Карлов,И.А. Анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ / И.А. Карлов, Н.М. Киясов, В.О. Ковалев, Н.А. Кожевников, Е.Д. Патаракин, И.Д. Фрумин, А.Н. Швиндт, Д.О. Шонов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2020. –72c.
32.Каспаржак,А.Г. По ступеням компетентностей / А.Г. Каспаржак // Первое сентября. –2002. – №88 – С. 158-164.
33. Катькало, В.С. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики: аналитический отчет / В.С.Катькало (соруководитель), Д.Л.Волков (соруководитель), И.Н.Баранов, Д.А.Зубцов, А.В.Липчанский, Е.В.Соболев, В.И.Юрченков, А.А.Старовойтов, П.А.Сафронов. – М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. –136 с.
34. Кузьмина, М.В. Формирование цифровой грамотности обучающихся: методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. – Киров: ИРО Кировской области, 2019. – 47 с.
35. Кудрявцева, Т.Ю. Основные понятия цифровизации / Т.Ю. Кудрявцева, К.С. Кожина // Вестник Академии знаний. –2021.– №3 (44). –С.149-151.
36. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании/ О.Е.Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.3-1.
37. Лебедева,М.Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? / М.Б. Лебедева, О.Н. Шилова // Информатика и образование. – 2004. – № 3. – С. 95-100.
38. Национальный стандарт РФ от 01.07.2018г. «ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании» / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: сайт.–URL: https://docs.cntd.ru/document/1200053103(дата обращения: 12.05.2021).
39. Никулина, Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т.В. Никулина, Е.Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. –2018. –№8. – С. 107-113.
40. Нигай, Л.С. Использование ИКТ для формирования коммуникативной компетентности / Л.С. Нигай// Педагогическое мастерство: материалы IIIМеждународной научной конференции (г.Москва, июнь2013 г.) – Т.0. – М.: Буки-Веди, 2013. –С. 117-119.
41. Ожегов, С.И. Толковый словарь онлайн / С.И. Ожегов // Академик.ru.–URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/905510(дата обращения: 16.04.2021).
42. Пащенко, О.И. Информатизация образовательного процесса в начальной школе: учебное пособие / О.И. Пащенко. – Нижневартовск:Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 257с.
43. Петрова, В.С. Измерение уровня сформированности цифровых компетенций / В.С. Петрова, Е.Е.Щербик // Московский экономический журнал. –2018. – №5 (3). –С. 237-244.
44. Подольская, О.В. Концепция развития цифровых компетенций студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (приложение 7) / О.В. Подольская, М.А. Лытаева, И.Р. Агамирзян.– М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2020. – 16 с.
45. Понятие цифровых образовательных ресурсов / Языки программирования: [сайт]. –2014. – 27 ноября. –URL: http://life-prog.ru/1_41530_ponyatie-tsifrovih-obrazovatelnih-resursov.html(дата обращения 11.05.2021)
46. Попов, М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке / сост. по лучшим источникам М. Попов. – Изд. 3-е, с доп. отдела полит., экон. и обществ.терминов, вошедших в употребление в рус. яз. за послед. время. – Москва: издание Товарищества И.Д. Сытина, 1907. – 136с.
47. Попова, Г.И. Конструирование электронных учебных материалов в профессиональной подготовке учителей: специальность 13.00.08:авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Попова Галина Ивановна. – Краснодар, 2006. – 24с.
48. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. – Москва:Когито-Центр, 2002. – 396c.
49.Рябцева, Н.К. Тенденция к визуализации в современном информационном пространстве, проблемы образования и инновационные технологии в преподавании иностранных языков / Н.К. Рябцева // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков:периодический сборник научных статей. – Москва: Институт языкознания Российской академии наук, 2015. – №7. –
Для изучения русского языка в настоящее время создано достаточно много цифровых инструментов, которые помогают значительно расширить уровень знаний, а такжеявляются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в основной и средней школе. Нами были раскрыты их особенности и произведен отбор подходящих для нашего эксперимента, таких как: «РЭШ», «LearningApps.org», «ВКонтакте», онлайн-словари. Что явилось изучением второй задачи.
На основе проведенной работы в теоретической части исследования был разработан диагностический аппарат для проверки уровня цифровых компетенций обучающихся.Была определена структура опытно-экспериментальной работы, которая включала в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента. Проведен эксперимент на параллели пятых классов.
На констатирующем этапе поподготовленным нами методическим средствам были определеныуровни знаний о предмете ицифровых уменийу обучающихсяобоих классовна начальном этапе эксперимента.
Для исследования верности гипотезы на формирующем этапе была разработана технологияиспользования цифровых инструментов для развития цифровых компетенций школьников,которая состояла из трех этапов: подготовительного, основного, рефлексивного.
При повторном диагностировании и анализе на контрольном этапе эксперимента был выявлен значительный прирост уровня цифровых компетенцийв экспериментальной группе по сравнению с контрольной.На контрольном этапе эксперимента выявлена эффективность применения этой технологии, что позволило сделать вывод, что использование цифровых инструментов в освоении русского языка способствуют развитию цифровых компетенций обучающихся. Таким образом, можно утверждать, что гипотеза нашего исследованияподтверждена, цель исследования достигнута.
Немаловажным считаем отметить, что результаты, полученные в ходе данной работы, впоследствии могут найти свое отражение в организации занятий не только порусскому языку и будут полезны для каждого последующего исследования в этой области.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алмазова, Н.И. Формирование межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в экономическом вузе / Н.И. Алмазова// Известия РГПУ им. А.И. Герцена. –2003. –№6. – С. 194-204.
2. Байденко, В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы / В.И. Байденко. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. Рос.нов. ун-т, 2003. – 44 с.
3. Белозерцева, Н.В. Компетенции и образование: модели, методы, технологии. Часть VI: монография / Н.В. Белозерцева, В.А. Дозоров, И.В. Зуб [и др.]; под редакцией Е.В. Шутова. – Москва: Перо, Центр научной мысли, 2015. – 161 c.
4. Бессилина, Н.Н. Создание и использование образовательного контента: уроки для онлайн обучения / Н.Н. Бессилина, Н.А. Гребенкина, М.В. Евстратова [и др.]; под общей редакцией А.В. Конобеева. – М.: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2020. – 48 с.
5. Блинов, В.И. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / В.И. Блинов, П.Н. Биленко, М.В. Дулинов,
Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев; под науч. ред. В.И. Блинова – М.: Издательство «Перо», 2019. –98 с.
6. Болотов, В.А.Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8-14.
7. Борытко, Н.М.Диагностическая деятельность педагога: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Соц. педагогика»; «Педагогика» / Н.М. Борытко. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 284 с.
8. Бруцкая, Т.А. Включение цифровых инструментов в образовательный процесс / Т.А. Бруцкая // Академия педагогических знаний. – 2020. – №49. – С.12-16.
9. Бузыкова, Ю.С.Цифровые компетенции преподавателя и их индикаторы / Ю.С. Бузыкова, Е.С. Гафиатулина // Техника транспорта: образование и практика. – 2020. – № 1(4) – С. 278-282.
10. Бурмакина, В.Ф. Большая Семерка (Б7). Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность: методическое руководство для подготовки к тестированию учителей / В.Ф. Бурмакина, М. Зелман, И.Н.Фалина. – М.: Национальный фонд подготовки кадров, Центр развития образования АНХ при Правительстве РФ, 2007. – 56 с.
11. Воронина, Ю.В. Цифровая грамотность педагога: анализ содержания понятия и структура / Ю.В. Воронина // Вестник государственного педагогического университета. –2019. –№4 (32). – С. 232-245.
12. Гилева, Т.А. Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала / Т.А. Гилева //Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. –2019.– №2 (28). –С. 22-35.
13. Глухова, Т.В. ИКТ-компетентность в современном образовании / Т.В. Глухова, С.В. Бажанова // Интеграция образования. –2013. –№2 (71). –С. 130-134.
14. Горбунова, Л.Н. Модель повышения квалификации педагогов с сопутствующим обучением информационно-коммуникационным технологиям / Л.Н. Горбунова, И.В. Лаврентьева, И.П. Цвелюх // Вестник МГУКИ. –2008. №6. –С. 117-121.
15. Горохова, Л.И. Применение цифровых образовательных ресурсов / Л.И. Горохова // Фестиваль педагогических идей 2006-2007 «Открытый урок».– URL: http://festival.1september.ru/articles/411543/(дата обращения: 02.05.2021).
16. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы от 26 декабря 2017г. №1642 (в ред. от 6 сентября 2022 г.) //Информационно-правовой канал «Гарант.ру».–URL: https://base.garant.ru/71848426/#block_1000(дата обращения: 02.10.2022).
17. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения от 27 декабря 2006 (дата начала действия 01 июля 2018). – Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – М.: Стандартинформ, 2018. –URL: https://docs.cntd.ru/document/1200053103?marker§ion=text (дата обращения: 02.05.2021)
18. Гукемухов, Е.Ю. Роль компетентностного подхода в повышении качества образования/ Е.Ю. Гукемухов// Институт стратегии развития образования Российской академии образования: официальный сайт. – URL: http://www.instrao.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=154:confrolcompetpodhoda&catid=42:jaroslavlconfmater(дата обращения: 11.04.2021).
19. Давыдов, С.Г. Проект «Индекс цифровой грамотности»: методические эксперименты. / С.Г. Давыдов, О.С. Логунова // Социология: методология, методы, математическое моделирование.– 2015.– № 41. –С. 120-141.
20. Данилюк, И.С. Формирование ИКТ-компетенций у учащихся на уроках биологии/И.С. Данилюк.–URL: https://nmcsova.ru/konf/ovsm2/biol/danilyuk-formirovanie-ikt-kompetenciy-u-uchashchihsya-na-urokah-biologii-irkutskaya (дата обращения: 25.04.2021).
21.Дахин, А.Н. Школьные реформы: от проектного обучения к образовательной компетентности / А.Н. Дахин // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. –2016. –№4. – С. 23-29.
22. Елизаров, А.А. Базовая ИКТ компетенция как основаИнтернет-образования учителя: тезисы доклада / А.А. Елизаров // Ассоциация RELARN: [сайт].–URL: http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_11.html (дата обращения: 25.04.2021).
23. Елисеева, Е.В. Цифровые образовательные ресурсы как составляющая инновационной образовательной среды современного вуза / Е.В. Елисеева, С.Н. Злобина // Вестник БГУ.– 2010.– №1. –С. 2-7.
24. Ефремова, Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка /Т.Ф. Ефремова. –М.: Дрофа, Русский язык, 2000. – 1084 с.
25. Загвоздкин,В.К. Теория и практика применения стандартов в образовании / В.К. Загвоздкин, О.Е. Лебедев. –М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2011. – 344 c.
26. Зимняя, И.А.Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. – 2013. – №4(4).–C. 16-31.
27.Иванова, М.А. Сущность и содержание процесса развития профессиональной компетентности у студентов технических вузов в условиях глобального кризиса / М.А. Иванова, И.С. Лебедева.– Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г.В. Плеханова, 2009. –391с.
28. Индекс цифровой грамотности: всероссийское исследование. – РОЦИТ, 2017. –URL: https://rocit.ru/uploads/769c4df4bc6f0bd6ab0fbe57a056e769b8be6bcf.pdf(дата обращения: 26.03.2021)
29. Инновационные технологии обучения в вузе и школе: реализация современных ФГОС: сборник научных трудов по материалам Четвертой Международной научно-практической конференции (г. Воронеж, 19-20 февраля 2019 г.): в 2 ч. / [отв. ред. М.В. Щербакова]; Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2019. – 418 с.
30. Калаева,И.Г. Классификация ЦОР и ЭОР. Использование ЦОР и ЭОР на уроках истории / И.Г. Калаева // Мультиурок: бесплатный конструктор интернет-сайтов для учителей.–URL: https://multiurok.ru/files/klassifikatsiia-tsor-i-eor-ispol-zovaniie-tsor-i-eor-na-urokakh-istorii.html(дата обращения 11.05.2021)
31. Карлов,И.А. Анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ / И.А. Карлов, Н.М. Киясов, В.О. Ковалев, Н.А. Кожевников, Е.Д. Патаракин, И.Д. Фрумин, А.Н. Швиндт, Д.О. Шонов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2020. –72c.
32.Каспаржак,А.Г. По ступеням компетентностей / А.Г. Каспаржак // Первое сентября. –2002. – №88 – С. 158-164.
33. Катькало, В.С. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики: аналитический отчет / В.С.Катькало (соруководитель), Д.Л.Волков (соруководитель), И.Н.Баранов, Д.А.Зубцов, А.В.Липчанский, Е.В.Соболев, В.И.Юрченков, А.А.Старовойтов, П.А.Сафронов. – М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. –136 с.
34. Кузьмина, М.В. Формирование цифровой грамотности обучающихся: методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. – Киров: ИРО Кировской области, 2019. – 47 с.
35. Кудрявцева, Т.Ю. Основные понятия цифровизации / Т.Ю. Кудрявцева, К.С. Кожина // Вестник Академии знаний. –2021.– №3 (44). –С.149-151.
36. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании/ О.Е.Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.3-1.
37. Лебедева,М.Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? / М.Б. Лебедева, О.Н. Шилова // Информатика и образование. – 2004. – № 3. – С. 95-100.
38. Национальный стандарт РФ от 01.07.2018г. «ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании» / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: сайт.–URL: https://docs.cntd.ru/document/1200053103(дата обращения: 12.05.2021).
39. Никулина, Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т.В. Никулина, Е.Б. Стариченко // Педагогическое образование в России. –2018. –№8. – С. 107-113.
40. Нигай, Л.С. Использование ИКТ для формирования коммуникативной компетентности / Л.С. Нигай// Педагогическое мастерство: материалы IIIМеждународной научной конференции (г.Москва, июнь2013 г.) – Т.0. – М.: Буки-Веди, 2013. –С. 117-119.
41. Ожегов, С.И. Толковый словарь онлайн / С.И. Ожегов // Академик.ru.–URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/905510(дата обращения: 16.04.2021).
42. Пащенко, О.И. Информатизация образовательного процесса в начальной школе: учебное пособие / О.И. Пащенко. – Нижневартовск:Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 257с.
43. Петрова, В.С. Измерение уровня сформированности цифровых компетенций / В.С. Петрова, Е.Е.Щербик // Московский экономический журнал. –2018. – №5 (3). –С. 237-244.
44. Подольская, О.В. Концепция развития цифровых компетенций студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (приложение 7) / О.В. Подольская, М.А. Лытаева, И.Р. Агамирзян.– М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2020. – 16 с.
45. Понятие цифровых образовательных ресурсов / Языки программирования: [сайт]. –2014. – 27 ноября. –URL: http://life-prog.ru/1_41530_ponyatie-tsifrovih-obrazovatelnih-resursov.html(дата обращения 11.05.2021)
46. Попов, М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке / сост. по лучшим источникам М. Попов. – Изд. 3-е, с доп. отдела полит., экон. и обществ.терминов, вошедших в употребление в рус. яз. за послед. время. – Москва: издание Товарищества И.Д. Сытина, 1907. – 136с.
47. Попова, Г.И. Конструирование электронных учебных материалов в профессиональной подготовке учителей: специальность 13.00.08:авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Попова Галина Ивановна. – Краснодар, 2006. – 24с.
48. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. – Москва:Когито-Центр, 2002. – 396c.
49.Рябцева, Н.К. Тенденция к визуализации в современном информационном пространстве, проблемы образования и инновационные технологии в преподавании иностранных языков / Н.К. Рябцева // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков:периодический сборник научных статей. – Москва: Институт языкознания Российской академии наук, 2015. – №7. –