Файл: Закон от 13 марта 1992 г. (фз об орд) с изменениями и дополнениями действует по настоящее время. До принятия названных законов оперативно розыскная деятельность изучалась исключительно в ведомственных юридических и учебных заведениях,.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 189

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


задач по обеспечению безопасности государства и борьбы с преступностью, систематичность, индивидуальный подход, конкретность руководства и др.

2.4. Иные лица, привлекаемые к участию в оперативно розыскной деятельности.

Среди субъектов оперативно— розыскной деятельности можно выделить группу лиц, привлекаемых к проведению гласных мероприятий при решении отдельных задач по раскрытию и предупреждению конкретных преступлений. Состав этой группы определяется видами использования граждан в решении оперативно— тактических задач, а именно:

– привлечение с целью использования их познаний, умений

и навыков. В юридической терминологии такое привлечение принято называть использованием специальных познаний в решении возникающих задач;

– привлечение с целью их использования в качестве лиц, фиксирующих действия проверяемых, разрабатываемых, что в конечном счете позволяет в дальнейшем привлекать их к участию в производстве по уголовному делу в качестве свидетелей.

Очевидно, что осуществление оперативно— розыскной деятельности как формы познания в сфере борьбы с преступностью предполагает также использование специальных познаний различных отраслей науки, техники, искусства или ремесла. Привлечение к сотрудничеству в сфере оперативно— розыскной деятельности соответствующих специалистов расширяет пределы участия в этой деятельности иных граждан. При этом отношения с такими гражданами— специалистами не требуют конфиденциальности. Сам характер оперативно— розыскной деятельности предполагает некоторую закрытость сведений в связи с проводимым исследованием. Как правило, такая закрытость охватывается служебной тайной, распространяющейся на сотрудников соответствующих учреждений, в которых проводятся исследования. Участие специалиста в решении отдельных оперативно— тактических задач не носит разведывательного характера и, как правило, не связано с (выведыванием) той или иной информации. Специалист работает исключительно с определенными объектами, нуждающимися в специальных исследованиях, или со специальной аппаратурой, применяемой при производстве тех или иных оперативно— розыскных мероприятий. Для специалиста не имеет принципиального значения, каким путем получены объекты исследования и какие последствия будут иметь результаты исследования. Его основная задача – дача объективного заключения по вопросам, ответы на которые требуют специальных познаний, умений и навыков. Для сотрудника оперативного аппарата заключение специалиста представляет собой новое знание, с учетом которого решаются конкретные задачи оперативной проверки. Особенности участия гражданина — специалиста в решении частных оперативно— тактических задач не требуют установления с ним конфиденциальных отношений. Специалист, как правило, не знает, в связи с какой оперативной проверкой и в отношении кого ему поручается исследование. Специалиста не должны интересовать и конечные результаты оперативной проверки. Его участие в оперативной проверке эпизодическое и связано исключительно с участием в решении частной оперативно— тактической задачи в целях получения отдельной информации, имеющей значение для решения вопроса по существу проверки, на основе своих специальных познаний. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что специалист не относится к категории лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно— розыскную деятельность, на конфиденциальной основе. Тем не менее без участия специалиста невозможно решение ряда оперативно— тактических задач по конкретным делам оперативной проверки, обеспечивающих, в свою очередь, решение задач оперативно розыскной деятельности в целом. Чаще всего в качестве специалистов в оперативно розыскной деятельности используются (сведущие лица) в области криминалистики, медицины, товароведения, санитарно эпидемиологической, метрологической службы и др. В ведомствах, наделенных оперативно розыскными полномочиями, в качестве специалистов, как правило, выступают эксперты криминалисты соответствующих специальностей экспертно — криминалистических подразделений. Такие оперативно — розыскные мероприятия, как
сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, часто проводятся с участием специалистов. Важное место в рассматриваемой классификационной группе субъектов оперативно— розыскной деятельности отводится гражданам, привлекаемым оперативными работниками для фиксации действий проверяемых лиц с целью последующего использования таких граждан в качестве свидетелей по уголовному делу. Как уже отмечалось, одним из основных источников оперативной информации являются оперативно — розыскные мероприятия. В целях документирования преступных действий проверяемых оперативные аппараты часто привлекают к участию в проведении отдельных оперативно — розыскных мероприятий, заслуживающих доверия граждан. Такие граждане являются своего рода понятыми, т. к. их основное назначение состоит в обязанности наблюдения за ходом оперативно — розыскного мероприятия с последующим удостоверением факта и содержания проводимого мероприятия. Однако этим участие гражданина в оперативно — розыскном мероприятии не исчерпывается. В отличие от понятого в уголовном судопроизводстве, гражданин – участник оперативно — розыскного мероприятия, по поручению оперативного работника может также производить отдельные активные действия. Привлечение такого гражданина к проводимому оперативно— розыскному мероприятию, как правило, преследует цель последующего его участия в уголовном судопроизводстве в качестве свидетеля. Классический пример активных действий граждан при проведении оперативно— розыскных мероприятий – участие в проверочных закупках в качестве покупателей. Рассматриваемая категория граждан широко используется оперативными аппаратами при проведении таких оперативно розыскных мероприятий, как наблюдение, отождествление личности, контролируемая поставка и оперативный эксперимент. С 1960— х гг. в качестве граждан – участников оперативно розыскных мероприятий чаще всего использовались представители общественности, к которым прежде всего относились внештатные сотрудники милиции по линиям работы, дружинники, представители других общественных формирований. В настоящее время в связи с изменениями социально— экономической обстановки названные институты утратили свое былое значение. Вместе с тем отдельные правоохранительные структуры (в частности, органы внутренних дел) продолжают использование возможностей общественных формирований в борьбе с преступностью и правонарушениями. Так, в соответствии с приказом МВД России от 10.01.2012 № 8 (ред. от 20.04.2015) (Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции) внештатными сотрудниками полиции являются граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, изъявившие желание оказывать помощь полиции и привлекаемые к сотрудничеству на добровольной, гласной и безвозмездной основе. Внештатные сотрудники полиции привлекаются к сотрудничеству по следующим направлениям деятельности полиции:



– защита личности, общества, государства от противоправных

посягательств;

– предупреждение и пресечение преступлений, а также административных правонарушений;

– поиск лиц;

– обеспечение правопорядка в общественных местах;

– обеспечение безопасности дорожного движения;

– осуществление экспертно— криминалистической деятельности.

Таким образом, посредством участия в оперативно— розыскной

деятельности специалистов и отдельных граждан без оформления

их конфиденциального сотрудничества с оперативными аппаратами, как правило, и реализуется принцип сочетания гласных и негласных методов и средств.


ОПЕРАТИВНО РОЗЫСКНАЯ

ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ РОЛЬ В БОРЬБЕ

С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Понятие и классификация

оперативно розыскной информации.

Важное место в деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью занимают соответствующие виды информации. Информация (лат. information – разъяснение, изложение) – 1) сообщение о чем— л.; 2) сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи31. Преступность как социальное явление предполагает комплекс специальных мер по организации борьбы с ней, охватываемых социальной сферой деятельности государства. В связи с этим любая информация криминогенного характера используется компетентными государственными органами в раскрытии и предупреждении преступлений. Рассматриваемую информацию принято подразделять на два основных вида: процессуальную и непроцессуальную. Процессуальная информация представляет собой такую разновидность информации, которая получена должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу в установленном УПК Российской Федерации порядке, на основании которой принимаются процессуальные решения и реализуется назначение уголовного судопроизводства в целом. Процессуальная информация – это основной вид информации в сфере уголовного судопроизводства. При производстве по уголовному делу широко используется и иного вида информация, т. е. полученная из непроцессуальных источников. Непроцессуальная информация может быть (почерпнута следователем из средств массовой информации, в ходе бесед, телефонных переговоров с разными лицами, которые не могут назвать источник сообщаемых сведений) Чаще всего источниками непроцессуальной информации являются результаты оперативно— розыскной деятельности, используемые должностными лицами органов расследования, прокуратуры и суда в целях решения частных задач уголовного судопроизводства. Как справедливо отмечает Д.И. Бедняков, непроцессуальная деятельность без последующего использования ее результатов в уголовном процессе была бы бесцельной33. Названные частные задачи могут быть связаны с получением отдельных доказательств, определением тактических приемов при производстве следственных действий, предотвращением уклонения подозреваемых, обвиняемых от органов расследования и суда, обеспечением личной безопасности участников уголовного судопроизводства и др. Информация, полученная в ходе осуществления оперативно розыскной деятельности путем осуществления оперативно— розыскных мероприятий и использования возможностей лиц, оказывающих содействие
оперативным аппаратам на конфиденциальной основе, называется оперативно— розыскной (оперативной) информацией. Порядок получения оперативно— розыскной информации устанавливается фз (об орд) и ведомственными нормативными актами, регламентирующими организацию и тактику оперативно— розыскной деятельности. Основными источниками оперативно— розыскной информации являются:

– результаты проведенных оперативно— розыскных мероприятий;

– сведения, полученные от лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно— розыскную деятельность, на

конфиденциальной основе;

– результаты личного сыска;
– данные оперативных учетов;

– справки, меморандумы и иные аналитические документы, подготовленные должностными лицами оперативных аппаратов на основе результатов оперативно— розыскной деятельности. Оперативно— розыскная информация подразделяется, в свою очередь, на первичную и проверенную (выводную). Значение первичной оперативно— розыскной информации исключительно велико. Именно посредством получения и анализа первичной информации выявляются замышляемые, подготавливаемые или совершенные преступления, устанавливаются иные обстоятельства, имеющие значение для решения задач оперативно— розыскной деятельности в целом. Из— за обилия первичной информации часто сложно бывает выделить такую, которая требует первостепенного внимания и реагирования, несмотря на невысокий уровень ее достоверности. Умаление первичной информации чревато тяжкими последствиями, имеющими в том числе и необратимый характер (убийства, террористические акты и т. п.). Рассматриваемая особенность первичной информации требует постоянного и пристального внимания, опыта и профессионального мастерства получившего ее оперативного работника. В многообразии первичной информации порой сложно бывает определить наиболее значимую и упустить реальную возможность по раскрытию или предупреждению опасного преступления. Первичная оперативная информация всегда подлежит проверке. Проверка первичной информации производится путем проведения оперативно— розыскных мероприятий, а также использования возможностей лиц, оказывающих содействие оперативным аппаратам на конфиденциальной основе. Очевидно, что уровень достоверности проверенной оперативной информации достаточно высок и имеет большое значение в борьбе с преступностью. На основе такой информации, как правило, принимаются решения о заведении дел оперативной разработки, возбуждении уголовного дела, задержании подозреваемого и другие. Оперативную информацию можно классифицировать и по источникам ее получения, а именно: полученная при проведении оперативно— розыскных мероприятий; полученная от лиц, оказывающих содействие оперативным аппаратам на конфиденциальной основе; и полученная из других правоохранительных органов. Достоверность такой информации определяется особенностями источника ее получения. Так, информация, полученная непосредственно оперативным работником или в связи с проведением таких оперативно— розыскных мероприятий, как исследование предметов и документов, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и т. п., в дополнительной проверке, как правило, не нуждается. Названные оперативно— розыскные мероприятия проводятся специалистами с использованием электронного и иного специального оборудования и чаще всего связаны с непосредственным восприятием штатным сотрудником правоохранительного органа соответствующих объектов или событий. Более того, такие оперативно— розыскные мероприятия проводятся, как правило, в целях проверки первичной оперативной информации. Большое значение в борьбе с