Файл: Закон от 13 марта 1992 г. (фз об орд) с изменениями и дополнениями действует по настоящее время. До принятия названных законов оперативно розыскная деятельность изучалась исключительно в ведомственных юридических и учебных заведениях,.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 190

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
безопасности государства является приоритетным, а именно: органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны и службы внешней разведки. В отличие от иных правоохранительных органов, основной задачей которых является борьба с преступностью, основная задача спецслужб состоит именно в получении разведывательной информации, включая и информацию криминального характера, для ее последующего использования в деятельности по обеспечению государственной безопасности. В связи с этим правоохранительные органы нельзя автоматически отождествлять со спецслужбами. Разведывательная деятельность спецслужб подразделяется на контрразведывательную и собственно разведывательную. Контрразведывательная деятельность в основном присуща федеральной службе безопасности и представляет собой разновидность разведывательной деятельности. Общие положения контрразведывательной деятельности определяются Федеральным законом № 40 ФЗ — О Федеральной службе безопасности). В ч. 1 ст. 9 названного Закона контрразведывательная деятельность определяется как деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности России. Собственно разведывательная деятельность осуществляется в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации. Говоря о соотношении оперативно —розыскной деятельности с деятельностью спецслужб, прежде всего следует подчеркнуть, что осуществляемая ими разведывательная и контрразведывательная деятельность основывается на положениях (фз —об орд), определяющих сущность, задачи, принципы оперативно—розыскной деятельности, систему проводимых оперативно — розыскных мероприятий, сотрудничество с соответствующими лицами на конфиденциальной основе, ее финансовое обеспечение и др. В то же время федеральные законы, определяющие основы деятельности спецслужб, конкретизируют основное содержание их деятельности, организационные основы соответствующих ведомств, отдельные особенности осуществляемой ими оперативно —розыскной деятельности, возлагаемые на них задачи, полномочия и т. д. Немаловажное значение в борьбе с преступностью с использованием оперативно — розыскных возможностей имеет деятельность таких правоохранительных органов, как полиция, таможенные органы, Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В отличие от спецслужб, деятельность перечисленных органов носит более открытый характер, а к закрытым сведениям в работе этих органов в основном относится организация и тактика осуществляемой ими оперативно —розыскной деятельности. Деятельность оперативных аппаратов перечисленной системы правоохранительных органов, как и спецслужб, основывается на положениях — фз об орд) Особое место в правоохранительной деятельности государства занимает соотношение оперативно — розыскной деятельности с уголовным процессом. Перед оперативно — розыскной и уголовно — процессуальной видами деятельности стоит одна стратегическая задача — борьба с преступностью. При этом особое значение в решении этой задачи имеет оперативно — розыскная деятельность, — в ходе которой создаются условия и предпосылки для
реализации функции уголовного преследования, т. е. уголовно — процессуальной деятельности, направленной на раскрытие преступления и изобличение виновных в форме возбуждения и расследования уголовных дел). Очевидно, что значительная часть наиболее опасных замаскированных и неочевидных преступлений —раскрывается оперативно розыскным путем). Однако такое —раскрытие) не имеет юридического значения, поскольку одна только осведомленность, например, о том, кто совершил преступление, не является юридическим фактом. Факт, как известно, — это явление действительности, объективной реальности, а осведомленность — знание) субъекта познания не всегда соответствует действительности. Раскрытие преступления в связи с этим представляет собой юридическую категорию, основанную на требованиях Уголовно — процессуального кодекса Российской Федерации и призванную гарантировать достоверность юридически значимых выводов. Представляя следователю информацию об обстоятельствах расследуемого преступления, оперативный аппарат обеспечивает доказывание по уголовным делам, участвует в создании условий для законного, обоснованного и справедливого разрешения уголовного дела. В этой связи оперативно — розыскная деятельность носит вспомогательный характер по отношению к уголовному судопроизводству и непосредственно содействует реализации его назначения Соотношение оперативно розыскной деятельности с уголовным процессом как учебной дисциплиной предполагает уяснение обучающимися внутренней взаимосвязи оперативно розыскной деятельности и уголовного судопроизводства. Такая взаимосвязь проявляется в единстве решаемых ими задач по борьбе с преступностью, формах взаимодействия, обеспечении процесса доказывания, создании условий для последующего судебного разбирательства и т. д. Основополагающим является и соотношение оперативно розыскной деятельности с уголовным правом. Основу оперативно розыскной деятельности как деятельности, направленной на раскрытие и предупреждение преступлений, составляют положения уголовного права о преступлении и его признаках, составе преступления и элементах состава преступления, соучастии в преступлении, основаниях освобождения от уголовной ответственности, добровольном отказе от совершения преступления, смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельствах, конкретных составах преступлений. Без знания этих и других составляющих содержания уголовного права невозможно юридически обоснованно решить вопрос о заведении дела оперативного учета,

пределах участия лица, сотрудничающего с оперативным аппаратом на конфиденциальной основе, в преступных группировках, о начале реализации материалов оперативной проверки и др. Анализ перечисленных в ст. 2 и 7 ФЗ (фз —об орд) задач оперативно розыскной деятельности и оснований проведения оперативно розыскных мероприятий со всей очевидностью свидетельствует о непосредственной связи рассматриваемого вида правоохранительной деятельности с замышляемыми, подготавливаемыми или совершенными преступлениями, с обеспечением неотвратимости ответственности за совершенное преступление. Сфера борьбы с преступностью объективно обусловливает взаимосвязь оперативно— розыскной деятельности и криминалистики. Как уже отмечалось, средства и методы оперативно —розыскной деятельности и криминалистики направлены на получение достоверной информации об обстоятельствах преступления. Средства оперативно — розыскной деятельности в определенной части включают в себя криминалистическую технику. В основе тактики следственных действий и тактики оперативно— розыскных мероприятий нередко находятся одни и те же психологические приемы. Много общего в криминалистической методике расследования отдельных видов преступлений и организации раскрытия соответствующих преступлений с использованием оперативно — розыскных возможностей. Общие черты присущи и формам взаимодействия следователя с органами дознания, осуществляющими оперативно— розыскную деятельность, и оперативных аппаратов с органами предварительного следствия. Особое значение имеет взаимосвязь оперативно — розыскной деятельности с оперативно— розыскной психологией. Очевидность значения оперативно розыскной психологии определяется важностью использования специальных психологических познаний в борьбе с преступностью оперативно розыскными мерами. В связи с этим эффективность оперативно розыскной деятельности определяется тем, насколько умело и полно оперативный работник применяет знания психологии и специально разработанные оперативно— розыскной психологией психологические приемы в общении с иными субъектами оперативно— розыскной деятельности. Более того, тактика оперативно розыскной деятельности всецело основывается на положениях оперативно розыскной психологии. Оперативно розыскная деятельность как вид юридический деятельности, юридическая учебная дисциплина и отрасль юридической науки взаимосвязана и с другими направлениями правоохранительной деятельности и юридическими дисциплинами. Однако полное рассмотрение таких взаимосвязей выходит за пределы данного учебного пособия.

1.3. Правовая основа оперативно розыскной деятельности

Правовую основу оперативно розыскной деятельности составляют нормативные акты, в содержании которых имеются правовые нормы, непосредственно касающиеся назначения, организации и регламентации рассматриваемого вида правоохранительной деятельности. В общей теории права совокупность нормативных актов, касающихся какой — либо области общественных отношений, охватывается категорией источников права. Названная категория присуща всем отраслям отечественного права, в частности – уголовно процессуальному праву. Однако в оперативно — розыскной деятельности такую совокупность нормативных актов принято называть ее правовой основой. Связано такое положение в понятийном аппарате оперативно розыскной деятельности с тем, что категория источников права определяется соответствующими отраслями права. В настоящее время оперативно— розыскная деятельность, несмотря на свой юридический характер, не рассматривается в качестве самостоятельной отрасли права. Следует заметить, что отдельные ученые в области теории оперативно— розыскной деятельности все чаще высказывают мнение о целесообразности включения в систему отраслей права оперативно— розыскного права. В связи с этим наряду с категорией правовой основы оперативно— розыскной деятельности допустимо рассматривать и категорию правовых источников оперативно розыскной деятельности. Категории (правовая основа), (правовые источники) и (источники права) не имеют принципиальных различий и по своему содержанию тождественны. Очевидно, что пока система отраслей права не будет дополнена оперативно— розыскным правом, неуместно говорить об источниках непринятой отрасли права.

В соответствии со ст. 4 фз (об орд) правовую основу оперативно — розыскной деятельности составляют:

– Конституция Российской Федерации;

– Федеральный закон (Об оперативно— розыскной деятельности);

– другие федеральные законы и законы Российской Федерации, имеющие отношение к регламентации оперативно — розыскной деятельности;

– иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории России. В Конституции Российской Федерации содержится ряд положений, непосредственно касающихся оперативно — розыскной деятельности. Первостепенного внимания заслуживают конституционные нормы, содержащиеся в гл. 2 Конституции РФ и касающиеся прав и свобод личности. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 23 Основного Закона каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. На основании ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц и иначе как в случаях, прямо установленных федеральным законом и на основании судебного решения. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы личности могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с ч. 1 ст. 46 Основного Закона каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Конституция РФ также провозглашает обязанность государства обеспечивать права и свободы человека и гражданина. Правовые и организационные основы оперативно— розыскной деятельности заложены в фз (об орд). Содержание Закона представлено шестью главами, включающими в себя 23 статьи. В первой главе определяется сущность оперативно— розыскной деятельности, ее задачи и принципы, правовая основа, а также гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно— розыскной деятельности. Вторая глава посвящена проведению оперативно— розыскных мероприятий. В ней приводится система оперативно— розыскных мероприятий, основания и условия их проведения, основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав личности при проведении оперативно— розыскных мероприятий. Ряд статей главы касается информационного обеспечения и документирования в оперативно— розыскной деятельности, использования ее результатов в уголовном судопроизводстве и при решении вопроса о допуске отдельных лиц к рассматриваемому виду правоохранительной


деятельности. Система органов, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, определяется в третьей главе. При этом перечисляются также полномочия этих органов при осуществлении оперативно— розыскной деятельности. В отдельной статье закладываются основы социальной и правовой защиты должностных лиц, наделенных оперативно— розыскными полномочиями. Четвертая глава посвящена правовым основам содействия граждан органам, осуществляющим оперативно— розыскную деятельность. Важное место в этой главе отводится социальной и правовой защите граждан, содействующих проведению оперативно— розыскной деятельности. В пятой главе определяются правовые и организационные основы финансового обеспечения оперативно— розыскной деятельности. Вопросы контроля и надзора за оперативно— розыскной деятельностью представлены в нормах шестой главы. Положения фз (об орд) определяют основы оперативно— розыскной деятельности в Российской Федерации, представляют собой базу ведомственных нормативных актов, непосредственно регламентирующих организацию и тактику оперативно— розыскной деятельности. К другим федеральным законам, имеющим непосредственное отношение к правовой основе оперативно— розыскной деятельности, следует отнести законы, регулирующие общественные отношения, возникающие и действующие в сфере оперативно— розыскной деятельности. Такие федеральные законы можно подразделить на три основные группы:

– законы, устанавливающие основные положения осуществления оперативно— розыскной деятельности;

– законы, регламентирующие деятельность отдельных субъектов оперативно— розыскной деятельности;

– законы, регулирующие отношения, возникающие при решении частных задач оперативно— розыскной деятельности.

Первая группа прежде всего представлена такими основными

законами, как Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно процессуальный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации (О государственной тайне), Закон Российской Федерации (О безопасности) и Федеральный закон (О прокуратуре Российской Федерации. Ко второй группе относятся: Уголовно— исполнительный кодекс Российской Федерации, Таможенный кодекс таможенного

союза, Федеральный закон (О полиции), Федеральный закон (Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации), Закон Российской Федерации (Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы), Федеральный закон (О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений), Федеральный закон (О внешней разведке), Федеральный закон (О государственной охране), Федеральный закон (О прокуратуре Российской Федерации), Федеральный закон (О следственном комитете Российской Федерации) и некоторые другие. Третью группу федеральных законов, отдельные нормы которых в той или иной мере имеют отношение к оперативно розыскной деятельности, составляют: Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон (О наркотических средствах и психотропных веществах), Федеральный закон (О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов), Федеральный закон (О связи), Закон Российской Федерации (О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации), Федеральный закон (Об информации, информационных технологиях и защите информации), Федеральный закон (О банках и банковской деятельности), Закон Российской Федерации (О средствах массовой информации), Федеральный закон (О борьбе с терроризмом), Федеральный закон (О противодействии коррупции) и др. К иным нормативным правовым актам федеральных органов государственной власти как составной части правовой основы оперативно— розыскной деятельности можно отнести: – указы Президента Российской Федерации (например: Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 (Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне) (с изменениями от 28.05.2015), Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 1995 г. № 891 (Об упорядочении организации и проведения оперативно— розыскных мероприятий с использованием технических средств), Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 21 (О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации) (с изменениями на 30.12.2000), Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567 (О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью) (с изменениями на 25.07.2014), Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 (Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера) (с изменениями от 13.07.2015), Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 (О мерах по противодействию коррупции) (с изменениями на 14.02.2014) и др.;