ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение
Культура - это очень широкое и многогранное явление, являющееся основой для становления человеческой личности. При этом культурные формы, во многом связанные с научно-техническим прогрессом, находятся в постоянном развитии.
Изменение культурных реалий - логичный очевидный процесс. Способность к поддержанию высоких культурных образцов, которые служат ориентиром для повседневной деятельности и поведения человека, должна быть преобладающей.
Культурные процессы в условиях глобализации - информационного пространства моделируются, прежде всего, в больших городах и мегаполисах, распространяясь затем в масштабах всего государства. Поэтому исследование культурных процессов именно в этом социальном пространстве имеет стратегическое, перспективное значение.
Однако культура провинции в свою очередь тоже имеет влияние на социум, воспроизводит культурный опыт определённой территориальной общности, который может кардинально отличаться от культурного опыта мегаполиса.
В данной работе мы рассмотрим особенности развития личности в культуре мегаполиса и провинции.
Личность в культуре провинции
По ряду причин, в числе которых удаленность от столиц, культурных центров, провинциальная культурная среда никогда не претендовала на создание цельного, для всей России значимого культурного пласта, на воспитание талантов в завершенном виде. Однако исторический опыт русской культуры свидетельствует о неисчерпаемости провинции как истока и почвы для рождения интереснейших литературно-художественных феноменов, формирования неординарных, талантливых личностей.
Именно в провинции веками складывался и приводился в действие механизм преемственности, основанный на сохранении историко-культурных традиций, присущих данной провинции и в целом отечественной макрокультуре.
В словаре В.И. Даля «провинция» определяется как синоним французского слова губерния, область, округ, волость. Жить в провинции - значит жить не в столице; «провинциал» - живущий не в столице, а житель губернии, уезда, захолустья.
В словаре С.И. Ожегова «провинция» интерпретируется: « - Для некоторых стран - как область или административно-территориальная единица; как местность, территория страны, удаленная от крупных центров. Провинциальный означает отсталый, наивный, простоватый, соответственно «провинциал» - житель провинции, человек провинциальных взглядов.
Значение провинции как отдаленности от центра, захолустья в значительной мере сохранилась и поныне.
И , и провинциальная и неуступ, веяния не укореняются в ней. С , хотя и традиционной , различия носят , поскольку у них ктуры. подчас . Ей быть , самодо и . Она очень посредническую в диалоге и миров, что возможность . - своеобразное : не , но и не деревня. Она не стенами и не умозрительным . к провинции : ее любят, , , превозносят, , ею , ее стремятся . заинтересованность, , вызвана , поскольку ее являются , люди, со и только , которое локализовать.
неявно и тяготеет к . Провинция и одновременно, т.к. ее уже , но степень не соответст стандартам.
В уживаются две : разрыв между столичных и , особенно и , с одной , и хоть его - с другой.
на темпы в России, н население все еще , что актуальность в системе “ - ”. Различия моло мегаполиса и находятся в одействия и , в соотношении факторов и стилей , деятельности, . Такие , как консерватизм, , нность, , темп , с стороны, б провинциальную к ценностям, в ее среду , получивших а в среде . С , эти факторы в усложняют и освоения образцов, .
от культурной , приводит к , что мо провинции не за изменениями, от , предъявляемых к прогрессивному раз . Поэтому , , мировоззрен провинциальной от молодёжи о. Провинциальный в большей , чем жизни ме традицией.
в условиях к экономике и провинциальной , в верности ь нормам , оказывается . смысл и крепкие, в мегаполисе, йные, связи.
В социальной молодежи с тем, что неизменным, с тем, что к традиции, культурного твующих . прочной , хороших , статус и здоровья - это те , сближают с “отцов”. , доброту, , как важные , считает опрошенной и . При этом по и такие , как целеустремленность, “хватка”. Показательна и к традициям долгих лет .
Личность в
В словаре Б.А. (от греч. род. п. – , – большой и – ) определяется как форма , образующаяся в главного с окру его поселениями, ».
основываться на Р. «Падение ека» можно три характеристики : , плотность , общества. В разнообразие культур, и . Для каждого категории поведение, , общения, , но в .
С точки Р. , город со его является выдумкой . назвал «социальной », где смогло « » до интеллектуальной .
Как футурологи, в местом ания может гигантский .
И.М. поддерживает о том, что реальность существенно , и все большую в ней города, а не .
современной является уско жизни. между следст мобильность , географические ицы на и определившую .
В настоящее может связана не с го, сколько с сообществом или с , которая в соответствует его жизни. чрезвычайно , сообщества людей в света, и в мегаполис как пространство воистину .
жизни мегаполиса, так или , уется , определяемых , , местом, орга или , а также мегаполисных . Все эти , будучи , составляют его жи и, исходя из , указывают на вида medias, или (человек или мегаполисный).
мегаполиса стилей , поведения, , связей , ценностных . и характеристики города от интенсивности, , включенности в и культурные . , начав в 1990- годах в , с открытием для культурных со Запада и , и модернизацией , развитием и ионных , широкое в пространстве сто . Получившая культурная городов условием для рного пространства.
молодежи высокого образования . Наличие ди о образовании людьми как , что свидетельствует о традиции, в образованность, как , значительной важ, как фундамент, для существования. в молодежных характе, как , внешний вид в , общения, , формы .
Под в России города Москва и . эти города, наиболее ди системы.
В наблюдается сосредоточение социальной , так называемой , и интегрирующей , эко и культурные .
Масштаб мегаполиса ием на его территории социально-культурных , занимающихся , науки, населения, что о достаточно пока культурного . с функционированием нных общества, в элементов по мегаполиса, приобретает , включающая в для массового “ культуру” (, , интернет), существенное й на характер сферы, культуры.
мегаполиса поддержку в этике и . Действительными «ге времени» люди, а их , созданные, и средствами рмации.
, образы быть ьности , он берет их в из информационно-медийного , является . таких , собственно, и жизни .
Социокультурные мегаполиса и
нции
социокультурная как неравно различных , так и повышением социальных и личности, что к су различиям во и , в стандартах и восприятия , в навыках и куль компетенции территориальных и ьных .
Понятно, что как обитания от . За восемьдесят лет так и не удалось нную партией « отличий и провинцией». не удалось того, что страны За, где на провинциальную и в мегаполисе на культуры - по , уровню и по сферам ( практику к рабочему компьютерную ) - не существует.
, что эти глубже - это , образовавшиеся . и провинция уровни и принципы и регуляции людей, и результаты адап механизмов, , моделей рной . Стиль города в , чем столичного, общение :« можно знакомого, , и всегда , так или , навести ».
в мегаполисе не сразу б к новому , усваивают , что имеет и расширение , не совсем жителей , но уже и не жителей.
городских влияет на воз периферии, , центральными з, повышает тем абсолютный . Это, в очередь, увеличение центра, и поддерживающего уровень. прогрессирующего необходимым периферии.
Р центров , их прогрессивная процессом, природой уры, которая не социально-культурных городских .
характеристики , разными в моменты , особую оби, где преобладают , ценности, и и передаются и условия для , совершенствования , , творческих дея человека.
Культурные ценности молодёжи
с легкостью изменения в технологий. наиболее идеалы “ ” в своей . информационная , вследствие компью и , подвергла культурного , виды и . Основным компьютера его как инструмента для ации задач, не важной его предоставляемая им другого, , часто “ .
В настоящий и интернет, как ющие современной , осваиваются уже не в жной среде, но и в группах. , фигурой на в системе “ ” является молодежной среды. Он обладает высокой компьютерной грамотностью, которая воспитывается сегодня с детских лет, в школе, на уроках информатики и продолжается в студенческие годы. Молодой человек овладевает новыми способами освоения культуры. Интернет и компьютер открывают новую реальность, позволяющую находить альтернативу тому, что еще совсем недавно считалось незыблемым.
Потребность в развлечении и отдыхе получает новое решение: компьютерные игры и пребывание на специальных интернет-порталах. Общение и встречи с друзьями получают альтернативную форму в виде общения в режиме реального времени в чатах, форумах, социальных сетях. Все это говорит о том, что очень большой спектр человеческих желаний, потребностей может быть реализован в современных условиях при взаимодействии с компьютерными технологиями, не покидая собственного дома.
Переход к культурному плюрализму оказал непосредственное влияние на формирование ценностей и ценностных ориентаций современного молодого человека.
В молодежной среде преобладают два вида связей с культурой:
-
Первый вид, основанный на опыте старших поколений, опирается на образцы, принципы, нормы, интересы, присущие социокультурной традиции. -
Второй вид базируется на реалиях современности, актуальных условиях жизни.
На примере мегаполиса видно, как ориентация в своем существовании на ресурсы коммуникативно-информационного порядка формирует мировосприятие, ценностные установки, стили жизни современной молодежи. Электронные средства коммуникации выступают как важнейший инструмент формирования культуры нового поколения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев в данной работе особенности развития личности в культуре мегаполиса и провинции, можно сделать вывод о том, что переход к культурному плюрализму оказал большое влияние на формирование ценностей и ценностных ориентаций современного человека.
В современном мире на культуру личности большое влияние оказывают новые технологии, которые в свою очередь, в большинстве случаев, приходят к нам из мегаполисов, т.е. крупных городских центров.
Мегаполисы отражают основные проблемы и противоречия культуры, одновременно становясь центрами основных ее достижений. Такие первостепенные культурные, экономические, политические центры страны как Москва и Санкт-Петербург создают наиболее благоприятные условия для расцвета форм деятельности молодежи, молодежной культуры в целом.
Раскрепощенные и свободные от идеологической опеки, молодые люди активны в выборе приемлемых для себя форм и стилей жизнедеятельности, постановке целей и выработке иерархии ценностей, отвечающей запросам и требованиям современности.
В этой связи ответственность за формирование здоровой духовной культуры падает почти полностью на плечи самой молодежи.
Таким образом, изучение ценностных ориентаций молодежи способствует более глубокому пониманию сущности происходящих в стране процессов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Густякова, Д. Ю. Модель культуры русской провинции: социокультурное исследование в имперсональном и персональном дискурсах [Текст] / Д. Ю. Густякова, Е. А. Шахова // Ярославский педагогический вестник. – 2013. –
№ 3. – Т. 1. – С. 225–229.
2. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 2 т. Т. 2. / В. Даль. - М.: ACT, 1998. - С. 472.
3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М., 2004. - С. 785
4. Ершов, М.Ф. К социокультурному пониманию феномена провинции / М. Ф. Ершов // Культура провинции: матер, междунар. науч.-практ. конф. (2005; Курган). - Курган, 2005. - С. 147 - 148.