Файл: Интеллект. Изменения интеллекта у инвалидов и лиц пожилого возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 192

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во многих случаях пожилые люди любят перечитывать книги, полюбившиеся с юности; с одной стороны, их легче читать, а с другой -- доставляет удовольствие сопоставить новое впечатление с тем, что сохранилось в памяти от прошлого знакомства с книгой. Стихи, к которым часто возвращаешься или, что еще лучше, которые заучены наизусть, с годами нравятся еще больше из-за богатства ассоциаций и чувств, связанных с ними.

Смит указывает: пожилой человек способен себе помочь, применяя какие-то свои приемы поддержки памяти, которые бывают двух видов:

Первый прием, помимо начатого с юности ведения дневника, заключается в составлении памятных записок, календарных заметок, записей денежных расходов и других пометок. Для этого полезно всегда держать под рукой -- у телефона, на кухне и на рабочем столе -- карандаш и листок бумаги, завести тетрадь для списка вещей, оставленных на даче, перечня того, что надо сделать по возвращении туда, или описания мест, где спрятаны ценные вещи. Поиск нужного слова при написании статьи или важного письма, что нередко в старости вырастает в большую проблему, весьма облегчит вам словарь-тезаурус.

Другой способ помочь слабеющей памяти состоит в выработке привычки чем-нибудь выделить или усилить вещь, которую надо запомнить. Такая потребность может возникнуть в местах, где невозможно или трудно сделать записи, например в церкви или в постели. В этом случае поможет составление специальных выражений и многократное их повторение про себя или намеренное соединение этой вещи с предстоящим событием или лицом, при котором это может понадобиться.

Слабеющей памяти помогут дополнительные ассоциации, привлеченные к состоявшемуся событию или разговору, для чего какое-то время спустя надо постараться припомнить не только все событие, но и что-то сопутствовавшее ему: место и время, как светило солнце, кто при этом присутствовал и прочее.

Привычка периодически обращаться к воспоминанию хорошо закрепляет в памяти события, мысли, содержание разговора, стихи и многое другое. При этом первое воспоминание лучше осуществить по горячим следам и как можно раньше. Так, если хочется лучше запомнить увиденное в поездке, полезно через некоторое время еще раз обозреть приглянувшиеся места или понравившиеся произведения искусства и сделать это аналитически, сравнивая свежие впечатления со старыми, потому что чем пристальнее мы вглядываемся и чем больше замечаем особенностей, тем прочнее запоминаются образы и легче приходит на ум, когда это требуется. Очень полезно ночью или по пути домой перебрать в памяти все виденное и свои впечатления о нем, причем сделать это несколько раз. Такие приемы хорошо тренируют память, а память, как всякая иная функция организма, чтобы не угаснуть, нуждается в постоянной работе и тренировке.


В большинстве случаев тренинг когнитивных навыков охватывает восстановление не одной, а нескольких функций одновременно. Такие занятия, как разгадывание кроссвордов, пополнение знаний языков, истории или иной дисциплины путем чтения, посещения специальных лекториев или клубов, существующих при музеях, -- особенно эффективная форма обучения, поддерживающая функции внимания, памяти, логического мышления.


    1. Основные правила изучения предметов или событий в пожилом возрасте по Э.Д. Смиту.

Во-первых, с самого начала спланировать свои действия и приступить к их осуществлению более тщательно и систематически, чем это делалось в молодости;

во-вторых, наметить для себя самое главное в предмете и сосредоточить на нем внимание;

· в-третьих, переходить к следующему разделу, только хорошо усвоив и закрепив в памяти предыдущий.

Следует отметить, что тренинг когнитивных навыков считается одним из самых эффективных, распространенных и развитых методов психотерапии в работе с пожилыми.

Эффективен и следующий метод улучшения интеллектуальной деятельности - эмоциональные воспоминания, сохранившиеся у старого человека. Этот подход, соединивший в себе приемы тренинга когнитивных навыков и оперантного обусловливания, способствует не только когнитивной стимуляции испытуемых, но и улучшению их эмоционального состояния.

Создатели метода психотерапии средой исходили из положения, что приспособление к среде является основным принципом жизни; оно требует от каждого индивида постоянной мобилизации всех сил и способностей. К организации среды некоторые авторы относят также меры, возвращающие или стимулирующие чувствительность: визуальные (цветовое оформление помещений, частая смена настенных украшений), акустические (музыкальные программы, самодеятельность), меры, направленные на оживление обоняния и вкуса. Сама смена пространственной среды может способствовать возрастающей стимуляции в психофизической и социальных сферах. Смена среды и окружающей действительности стимулирует развитие интеллекта, так как человек начинает замечать и запоминать изменения, акцентировать внимание на форме, цвете, пространственном положении, оформление помещений способствует развитию воображения и мышления. Кроме того, смена среды является отличным источником информации, что в свою очередь улучшает информационный обмен между людьми, стимулирует процессы анализа, обобщения, синтеза, способствует лучшему выделению главного из потока информации и обучению новым методам получения информации.



Глава2. Пожилой возраст интеллектуальный старение

1. Общий уровень интеллекта у пожилых людей сохранен, уровень текучего интеллекта более подвержен старению, чем уровень кристаллизованного интеллекта, невербальный интеллект более развит, чем вербальный интеллект, который в большей степени коррелирует с общей культурой испытуемого и напрямую зависит от академической успеваемости испытуемых.

2. Объем внимания снижен, однако концентрация внимания высокая, уровень кратковременной памяти выше, чем уровень долговременной.

3. Объем восприятия - ниже среднего, наблюдается подверженность иллюзиям восприятия, искажается восприятие объектов, возникает обман зрения, в том числе связанный с восприятием формы и размера, нарушается способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, величине, цвету и т.п., при изменяющихся условиях восприятия.

4. Основными направлениями в профилактике интеллектуального старения являются: здоровый образ жизни, продолжение профессиональной или близкой к ней интеллектуальной деятельности, общение, тренинг когнитивных навыков, применение метода психотерапии средой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пожилой возраст -- 60--71 для мужчин, 55--74 для женщин, - характеризуется упадком жизненной активности. Как правило, человек сам себя идентифицирует, как пожилой. Старость бывает:

· физическая -- старение тела, ослабление организма, наличие разных болезней и особенно присущих пожилым.

· социальная -- уход на пенсию, сужение круга общения, потеря друзей-ровесников, супруга (и).

· психологическая - нежелание развиваться, получать новые знания, отсутствие интереса к окружающему миру, к жизни других людей, невозможность адаптироваться к изменениям собственной жизни.

Пожилой возраст характеризуется изменением жизни во всех её сферах:

· люди перестают работать -- уходят на пенсию;

· они хоронят своих родных;

· ухудшается физическое состояние;

· они смиряются с неизбежностью и близостью смерти;

· ухудшаются интеллектуальные возможности: снижается память, внимание, мышление, искажается восприятие действительности, однако доказано, что уровень интеллекта может и несильно пострадать в отличие от отдельных когнитивных функций.


Необходимо отметить, что динамика характеристик когнитивной сферы у лиц пожилого возраста зависит в значительной степени от субъективных факторов, и в первую очередь от особенностей личности конкретного человека. Те интеллектуальные функции человека, которые сильно зависят от скорости операций, действительно обнаруживают спад в период поздней взрослости.

У людей, достигших этого возраста, увеличивается время реакции, замедляется обработка перцептивной информации, снижается скорость когнитивных процессов. Подобная медлительность может быть вызвана изменениями личностных характеристик человека.

Основой памяти в старческом возрасте является логическая связь, а поскольку логическая память самым тесным образом связана с мышлением, можно предположить, что мышление пожилых людей весьма развито.

Старость имеет свои положительные стороны в отношении развития и трансформации когнитивной сферы, это приобретение такого качества как мудрость. Но не у всех лиц, достигших данного возраста, как подчеркивают специалисты в этой области, динамика когнитивной сферы имеет одинаковый характер, в процессе которого формируются признаки мудрости.

Диагностическое исследование дало следующие результаты:

1. Общий уровень интеллекта у пожилых людей сохранен; уровень текучего интеллекта более подвержен старению, чем уровень кристаллизованного интеллекта - это означает, что выдвинутая в курсовой работе гипотеза подтвердилась,

2. Невербальный интеллект более развит, чем вербальный интеллект, который в большей степени коррелирует с общей культурой испытуемого и напрямую зависит от академической успеваемости испытуемых.

3. Объем внимания снижен, однако концентрация внимания высокая, объем восприятия - ниже среднего,

4. Уровень кратковременной памяти выше, чем уровень долговременной,

5. Наблюдается подверженность иллюзиям восприятия, искажается восприятие объектов, возникает обман зрения, в том числе связанный с восприятием формы и размера, нарушается способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, величине, цвету и т.п., при изменяющихся условиях восприятия.

Следуя из этого, мы пришли к выводу, что диффицитарные изменения в интеллектуальных процессах действительно происходят, хотя уровень кристаллизованного интеллекта по сравнению с текучем снижается значительно меньше, что говорит о подтверждении выдвинутой в курсовой работе гипотезы.


Способом компенсации снижения отдельных познавательных функций может выступать когнитивный тренинг. В большинстве случаев тренинг когнитивных навыков охватывает восстановление не одной, а нескольких функций одновременно. Такие занятия, как разгадывание кроссвордов, пополнение знаний языков, истории или иной дисциплины путем чтения, посещения специальных лекториев или клубов, существующих при музеях, -- особенно эффективная форма обучения, поддерживающая функции внимания, памяти, логического мышления. Также может использоваться с целью повышения интеллектуальной деятельности метод эмоциональных воспоминаний и метод психотерапии средой.

Список литературы.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 672 с.

2. Азимов Э.Г., Щукин А.И.. Словарь методических терминов, 2002. - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.

3. Альманах психологических тестов./Под ред. Р.Р. Римского. - М.: Аст-пресс, 1995, - 370 с., ил.

4. Альперович В. Социальная геронтология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 576 с.