Файл: Классификация дизартриина основе локализации поражения мозга.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДИЗАРТРИЯ
Дизартрия
(от греч. «dys» – расстройство,
«arthroo» – говорить членораздельно) –
нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Классификация дизартрии
на основе локализации поражения мозга
по О.В. Правдиной
1. Бульбарная
2. Псевдобульбарная (спастическая и паретическая)
3. Мозжечковая
4. Подкорковая (экстрапирамидная)
5. Корковая (кинестетическая постцентральная и кинетическая премоторная)
Классификация дизартрии
на основе клинических проявлений
1. Спастическая форма (повышенный тонус, центральный парез)
2. Паретическая (пониженный тонус, периферический парез)
3. Смешанная (дистония)
Классификация дизартрии
применительно к детям с церебральным
параличом по И.И. Панченко
1. Спастико-паретическая
2. Спастико-ригидная
3. Спастико-атактическая
4. Спастико-гиперкинетическая
5. Атактико-гиперкинетическая
Псевдобульбарная
дизартрия
Бульбарная дизартрия
Корковая дизартрия
Подкорковая дизартрия
Классификация дизартрии по
степени тяжести
1. Легкая форма (стертая дизартрия)
Есть отдельные нарушения звукопроизношения, смазанность речи, отмечается в основном на фразах или связной речи при утомлении.
2. Средняя форма (дизартрия)
Сложные нарушения звукопроизношения, смазанность речи отмечается на всех уровнях, речь нечеткая.
3. Тяжелая (анартрия)
Грубые нарушения звукопроизношения, речь не понятна для окружающих.
Причины дизартрии
• асфиксия и родовая травма
• нарушения развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно- мозговых нервов (синдром Мебиуса)
• поражение нервной системы при гемолитической болезни новорожденных
• инфекционные заболевания нервной системы
• черепно-мозговые травмы
• нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга
• наследственные болезни нервной и нервно- мышечной систем
Симптомы дизартрии
1. Нарушение артикуляции
2. Нарушения звукопроизношения
3. Нарушение дыхания
4. Нарушения голоса и мелодико-интонационные расстройства
5. Вегетативные расстройства
1. Нарушения артикуляции
•
синкинезии (непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных артикуляционных движений. Н. дополнительное движение нижней челюсти и нижней губы вверх при попытке поднять кончик языка)
• оральные синкинезии – открывание рта при любом произвольном движении или при попытке его выполнения
• повышение глоточного (рвотного) рефлекса
• нарушение координации движений, их неточность, снижение объема
• снижение кинестетических ощущений от органов артикуляции
• гиперкинезы и тремор языка, отклонение языка от средней линии
• сохранность орального автоматизма
2. Специфические нарушения
звукопроизношения
• стойкий характер нарушений звукопроизношения, длительность автоматизации
• нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (усредненность или редуцированность гласных)
• преобладание искажений
• оглушение звонких согласных
• смягчение твердых согласных звуков (палатализация)
• нарушения звукопроизношения особенно выражены в речевом потоке
3. Нарушения дыхания при дизартрии
обусловлено нарушением центральной регуляции дыхания
• недостаточна глубина дыхания. отмечается нарушение координации вдоха и выдоха (поверхностный вдох и укороченный слабый выдох, рассогласованность мышц дыхательного аппарата)
• нарушен ритм дыхания: в момент речи оно учащается
• дыхательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме дизартрии
• тенденция говорить на вдохе
4. Нарушения голоса
обусловлены изменениями мышечного тонуса и ограничением
подвижности мышц гортани, мягкого нёба, голосовых складок,
языка и губ
• голос тихий, слабый, иссякающий
• отклонения тембра голоса (глухой, назализованный, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, гортанный)
• нарушения просодики (мелодико-интонационных и темпо-ритмических характеристик речи)
• отмечается слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона). Голос становится монотонным, мало- или немодулированным
5. Вегетативные расстройства
•
гиперсаливация (усиленное слюнотечение)
•
покраснение или бледность кожных покровов
•
повышенное потоотделение во время речи, мокрые руки
•
холодные руки
•
нарушения глотания, жевания, поперхивания при глотании
Обследование детей с дизартрией
Обследование строится:
• на общем системном подходе с учетом специфики речевых и неречевых нарушений
• общего психоневрологического состояния ребенка
• возраста ребёнка
Обследование при дизартрии
Общая моторика, мелкая моторика, мимика, ВПФ
Анамнез
Беседа с родителями, изучение мед. карты
Неречевые
нарушения
Речевые
нарушения
Диагностика артикуляции, просодики (голос, темп, ритм, интонация), лексики, грамматики
Ранняя диагностика дизартрии
• Наличие псевдобульбарного синдрома
(слабость крика или его отсутствие или слабость некоторых врожденных безусловных рефлексов)
• Асимметрия лица, подтекание молока из одного угла рта, отвисание нижней губы, что препятствует захвату соски или соска
• Недостаточная интонационная выразительность крика, голосовых реакций
Ранняя диагностика дизартрии
• Сохранность врожденных безусловных рефлексов
• Речевые симптомы: голос тихий, затухающий, неправильное положение языка в полости рта, его насильственные движения, нарушения голосообразования и речевого дыхания, задержанное развитие речи
Диагностика стертой дизартрии
Основные критерии диагностики – слабо выраженные специфические нарушения артикуляции:
• ограничение объёма тонких движений, движения неточные (Н. язык не попадает на уголок рта)
• тремор языка
• язык широкий, толстый и малоподвижный
• беспокойство языка в покое
• повышенная саливация
Диагностика стертой дизартрии
• Наличие синкинезий (содружественное движение нижней челюсти при движении языка вверх, движений пальцев рук при движениях языка)
•
Замедленный темп артикуляционных движений
•
Сглаженность носогубных складок
•
Трудность удержания артикуляционной позы, отклонение от средней линии вытянутого вперед языка
Диагностика стертой дизартрии
• Трудность в переключении артикуляционных движений
• Стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков
• Наличий просодических нарушений
Функциональные пробы
Проба 1
Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом. Проба является положительной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движений глаз отмечается некоторое отклонение языка в ту же сторону.
Функциональные пробы
Проба 2
Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.
Дифференциальная диагностика стертой
дизартрии и функциональной дислалии
1. Стертая неврологическая симптоматика
2. Специфические расстройства артикуляции
3. Нарушения просодики (дыхания, темпа, интонации, голоса)
4. Количество нарушенных звуков более 6 5. Стойкий характер нарушений, ухудшение речи в потоке
Логопедическое заключение составляется
совместно неврологом и логопедом
1. ФФН. Псевдобульбарная дизартрия
2. ОНР I. Псевдобульбарная дизартрия
3. ОНР III. Дизартрия. Заикание
Логопедическое заключение составляется
совместно неврологом и логопедом
У школьника:
3. ОНР III уровня. Псевдобульбарная дизартрия.
Артикуляторно-акустическая дисграфия
4. Псевдобульбарная дизартрия. Общее недоразвитие речи III уровня. Динамическая дисграфия
Этапы логопедической работы при дизартрии
1. Подготовительный этап
• Нормализация мышечного тонуса
(логопедический массаж)
• Артикуляционная гимнастика (пассивная и активная)
• Работа над дыханием (формирование навыка нижнереберного диафрагмального дыхания, координация процесса дыхания и голосоведения)
• Работа над голосом (формирование навыка
«мягкого» голосоведения, развитие, силы, громкости, тембральной окраски голоса)
Этапы логопедической работы при дизартрии
2 этап. Постановки и начальной автоматизации звуков
3 этап. Автоматизация поставленных звуков в слоговых рядах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, пословицах и поговорках
4 этап. Дифференциация поставленных звуков
5 этап. Формирование просодических характеристик: темпо-ритмической организации речи, её интонационно-мелодической выразительности
Дизартрия
Лечебная физкультура и логоритмика
Коррекция звукопроизношения, формирование звукового
анализа и синтеза, развитие лексико-грамматической
стороны речи и связанного высказывания.
1. Дифференцированный артикуляционный массаж и гимнастика