Файл: Дагестан, мой край любимый За тебя горой я встану Восхвалять и преклоняться Никогда не перестану. Я к тебе и за ответом Прихожу, когда мне трудно, Полной мудростью советом, Ты ответишь благосклонно..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.01.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дагестан, мой край любимый
За тебя горой я встану
Восхвалять и преклоняться
Никогда не перестану.


Я к тебе и за ответом
Прихожу, когда мне трудно,
Полной мудростью советом,
Ты ответишь благосклонно.


О вы дети Дагестана,
Берегите край родимый!
Нашу честь, и наше званье
Наше гордое прозванье!


Джей Кен

Дагестан - уникальная и удивительная республика. Трудные природные условия не помешали этому краю стать потрясающе красивым и завораживающим. Незабываемые пейзажи Дагестана включают практически все: море, бурлящие реки и водопады, равнины и степи, высоченные живописные горы древнейшие архитектурные сооружения. К тому же, Дагестан - это самая многонациональная республика России, в которой мирно сосуществуют представители свыше 50 национальностей. Одним словом, увидеть эту республику должен каждый.

Мы сегодня с вами попробуем совершить путешествие по горным аулам.

Дагестан я люблю за ее роскошную природу, синее море, леса, щебет жаворонка и расписные сады, высокие горы. Лучшего места на земле для меня нет. Здесь мои корни, отчий край, над которым витает дух предков.

Моя малая родина - это мое родное село. Для меня это самое милое сердцу место.

Селение Ицари, возможно, одно из интереснейших селений Дагестана:
- горный рельеф местности;
- архитектурные достопримечательности (самая крупная сохранившаяся средневековая боевая башня, руины крепости, древние надгробья, наскальные изображения, древняя планировка селения);
- удалённость селения, что позволяет в определённой степени сохранить традиционный уклад жизни.

Мое село Ицари, по предположению старожилов, образовалось вследствие слияния, воссоединения жителей нескольких отселков: Акри,Гъиби, ЦIурцIа-рай, Духьугу. Вокруг села соорудили оборонительную стену, которая сохранилась до наших дней. Название села, возможно,  произошло из двух даргинских слов: и - цIари, т.е. ты — огонь.

Ицари была заселена первобытными людьми, о чем свидетельствуют наскальные изображения людей и животных в окрестностях села, которым, по свидетельству археологов (В.Котович), более 2500 лет. Многочисленные соляные знаки говорят о том, что до прихода ислама здесь получили развитие разные виды верований, основное из которых – поклонение Солнцу.


Труднодоступное ущелье Уллучая служило ранее естественной защитой села от иноземных захватчиков. Все же, и здесь происходили кровопролитные бои: сохранился каменный барельеф с изображением схватки кавказца и монгола.



В средние века Ицари являлось центром Ицаринского вольного общества, куда входили джамааты семи близлежащих селений. Некоторое время Ицари являлось частью кайтагского уцмийства и была летней резиденцией уцмия.

Ицари - труднодоступное селение, расположенное вдали от оживленных трасс, в верховьях Уллучая. Народу здесь всегда трудно жилось. Самой острой была проблема нехватки посевных площадей. Тягловую силу животных не могли использовать - настолько малы по своим размерам здешние террасы. Они выглядят, как гигантские лестницы, поднимающиеся по склонам гор, и производят неизгладимое впечатление на всех, кто первый раз побывал здесь. Глядя на них, невольно вспоминаешь слова знаменитого русского академика Н.И.Вавилова: «Вряд ли можно лучше использовать землю, чем это делают в горном Дагестане». Террасное земледелие ицаринцев свидетельствует о том, что их земля была заселена с глубокой древности. Жаль только, ныне многие террасы разрушились, не возделываются.



Старая часть села, построенная на высокой скале, напоминает пчелиные соты - дома примкнулись друг к другу, и крыша нижнего соседа служит верандой для верхнего.

В отчете о работах этнолингвистической экспедиции 1924 г. пишется, что «Аул Ицари поражает своей скученностью, он почти весь состоит из узких полутемных коридоров, над которыми возвышаются дома, нередко имеющие по нескольку этажей. Все улицы села вымощены крупными камнями, причем, имеются специальные приподнятые «тротуары» для людей, и более широкие части улицы для скотины. Сохранились до сих пор и подземные каменные водоводы, предназначенные для слива дождевой воды. При въезде в аул чувствуется, что построен он, придерживаясь какого-то более древнего плана с определенной оборонительной целью.

Село Ицари разрослось на руинах замка, перестраивая его и используя его фрагменты. Фрагменты эти отличаются хорошей кладкой искусно обработанного камня в весьма крупных блоков. Выяснить план этого замка трудно нам так и не удалось.





В центральной части села сохранилась крепость, которая сложена из огромных камней и которая по кладке напоминает стены Дербентской крепости. На ней имеется куфическая надпись: «О, господь наш, избави нас и всех верующих от злобы шайтана и несправедливости султана! Поистине, нет божества, кроме Аллаха». Надпись датируется XI-м веком. (Лавров) Ученый проводит непосредственную параллель между ними, и считает, что датировку ицаринской крепости нужно отнести ко времени построения дербентской стены. В крепости, которая является домом тухума Агъадайхъал, жил Рум-талхъан «царь села Рум». Из пяти этажей крепости ныне сохранилось три этажа; в них имеются бойницы, за которыми могло разместиться несколько стрелков. Сохранилась также тюрьма для узников и пленников. Здесь же находятся одни из четырех крепостных ворот села. Украшенные резьбой дубовые двери крепости в 70-х годах были вывезены из села, и в настоящее время находятся в Историко-археологическом музее Дагестана в Махачкале. Следует отметить, что в доме уже никто не живет, в стенах крепости образовались огромные трещины, и, если не предпринять срочных мер, на наших глазах крепость может превратиться в груду руин.

В том же музее находится каменный волк, который располагался на крыше одного из домов при входе в село. Вывезены и находятся в музее также 55 арабоязычных рукописных книг, взятых из ицаринской Джума-мечети.



Наиболее известной достопримечательностью Ицари является оборонительная башня, возвышающаяся над селом. Башня находится на выступе горы над селом; с трех сторон расположены крутые склоны, от ближайшей поляны башня отделена восьмиметровым рвом. В настоящее время она является наиболее крупной из сохранившихся круглых башен на Северном Кавказе. Она представляет собой сужающееся кверху конусообразное сооружение с примерной датировкой 14 века. Основное предназначение башни - оборонительное: она была построена для борьбы, как с иноземными захватчиками, так и соседними племенами, «которые сжигали посевы и угоняли скот» (надпись на арабском на стене башни; перевод А.Р.Шихсаидова). Одновременно башня служила также в качестве сигнальной и сторожевой. 

Толщина стен у основания около 2 метров, внутренний диаметр 7 метров. На южной стороне, направленной к селу, на уровне 2 этажа имеются входные ворота с дубовыми дверьми (вход в башню осуществлялся посредством приставной лестницы); на 4-м этаже – смотровое окно. По направлению к северу в башне имеется около 20-ти бойниц, по 5 на 2, 3, 4 этажах с узкими щелями для стрельбы и расширяющиеся внутрь; за ними могли разместиться по 3-4 стрелка.


Привлекает внимание большое количество крупных камней, встречаемых в башне, как круглых по своей природе, так и специально обтесанных. Видимо, на радиальной стене стояла камнеметная машина, которая могла поражать противника как в непосредственной близости, так и на подступах к селу.

Башню строили из камня, добываемого недалеко от села. На строительство обязано было выходить все мужское население; не пришедшего на работу ждало наказание – под ногти забивали деревянные гвозди. В жаркое время до обеда камни методом цепочки передавались с западного ущелья, после обеда – с восточного. По преданию, башню строили из материалов, добываемых на каменоломнях в окрестностях Ицари. Доставка шла конвейером: 800 чел. стояли цепью, соединяющей каменоломню со строительной площадкой, и камни передавали из рук в руки. До обеда передача шла с южной стороны, после обеда - с северной. Бревна возили из леса между Калакорейшем и Сулевкентом.

Сторожили села, рассказали мне, что система охраны была следующей: первый отряд дозорных сидел в башне, второй караулил на дороге. В самом ауле перед вечером запирали крепостные ворота.

Так со слов сторожил я узнал, что на Ицари напали сюргинцы и полчищ шаха Аббаса около десяти месяцев осаждали крепость Ицари. Часть его защитников склонялась к сдаче врагу. Но слова, сказанные почтенным Румом, оказались действенными: «Вы предаете забвению добродетели ваших предков, дух честности, единодушия между братьями. Вместе с этим и дух мужества покинул вас. Взамен этого среди вас поселилась бесчестность. Враг стал дерзким, вторгся в наше Отечество, хочет одолеть нас и поработить, отнять у нас имущество. Вы в смирении даете врагу возможность возложить вам узы на шеи. Позор вам!» И тогда слабодушные смиренно опустили свои головы… И, несмотря на голод, осажденные держались мужественно, шахские войска вынуждены были отступить. Персы выжгли все окружающие посевы, так что ицаринцам приходилось питаться бураком, но овладеть укреплением захватчикам не удалось.



По преданию, раньше башня была 8-этажной. На фотографиях 50-х годов сохранилось 5 этажей, общая высота 18 метров, а к началу 90-х годов оставалось 3,5 этажа. Для удобства подъема на вершину башни камни стены активно сбрасывались как местными мальчишками, так и приезжими туристами. В 1991 году под руководством Р.О.Муталова были проведены реставрационные работы, позволившие не только спасти башню от дальнейшего разрушения, но и восстановить 4-й этаж. Благодаря усилиям районной администрации, Ицаринская башня была включена во Всемирный фонд культурного наследия человечества, и в 2007 году при финансовой поддержке ЮНЕСКО была проведена окончательная реставрация башни – восстановлены межэтажные перекрытия, закрыт верх, на крыше сделаны выступающие бойницы и т.д.


Ицаринская башня защищала единственный подступ к селению с северо- запада, куда обращены бойницы, тогда как стороны, глядящие на аул, – глухие, если не считать одного лишь входного отверстия.



Ицаринская башня — сооружение феодального периода. Общество Ицари, подчинявшееся уцмию, было крайним на юге укрепленным пунктом его владений, близким к землям агулов, Казикумухского ханства и воинственного вольного даргинского общества Сюрги. Стратегическое расположение ицаринских укреплений, относящихся к разным эпохам, вполне оправдано. Башня построена, по-видимому, не позднее XV—XVI века, когда резиденция уцмия или членов его дома была еще в горах. Своими бойницами башня смотрит как раз в сторону общества Сюрги.

"Ицаринец себе папаху добудет". Так говорят в Сирагинских горах о жителях селения Ицари, желая подчеркнуть их несомненное достоинство - трудолюбие. Как бы ни складывалась судьба ицаринцев, всеобщим почетом у них пользовались не те, кто накопил богатство и имел большой тухум, а храбрецы и балагуры. И эти свои качества они сохраняют поныне.

Мне сторожили села рассказали легенду о том, как, при распространения ислама в окрестностях села происходили ожесточенные бои богатыря Ккваццала ГIяли (предположительное значение имени – «Али, якобы рожденный кобылицей»), который сумел уничтожить селение ЦIурццарай, в котором жили язычники. Его могила в настоящее время стала зияратом, куда приезжают много верующих как из близлежащих, так и отдаленных селений. Ученые отмечают, что в селении Ицари было много переписчиков арабских книг, и оно являлось одним из центров распространения ислама в Дагестане.

В средние века в селе была построена огромная Джума-мечеть. Мечеть была разрушена в 60-годы. В 2004 году ицаринскую мечеть удалось полностью восстановить благодаря усилиям директора местного совхоза Муталова Мутала. Про арабские книги, вывезенные из ицаринской мечети, А.Р.Шихсаидов и Х.А.Омаров написали в статье «Арабские рукописи из дагестанских селений Ицари, Мехельта, Акуша (Новые исследования советских арабистов. Кн. 2. М., 1988. С.193-207).

Ицаринцы обладают своеобразной культурой, традициями, обрядами, которые не встречались в соседних селениях. Так, до недавнего времени существовал обычай пленения постороннего мужчины женщинами, работающими в поле. По сообщению П. Петухова, «в магале Ицари горного Кайтага мужчина, по несчастью встретившийся с толпой женщин и девушек, делается их жертвой: его обезоруживают, принуждают танцевать,