Файл: Дагестан, мой край любимый За тебя горой я встану Восхвалять и преклоняться Никогда не перестану. Я к тебе и за ответом Прихожу, когда мне трудно, Полной мудростью советом, Ты ответишь благосклонно..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.01.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
прыгать и исполнять все их прихоти; достаточно натешившись, они отпускают свою жертву при громком хохоте и остротах. Это случается особенно в тех случаях, когда женщины выходят из аула для сбора моха и особой травы на брачные подушки и тюфяки новобрачным».
В 1930-х годах в селении был создан колхоз «Комсомол», который в последующие десятилетия занимал по ряду показателей ведущие места в районе. Основное занятие сельчан – животноводство и земледелие.
В годы Отечественной войны из сравнительно небольшого села Ицари ушло на фронт и пало смертью храбрых 146 (!!!) жителей села.
В 1950-1970-х года была построена автодорога, школа, клуб, фельдшерский пункт, библиотека, Дворец культуры, селение было радиофицировано и электрифицировано. В районе славились участники художественной самодеятельности, мастера песни и танца, которые часто занимали первые места.
В 1960-1970-х годах ицаринцы начали переселяться на равнину. В настоящее время они проживают в поселке Дружба Каякентского района (30 хозяйств), г.Избербаш (26 хозяйств), г. Махачкала, в Иван-кутане (46 хозяйств). Большая часть ицаринцев переселилось в Кизлярский район, и ныне проживают в селениях Михеевка, Бондареновка, Косякино, Первомайское, а также в самом Кизляре. По несколько семьей ицаринцев имеется в Дербенте, Берикее, Каспийске, Москве, Тамбовской и Саратовской областях.
В Ицари сохранились развалины резиденции уцмия. Аул делился на кварталы, в которых проживал определенный тухум. Самым уважаемым считался род Рума, о котором я уже ранее вам рассказывал. Его потомки - достойные люди. Для примера можно назвать полковника милиции Ганапи Румова, проживающего в городе Череповце.
Если в Ицари в прежние времена совершалось серьезное преступление, джамаат принимал решение выселить преступника со всем семейством. Места ссылки находились вдали от аула. Им говорили; «Живите как хотите. Вы не члены нашего джамаата».
Мною было проведено исследование расселение ицаринев, результате которого была выявлено: в поселке Дружба Каякентского района (30 хозяйств), г.Избербаш (26 хозяйств), г. Махачкала (около хозяйств), в Иван-кутане (46 хозяйств). Большая часть ицаринцев переселилось в Кизлярский район, и ныне проживают в селениях Михеевка, Бондареновка, Косякино, Первомайское, а также в самом Кизляре. По несколько семьей ицаринцев имеется в Дербенте, Ставрополь, Каспийске, Москве, Тамбовской и Саратовской областях.
19 августа я с моими родителями посетили село Ицари в котором проходил межрегиональный эколого-туристический молодежный форум «Ицари 2017». Участники в течении четырех дней принимала участие в мастер-классах, тренингах личной эффективности, интеллектуальных играх и в пешеходных маршрутах познакомились с туристическими возможностями Дахадаевского района.
Они были приятно удивлены сложным рельефом горных вершин, самобытной культурой и традициями местного населения в сочетании с уникальными памятниками истории разнообразными объектами природы, такими как жемчужина Кавказа – природный парк «Ицари».
Ахмед Мунгиев, председатель общественного совета партийного проекта «Экология России» партии Единая Россия, рассказал участникам форума об охране природных территорий и природных особенностях территории парка «Ицари». Главный научный сотрудник РАН, доктор филологических наук, профессор, уроженец села Ицари, Расул Муталов ознакомил участников форума туристическими маршрутами, историческими памятниками и памятниками федерального значения Дахадаевского района. Живописные пейзажи горных лугов и лесов, целебные родники с чистейшей водой, многочисленные культурно-исторические памятники, а также гостеприимство местного населения сделают в ближайшее время Дахадаевский район одним из излюбленных мест для отдыха и туризма.»- отметил Расул Муталов.
В целом, преобладают изображения животных. Некоторые изображения образуют композиции, например, сцена охоты всадников на козлов, оленей, и т.п. Изображения нанесены на поверхность скалы посредством минеральной краски – охры красных, оранжевых и желтоватых тонов, выходы которой имеются тут же в скалах. Хочу отметить, что изучение этих изображений весьма важно для реконструкции хозяйства, религиозных представлений и обрядности населения Дагестана эпохи бронзы и раннего железного веков.
Создание природного парка на территории Дахадаевского района Республики Дагестан было инициировано администрацией соответствующего муниципального образования, которая в 2007-2008 гг. направляло соответствующие предложения в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Дагестан. В 2009 г. Всемирный фонд дикой природы – WWF России выделил грант на подготовку эколого-экономическое обоснование создания природного парка «Ицари» в верховьях реки Уллучай.
Создание природного парка в данном случае в наибольшей степени отвечает задачам сохранения природного потенциала территории и рационального использования природных и историко-культурных комплексов и объектов.
Общая площадь проектируемого природного парка «Ицари» составляет 5413 га, в том числе 827 га земель государственного лесного фонда и 3289 га земель сельскохозяйственных угодий. Территория парка включает как уникальные природные комплексы, сохранившиеся в естественном состоянии, так и освоенные участки и культурно-исторические памятники. Одной из наиболее известных достопримечательностей Ицари является оборонительная башня XIV в., возвышающаяся над селом.
Еще одной из природных достопримечательностей парка «Ицари» - водопад на правом притоке реки Уллучай, высотой 88 метра.
На сегодняшний день в селе Ицари проживают около 10 хозяйств.
И меня волнует одна проблема: оставленные без надзора жилища в этих селах которые быстро приходят в разрушение. Проваливаются земляные крыши. Гибнут культурные остатки: вставки резных камней, деревянные детали архитектурного декора, мебель, утварь, намогильные камни. Сейчас на месте многих покинутых сел возвышаются руины, вызывающие, несмотря на всю их живописность, глубоко ностальгические настроения. Но до недавнего времени в некоторых из них все же теплилась жизнь: один-два жителя не смогли покинуть родные стены, несмотря на отсутствие электричества и элементарных условий.
Проблема оставленных сел имеет как научный аспект, так и социальный. В последнее время она привлекает все большее внимание дагестанской общественности.
Но главное – не дать уйти в полное забвение, стать селами-призраками хотя бы некоторым из них. Для этого необходимо провести консервацию их руин, восстановление наиболее значимых памятников. А уж «народная тропа к ним не зарастет».
.
В 1930-х годах в селении был создан колхоз «Комсомол», который в последующие десятилетия занимал по ряду показателей ведущие места в районе. Основное занятие сельчан – животноводство и земледелие.
В годы Отечественной войны из сравнительно небольшого села Ицари ушло на фронт и пало смертью храбрых 146 (!!!) жителей села.
В 1950-1970-х года была построена автодорога, школа, клуб, фельдшерский пункт, библиотека, Дворец культуры, селение было радиофицировано и электрифицировано. В районе славились участники художественной самодеятельности, мастера песни и танца, которые часто занимали первые места.
В 1960-1970-х годах ицаринцы начали переселяться на равнину. В настоящее время они проживают в поселке Дружба Каякентского района (30 хозяйств), г.Избербаш (26 хозяйств), г. Махачкала, в Иван-кутане (46 хозяйств). Большая часть ицаринцев переселилось в Кизлярский район, и ныне проживают в селениях Михеевка, Бондареновка, Косякино, Первомайское, а также в самом Кизляре. По несколько семьей ицаринцев имеется в Дербенте, Берикее, Каспийске, Москве, Тамбовской и Саратовской областях.
В Ицари сохранились развалины резиденции уцмия. Аул делился на кварталы, в которых проживал определенный тухум. Самым уважаемым считался род Рума, о котором я уже ранее вам рассказывал. Его потомки - достойные люди. Для примера можно назвать полковника милиции Ганапи Румова, проживающего в городе Череповце.
Если в Ицари в прежние времена совершалось серьезное преступление, джамаат принимал решение выселить преступника со всем семейством. Места ссылки находились вдали от аула. Им говорили; «Живите как хотите. Вы не члены нашего джамаата».
Мною было проведено исследование расселение ицаринев, результате которого была выявлено: в поселке Дружба Каякентского района (30 хозяйств), г.Избербаш (26 хозяйств), г. Махачкала (около хозяйств), в Иван-кутане (46 хозяйств). Большая часть ицаринцев переселилось в Кизлярский район, и ныне проживают в селениях Михеевка, Бондареновка, Косякино, Первомайское, а также в самом Кизляре. По несколько семьей ицаринцев имеется в Дербенте, Ставрополь, Каспийске, Москве, Тамбовской и Саратовской областях.
19 августа я с моими родителями посетили село Ицари в котором проходил межрегиональный эколого-туристический молодежный форум «Ицари 2017». Участники в течении четырех дней принимала участие в мастер-классах, тренингах личной эффективности, интеллектуальных играх и в пешеходных маршрутах познакомились с туристическими возможностями Дахадаевского района.
Они были приятно удивлены сложным рельефом горных вершин, самобытной культурой и традициями местного населения в сочетании с уникальными памятниками истории разнообразными объектами природы, такими как жемчужина Кавказа – природный парк «Ицари».
Ахмед Мунгиев, председатель общественного совета партийного проекта «Экология России» партии Единая Россия, рассказал участникам форума об охране природных территорий и природных особенностях территории парка «Ицари». Главный научный сотрудник РАН, доктор филологических наук, профессор, уроженец села Ицари, Расул Муталов ознакомил участников форума туристическими маршрутами, историческими памятниками и памятниками федерального значения Дахадаевского района. Живописные пейзажи горных лугов и лесов, целебные родники с чистейшей водой, многочисленные культурно-исторические памятники, а также гостеприимство местного населения сделают в ближайшее время Дахадаевский район одним из излюбленных мест для отдыха и туризма.»- отметил Расул Муталов.
В целом, преобладают изображения животных. Некоторые изображения образуют композиции, например, сцена охоты всадников на козлов, оленей, и т.п. Изображения нанесены на поверхность скалы посредством минеральной краски – охры красных, оранжевых и желтоватых тонов, выходы которой имеются тут же в скалах. Хочу отметить, что изучение этих изображений весьма важно для реконструкции хозяйства, религиозных представлений и обрядности населения Дагестана эпохи бронзы и раннего железного веков.
Создание природного парка на территории Дахадаевского района Республики Дагестан было инициировано администрацией соответствующего муниципального образования, которая в 2007-2008 гг. направляло соответствующие предложения в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Дагестан. В 2009 г. Всемирный фонд дикой природы – WWF России выделил грант на подготовку эколого-экономическое обоснование создания природного парка «Ицари» в верховьях реки Уллучай.
Создание природного парка в данном случае в наибольшей степени отвечает задачам сохранения природного потенциала территории и рационального использования природных и историко-культурных комплексов и объектов.
Общая площадь проектируемого природного парка «Ицари» составляет 5413 га, в том числе 827 га земель государственного лесного фонда и 3289 га земель сельскохозяйственных угодий. Территория парка включает как уникальные природные комплексы, сохранившиеся в естественном состоянии, так и освоенные участки и культурно-исторические памятники. Одной из наиболее известных достопримечательностей Ицари является оборонительная башня XIV в., возвышающаяся над селом.
Еще одной из природных достопримечательностей парка «Ицари» - водопад на правом притоке реки Уллучай, высотой 88 метра.
На сегодняшний день в селе Ицари проживают около 10 хозяйств.
И меня волнует одна проблема: оставленные без надзора жилища в этих селах которые быстро приходят в разрушение. Проваливаются земляные крыши. Гибнут культурные остатки: вставки резных камней, деревянные детали архитектурного декора, мебель, утварь, намогильные камни. Сейчас на месте многих покинутых сел возвышаются руины, вызывающие, несмотря на всю их живописность, глубоко ностальгические настроения. Но до недавнего времени в некоторых из них все же теплилась жизнь: один-два жителя не смогли покинуть родные стены, несмотря на отсутствие электричества и элементарных условий.
Проблема оставленных сел имеет как научный аспект, так и социальный. В последнее время она привлекает все большее внимание дагестанской общественности.
Но главное – не дать уйти в полное забвение, стать селами-призраками хотя бы некоторым из них. Для этого необходимо провести консервацию их руин, восстановление наиболее значимых памятников. А уж «народная тропа к ним не зарастет».
.