Файл: Определение качества автомобильных смазочных масел.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.01.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лабораторная работа 3.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ. ЦЕЛЬ РАБОТЫ.

Знакомство с методами определения плотности, кислотности, температуры вспышки, показателей вязкостно-температурных свойств масел, наличия в них механических примесей, воды и водорастворимых кислот и щелочей, включая

нестандартные методы.

Закрепление знаний основных марок масел, выпускаемых по ГОСТам и техническим условиям.

Приобретение навыков по самостоятельной оценке качества масел и установлению возможности их применения для двигателей.


  1. УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТЫ




    1. Оценка масла по внешним признакам


Оценка масла по внешним признакам производится теми же методами, что и для топлив.

Цвет. Применяемые в автомобильных двигателях моторные масла, по сравнению с дизельным топливом, окрашены более интенсивно, так как содержат более высокомолекулярные углеводороды и большое количество смолистых веществ. В проходящем свете моторные масла имеют различные цвета от темно-желтых до красн-коричневых оттенков. Авиационные масла, содержащие меньшее количество смол, окрашены менее интенсивно и более прозрачны.

В отраженном свете моторные масла флюоресцируют синеватым цветом, авиационные масла - зеленовато-голубым.

Цвет масла в проходящем свете определяют осмотром образца в пробирке, помещая её между источником света и глазом наблюдателя. Если масло в толстом слое непрозрачно, то его цвет определяют в тонком слое, например, путём осмотра масла, стекающего по стенкам
пробирки.

При установлении цвета масла рекомендуется сравнивать цвет испытуемого образца с цветами основных сортов масел в имеющейся в лаборатории коллекции.

Прозрачность масла оценивают осмотром образца в стеклянном цилиндре диаметром 40-50 мм в проходящем свете.

Хорошо очищенные масла (авиационные, дизельные) при таком испытании должны быть прозрачными. Моторные масла для карбюраторных двигателей оказываются прозрачными лишь в более тонком слое.

Непрозрачные масла должны особо тщательно проверяться на отсутствие воды и механических примесей.


    1. Определение плотности масел


Определение плотности масел производится так же, как и топлив; медленно и осторожно погружают чистый и сухой нефтеденсиметр в цилиндр с испытуемым продуктом, снимают показания по шкале нефтеденсиметра при температуре определения и пересчитывают результат на плотность при температуре 20°C, используя формулу

20

t

t 20, кг/м3 (1.1)

где ρ20плотность масла при температуре 20°C, кг/м3;

ρtплотность масла при температуре определения, кг/ м3;

γ - температурная поправка на 1°C, зависящая от величины плотности (таблица 1.1). При измерении плотности высоковязких масел, вязкость которых при температуре 50°C свыше 200 мм2/с, их разбавляют равным количеством тракторного керосина известной

плотности. Плотность полученной смеси приводят к плотности при температуре 20°C по формуле (1.1) и рассчитывают плотность испытуемого масла по выражению:

3

М 21  2 , кг/м (2.2)

где ρМ- плотность высоковязкого масла, кг/м3;

ρ1- плотность смеси, кг/м3;

ρ2- плотность керосина, кг/м3.

Таблица 1.1 - Температурные поправки к плотности нефтепродуктов

Плотность, кг/м3

Температурная

поправка на 1°C

Плотность, кг/м3

Температурная

поправка на 1°C

860,0 … 869,9

0,686

930,0 … 939,9

0,549

870,0 … 879,9

0,673

940,0 … 949,9

0,581

880,0 … 889,9

0,660

950,0 … 959,9

0,567

890,0 … 899,9

0,647

960,0 … 969,9

0,554

900,0 … 909,9

0,633

970,0 … 979,9

0,541

910,0 … 919,9

0,620

980,0 … 989,9

0,528

920,0 … 929,9

0,607

990,0 … 999,9

0,515




    1. Определение содержания механических примесей.


Механические примеси в свежих (не работавших) моторных маслах не допускаются. Их присутствие в масле может быть обнаружено при осмотре образца в проходящем свете в виде взвешенных и осевших на дно сосуда частиц.

Кроме того, присутствие механических примесей может быть определено методом капельной пробы. Для этого в течение 5 минут перемешивают масло в колбе
встряхиванием. Затем переливают часть его в пробирку, подогревают до 50°C и вновь тщательно перемешивают. Пипеткой наносят на фильтровальную бумагу 2-3 капли масла и после их высыхания, сравнивают полученные пятна с эталонными (таблица 1.2). Для ускорения высыхания масляных пятен фильтровальную бумагу можно по- местить в сушильный шкаф. По внешнему виду пятен судят о приблизительном содержании в масле механических примесей.


Таблица 1.2−Эталоны пятен для определения содержания механических примесей в маслах

Внешний вид пятна

Содержание механических примесей, %

1. Светлое желтоватое пятно

менее 0,01

2. Желтоватое пятно с резко ограниченной

более темной окантовкой

0,01-0,05

3. Серое пятно, ограниченное еще более

темной окантовкой

0,05-0,10

4. Темно-серое пятно, ограниченное черной окантовкой

0,10-0,80

5. Сплошное черное пятно

свыше 0.80


Более точно содержание механических примесей определяется по привесу беззольного бумажного фильтра после пропускания через него определенного количества масла (ГОСТ 6370).

    1. Определение содержания воды


Присутствие воды в маслах не допускается, так как она разрушает и вымывает присадки, ухудшает условия смазки трущихся деталей, приводит к возрастанию коррозионной активности органических кислот,
усиливает осадкообразование в картере, маслопроводах и на деталях двигателя. В зимнее время вода, замерзая в нижней части поддона картера, может вызвать поломку масляного насоса и привода прерывателя-распределителя.

      1. Качественное определение наличия воды в масле (ГОСТ 1547).

        1. Заполнить масляную баню 1 (рисунок 1.1) на 80 мм её высоты цилиндровым маслом и нагреть до температуры 175±5°C.

        2. В предварительно промытую и просушенную пробирку 2 налить испытуемое масло до высоты 85±5 мм




Рисунок 1.1 Установка для определения воды в моторном масле


        1. Вставить в пробирку термометр 3 на пробке так, чтобы его шарик был на равных расстояниях от стенок пробирки и на расстоянии 25±5 мм от её дна.

        2. Установить пробирку с испытуемым маслом вертикально в нагретую масляную баню на диск 4 и наблюдать за поведением масла до достижения его температуры в пробирке 130°C. Во время испытаний в лаборатории должна соблюдаться тишина.

        3. Если при вспенивании или без него слышен треск не менее двух раз, наличие влаги в масле считается установленным.

        4. Если при испытании наблюдается вспенивание, вспенивание и малозаметный или однократный треск, испытание следует повторить, нагревая пробирку с маслом до температуры 130°C.

        5. Если при повторном испытании вновь наблюдается вспенивание и малозаметный или однократный треск, наличие влаги считается установленным, Если же наблюдается только вспенивание или малозаметный (однократный) треск, испытуемое масло влаги не содержит.

      1. Определение количества воды в масле Если в испытуемом масле установлено наличие воды, следует определить его количество.