Файл: Определение качества автомобильных смазочных масел.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.01.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лабораторная работа № 3.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА АВТОМОБИЛЬНЫХ СМАЗОЧНЫХ МАСЕЛ. ЦЕЛЬ РАБОТЫ.
Знакомство с методами определения плотности, кислотности, температуры вспышки, показателей вязкостно-температурных свойств масел, наличия в них механических примесей, воды и водорастворимых кислот и щелочей, включая
нестандартные методы.
Закрепление знаний основных марок масел, выпускаемых по ГОСТам и техническим условиям.
Приобретение навыков по самостоятельной оценке качества масел и установлению возможности их применения для двигателей.
-
УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТЫ
-
Оценка масла по внешним признакам
Оценка масла по внешним признакам производится теми же методами, что и для топлив.
Цвет. Применяемые в автомобильных двигателях моторные масла, по сравнению с дизельным топливом, окрашены более интенсивно, так как содержат более высокомолекулярные углеводороды и большое количество смолистых веществ. В проходящем свете моторные масла имеют различные цвета − от темно-желтых до красн-коричневых оттенков. Авиационные масла, содержащие меньшее количество смол, окрашены менее интенсивно и более прозрачны.
В отраженном свете моторные масла флюоресцируют синеватым цветом, авиационные масла - зеленовато-голубым.
Цвет масла в проходящем свете определяют осмотром образца в пробирке, помещая её между источником света и глазом наблюдателя. Если масло в толстом слое непрозрачно, то его цвет определяют в тонком слое, например, путём осмотра масла, стекающего по стенкам
пробирки.
При установлении цвета масла рекомендуется сравнивать цвет испытуемого образца с цветами основных сортов масел в имеющейся в лаборатории коллекции.
Прозрачность масла оценивают осмотром образца в стеклянном цилиндре диаметром 40-50 мм в проходящем свете.
Хорошо очищенные масла (авиационные, дизельные) при таком испытании должны быть прозрачными. Моторные масла для карбюраторных двигателей оказываются прозрачными лишь в более тонком слое.
Непрозрачные масла должны особо тщательно проверяться на отсутствие воды и механических примесей.
-
Определение плотности масел
Определение плотности масел производится так же, как и топлив; медленно и осторожно погружают чистый и сухой нефтеденсиметр в цилиндр с испытуемым продуктом, снимают показания по шкале нефтеденсиметра при температуре определения и пересчитывают результат на плотность при температуре 20°C, используя формулу
20
t
t 20, кг/м3 (1.1)
где ρ20 −плотность масла при температуре 20°C, кг/м3;
ρt−плотность масла при температуре определения, кг/ м3;
γ - температурная поправка на 1°C, зависящая от величины плотности (таблица 1.1). При измерении плотности высоковязких масел, вязкость которых при температуре 50°C свыше 200 мм2/с, их разбавляют равным количеством тракторного керосина известной
плотности. Плотность полученной смеси приводят к плотности при температуре 20°C по формуле (1.1) и рассчитывают плотность испытуемого масла по выражению:
3
М 21 2 , кг/м (2.2)
где ρМ- плотность высоковязкого масла, кг/м3;
ρ1- плотность смеси, кг/м3;
ρ2- плотность керосина, кг/м3.
Таблица 1.1 - Температурные поправки к плотности нефтепродуктов
Плотность, кг/м3 | Температурная поправка на 1°C | Плотность, кг/м3 | Температурная поправка на 1°C |
860,0 … 869,9 | 0,686 | 930,0 … 939,9 | 0,549 |
870,0 … 879,9 | 0,673 | 940,0 … 949,9 | 0,581 |
880,0 … 889,9 | 0,660 | 950,0 … 959,9 | 0,567 |
890,0 … 899,9 | 0,647 | 960,0 … 969,9 | 0,554 |
900,0 … 909,9 | 0,633 | 970,0 … 979,9 | 0,541 |
910,0 … 919,9 | 0,620 | 980,0 … 989,9 | 0,528 |
920,0 … 929,9 | 0,607 | 990,0 … 999,9 | 0,515 |
-
Определение содержания механических примесей.
Механические примеси в свежих (не работавших) моторных маслах не допускаются. Их присутствие в масле может быть обнаружено при осмотре образца в проходящем свете в виде взвешенных и осевших на дно сосуда частиц.
Кроме того, присутствие механических примесей может быть определено методом капельной пробы. Для этого в течение 5 минут перемешивают масло в колбе
встряхиванием. Затем переливают часть его в пробирку, подогревают до 50°C и вновь тщательно перемешивают. Пипеткой наносят на фильтровальную бумагу 2-3 капли масла и после их высыхания, сравнивают полученные пятна с эталонными (таблица 1.2). Для ускорения высыхания масляных пятен фильтровальную бумагу можно по- местить в сушильный шкаф. По внешнему виду пятен судят о приблизительном содержании в масле механических примесей.
Таблица 1.2−Эталоны пятен для определения содержания механических примесей в маслах | |
Внешний вид пятна | Содержание механических примесей, % |
1. Светлое желтоватое пятно | менее 0,01 |
2. Желтоватое пятно с резко ограниченной более темной окантовкой | 0,01-0,05 |
3. Серое пятно, ограниченное еще более темной окантовкой | 0,05-0,10 |
4. Темно-серое пятно, ограниченное черной окантовкой | 0,10-0,80 |
5. Сплошное черное пятно | свыше 0.80 |
Более точно содержание механических примесей определяется по привесу беззольного бумажного фильтра после пропускания через него определенного количества масла (ГОСТ 6370).
-
Определение содержания воды
Присутствие воды в маслах не допускается, так как она разрушает и вымывает присадки, ухудшает условия смазки трущихся деталей, приводит к возрастанию коррозионной активности органических кислот,
усиливает осадкообразование в картере, маслопроводах и на деталях двигателя. В зимнее время вода, замерзая в нижней части поддона картера, может вызвать поломку масляного насоса и привода прерывателя-распределителя.
-
Качественное определение наличия воды в масле (ГОСТ 1547).-
Заполнить масляную баню 1 (рисунок 1.1) на 80 мм её высоты цилиндровым маслом и нагреть до температуры 175±5°C. -
В предварительно промытую и просушенную пробирку 2 налить испытуемое масло до высоты 85±5 мм
-
Рисунок 1.1 – Установка для определения воды в моторном масле
-
Вставить в пробирку термометр 3 на пробке так, чтобы его шарик был на равных расстояниях от стенок пробирки и на расстоянии 25±5 мм от её дна. -
Установить пробирку с испытуемым маслом вертикально в нагретую масляную баню на диск 4 и наблюдать за поведением масла до достижения его температуры в пробирке 130°C. Во время испытаний в лаборатории должна соблюдаться тишина. -
Если при вспенивании или без него слышен треск не менее двух раз, наличие влаги в масле считается установленным. -
Если при испытании наблюдается вспенивание, вспенивание и малозаметный или однократный треск, испытание следует повторить, нагревая пробирку с маслом до температуры 130°C. -
Если при повторном испытании вновь наблюдается вспенивание и малозаметный или однократный треск, наличие влаги считается установленным, Если же наблюдается только вспенивание или малозаметный (однократный) треск, испытуемое масло влаги не содержит.
-
Определение количества воды в масле Если в испытуемом масле установлено наличие воды, следует определить его количество.