ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.01.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФГАОУ ВО Российский государственный профессионально-педагогический университет
КОМПЛЕКСНЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ
Учебное пособие ФГАОУ ВО Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2018
ISBN 978-5-8050-0659-4 Екатеринбург
РГППУ
2018

УДК 005.52(075.8)(0.034.2)
ББК У053я73-1я045 К Авторы Л. Н. Бондарева (гл. 6), ИВ. Климентьева (гл. 2, 3, 5), ММ. Микушина (введение, гл. 1, 7, заключение, У. В. Пермякова (гл. 4), АО. Политова (гл. 1), В. А. Шапошников (гл. 8) К Комплексный экономический анализ Электронный ресурс учебное пособие / ММ. Микушина и др. Екатеринбург Изд-во Рос. гос. проф.-пед. унта, 2018. 152 с. Режим доступа http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0659-4.
ISBN 978-5-8050-0659-4 Рассмотрены теоретические вопросы, практические средства и методы экономического анализа. Особое внимание уделено планированию деятельности коммерческих организаций, оценке их экономического состояния. Приведены методики, позволяющие повысить эффективность экономического и финансового анализа и учитывающие современную ориентацию на международные стандарты бухгалтерского учета. Предназначено студентам, обучающимся по экономическими управленческим специальностям.
Рецензенты: кандидат экономических наук, доцент НИ. Зырянова (ФГАОУ ВО Российский государственный профессионально-педагогический университет кандидат экономических наук, доцент Л. А. Скороходова (ФГКОУ ВО Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации) Системные требования Windows XP/2003; программа для чтения файлов Adobe Acrobat Reader Учебное издание Редакторы Е. А. Морозова, Е. В. Суворова; компьютерная верстка А. В. Кебель Утверждено постановлением редакционно-издательского совета университета Подписано к использованию 18.09.18. Текстовое (символьное) издание (1,57 Мб) Издательство Российского государственного профессионально-педагогического университета. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
© ФГАОУ ВО Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2018

3
Оглавление
Введение............................................................................................................... 5 Глава 1. Характеристика комплексного экономического анализа. 6 1.1. Понятие, предмет и задачи экономического анализа. 6 1.2. Принципы и методы экономического анализа. 9 1.3. Виды комплексно-экономического анализа. 10 1.4. Источники информации комплексно-экономического анализа. 14 1.5. Основы организации комплексно-экономического анализа ............. 16 1.6. Разработка системы взаимосвязанных аналитических показателей Вопросы и задания для самоконтроля ........................................................ 24 Глава 2. Способы обработки информации в комплексно-экономиче- ском анализе. 25 2.1. Способ сравнения. 25 2.2. Способы использования относительных и средних величин. 29 2.3. Способы группировки информации. 31 2.4. Сущность факторного анализа ............................................................. 32 2.5. Методика факторного анализа. 37 Вопросы и задания для самоконтроля ........................................................ 43 Глава 3. Анализ производства и реализации продукции .............................. 45 3.1. Анализ производственных результатов задачи и источники информации ................................................................................................... 45 3.2. Оценка динамики производства и реализации продукции. 46 3.3. Анализ производства продукции по номенклатуре и ассортименту. Анализ влияния структурных сдвигов на объем продукции. 49 3.5. Анализ ритмичности работы предприятия. 51 3.6. Анализ качества и конкурентоспособности продукции .................... 52 Вопросы и задания для самоконтроля ........................................................ 55 Глава 4. Анализ использования основных фондов. 57 4.1. Основные направления анализа использования основных средств ............................................................................................................ 57 4.2. Анализ наличия, движения и структуры основных средств ............. 58

4 4.3. Анализ качественного состояния основных средств. 63 4.4. Анализ эффективности использования основных средств. 65 4.5. Анализ использования оборудования .................................................. 67 4.6. Резервы увеличения выпуска продукции ............................................ 69 Вопросы и задания для самоконтроля ........................................................ 72 Глава 5. Анализ материальных ресурсов предприятия ................................. 75 5.1. Анализ использования материальных ресурсов ................................. 75 5.2. Оценка потребности в материальных ресурсах .................................. 77 Вопросы и задания для самоконтроля ........................................................ 78 Глава 6. Анализ трудовых ресурсов предприятия ......................................... 79 6.1. Общая характеристика состояния трудовых ресурсов. 79 6.2. Анализ использования трудовых ресурсов ......................................... 80 6.3. Анализ производительности труда. 85 6.4. Анализ фонда заработной платы .......................................................... 87 6.5. Анализ эффективности стимулирования трудовых ресурсов ........... 88 Вопросы и задания для самоконтроля ........................................................ 89 Глава 7. Анализ финансового состояния коммерческой организации ........ 92 7.1. Методические подходы к анализу бухгалтерской отчетности. 92 7.2. Анализ финансовой устойчивости предприятия ................................ 98 Вопросы и задания для самоконтроля ...................................................... 110 Глава 8. Маркетинговый анализ .................................................................... 111 8.1. Методы получения данных при проведении маркетинговых исследований ............................................................................................... 111 8.2. Жизненный цикл товара и разработка нового продукта. 126 8.3. Маркетинговые решения в области ценообразования ..................... 129 8.4. Планирование бюджета маркетинговых коммуникаций ................. 138 Вопросы и задания для самоконтроля ...................................................... 142 Заключение ...................................................................................................... 143 Библиографический список. 144

5
Введение
В учебном пособии Комплексный экономический анализ изложены теоретико-методологические основы современной концепции комплексного экономического анализа, дана классификация его видов, приемов и методов, приведены основные методики анализа. Анализ представлен как метод обоснования управленческих решений, направленный на поиск резервов и выбор путей повышения эффективности производства. Показаны методы выявления интенсивных и экстенсивных резервов основных факторов производства (трудовых ресурсов, производственных и материально-энергетических ресурсов, оценки их комплектности и возможностей учета при разработке бизнес-планов и стратегии развития производства в процессе проведения маркетингового анализа. Предлагаемое учебное пособие подготовлено на основе обобщения теоретического материала и результатов практической деятельности его авторов, содержит иллюстративный материал, облегчающий усвоение теории и практики комплексно-экономического анализа.

6 Глава 1.
ХАРАКТЕРИСТИКА
КОМПЛЕКСНОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА
1.1. Понятие,
предмет
и
задачи
экономического
анализа
Изучение экономического анализа начинается с рассмотрения его научного аппарата, объекта, предмета. АД. Шеремет дает следующее определение Комплексный экономический анализ – это средство получения цельного знания о хозяйственной деятельности, знаний о бизнесе, понимания деятельности экономического субъекта его методологическую основу составляют принципы материалистической диалектики и современного системного анализа, который в последние годы получил широкое распространение ив экономическом анализе [98]. Анализ (гр. analysis – разложение, разделение) в узком плане – это разложение объекта на составные части с целью изучения их самостоятельного функционирования, а в широком – метод научного исследования, способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. Экономический анализ – это деятельность по разработке и совершенствованию методов и методик анализа, а также применению их с целью повышения обоснованности и эффективности управленческих решений. Объектом экономического анализа является организация. Согласно ст. 11 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации организации – это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Экономический анализ рассматривает не только внутреннюю, но и внешнюю хозяйственную среду организации. Хозяйственная среда – это все остальные организации, с которыми взаимодействует данная организация в процессе своей хозяйственной деятельности. Из этого следует более точное определение объекта комплексно-экономического анализа организация, ее внешняя и внутренняя хозяйственная среда

7 Предметом экономического анализа является информация о хозяйственной деятельности организации. Хозяйственной называют деятельность, связанную с производством и (или) продажей товаров, выполнением работ или предоставлением услуг. В Российской Федерации функционируют сотни тысяч предприятий различных форм собственности, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим в стране законодательством. Они работают на принципах хозяйственной самостоятельности, материальной заинтересованности в результатах хозяйственно-финансовой деятельности и материальной ответственности за эти результаты. При этом деятельность предприятий не может осуществляться бесконтрольно, без соответствующего анализа, так как в работе предприятий могут иметь место различные недостатки, ошибки, неиспользуемые резервы, снижающие эффективность производства.
Цельэкономического анализа – этоповышение эффективности работы организации на основе системного изучения всех видов деятельности и обобщения их результатов. Задачи комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности вытекают из его сущности и могут быть следующими
1. Оценка качества, обоснованности и достоверности планов и нормативов. Определение базовых показателей для планирования деятельности организации на предстоящий период. Эти две задачи тесно взаимосвязаны. Усиление научной обоснованности планов достигается путем осуществления полного и достоверного комплексного анализа хозяйственной деятельности за предшествующие периоды, что позволяет выявить определенные экономические закономерности в развитии организации. Также изучаются основные факторы, которые оказывают существенное влияние на деятельность предприятия и которые должны быть учтены при составлении планов наследующий период. Можно провести анализ ожидаемого выполнения заданий за истекший период и внести уточнения в плановые показатели.
3. Контроль за выполнением планов и оценка их исполнения. Используя данные бухгалтерского и статистического учета, а также другие источники информации, можно проанализировать выполнение плана на текущий момент и за отчетный период. Здесь же дается оценка эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

8 4. Определение влияния отдельных факторов и их количественная оценка. При комплексном анализе очень важно выделить и измерить влияние внутренних (зависящих от деятельности предприятия) и внешних (отраслевых) факторов. От этого будет зависеть правильность оценки деятельности организации и перспектив ее развития.
5. Выявление резервов роста эффективности производства. Анализ лишь тогда действителен, когда приносит организации реальную пользу, которая заключается в выявлении неиспользованных возможностей на всех участках производства. В связи с переходом экономики на рыночные условия возникают новые задачи комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности

выбор партнеров на основе публикуемой о них информации

оценка и проверка приобретаемой организации (бизнеса

разработка методики анализа эффективности сделок

совершенствование методики экономического анализа с учетом международного опыта

совершенствование методик анализа качества, надежности продукции, ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке. В число задач комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности также входит объективная оценка финансового состояния хозяйствующего объекта, его платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности выявление возможностей увеличения собственного капитала, чистых активов, доходности акций и улучшения использования заемных средств прогнозирование финансовых результатов, потенциальной угрозы банкротства и др. В решении этих задачи проявляются роль и значение аналитической работы на предприятии. Непосредственно на основе анализа деятельности предприятия разрабатываются мероприятия, направленные на дальнейшее развитие производства и повышение его эффективности. В условиях рыночной экономики только таким образом можно установить оптимальный вариант решения поставленных перед предприятием задач на всех этапах планирования и реализации его деятельности, причем не только за отчетный, но и заряд других периодов, те. определить тенденции его развития. Это позволит наиболее полно изучить и выявить резервы повышения эффективности не только текущей работы предприятия, но и его дальнейшего развития.

9 Деятельность предприятий отражается в бухгалтерском, статистическом и оперативно-техническом учетах и отчетности. Носами по себе учет и отчетность не раскрывают в достаточной мере взаимосвязь и взаимозависимость хозяйственных процессов, осуществляемых на предприятии. Например, вот- четности имеется показатель производительности труда. Но нив учете, нив отчетности не раскрывается влияние производительности труда на изменение выпуска продукции, снижение ее себестоимости, уменьшение потребности в рабочей силе и т. д. Поэтому те стороны деятельности предприятия, которые не могут быть отражены в учете и отчетности, подвергаются анализу. Таким образом, экономический анализ деятельности предприятия является продолжением учета и отчетности. Он играет важную роль в обобщении и распространении передового опыта, укреплении конкурентоспособности предприятия. Анализ является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.
1.2.
Принципы
и
методы
экономического
анализа
Экономический анализ, отвечая определенным требованиям, должен быть

объективными достоверным, те. базироваться на точных, строго проверенных сведениях и показателях

комплексными системным, те. любое явление (показатель) должно изучаться во взаимосвязи с другими явлениями (показателями

перспективным – все явления (показатели) должны оцениваться на перспективу, чтобы можно было спрогнозировать, какое воздействие на них окажет внедрение в работу предприятия передовых достижений в области техники, технологии, организации производства и использования накопленного опыта, в том числе опыта конкурентов

оперативными своевременным, что требует постоянного и ежедневного контроля работы предприятия, быстрой обработки полученных данных и проведения необходимых мероприятий

конкретным – результаты анализа должны трансформироваться в реальные мероприятия по улучшению всех сторон деятельности предприятия. Только такой подход к экономическому анализу может сделать его действенным для улучшения работы предприятия.

10 Метод экономического анализа – это способ познания и изучения хозяйственно-финансовой деятельности организации. Он должен отвечать следующим двум основным требованиям

рассматривать и изучать каждое отдельно взятое явление (показатель) во взаимосвязи и единстве с другими явлениями (показателями, участвующими в едином процессе. Например, при обособленном изучении показателя прибыли его вообще нельзя проанализировать. Можно только определить степень выполнения плана по получению прибыли, те. констатировать сам факт получения прибыли. Если же рассматривать показатель прибыли в совокупности с объемом реализации, уровнем себестоимости продукции, ее ассортиментом, суммой полученных и уплаченных штрафов и другими явлениями, то можно выявить все факторы и причины, положительно или отрицательно повлиявшие на размер полученной прибыли, и разработать соответствующие мероприятия. Вышесказанное относится к любому показателю, характеризующему деятельность предприятия

рассматривать все явления (показатели) в движении, развитии. Например, если изучать размер полученной прибыли только за отчетный период, то нельзя определить, повысилась или понизилась эффективность работы предприятия. Сопоставление размера прибыли за отчетный период с размером прибыли за предшествующие периоды позволит выявить стихийные изменения эффективности работы предприятия, определить причины этих изменений и наметить проведение соответствующих мероприятий. Следовательно, деятельность предприятия при таком подходе рассматривается в прошлом, настоящем и будущем.
1.3.
Виды
комплексно
-
экономического
анализа
П округу исследуемых вопросов экономический анализ подразделяют на полный и тематический. При полном анализе исследуются все стороны деятельности предприятия без исключения. При тематическом анализе изучаются только отдельные стороны или показатели работы предприятия использование оборудования или рабочей силы, расходование фонда заработной платы или уровень себестоимости вырабатываемой продукции, использование электроэнергии или материалов, финансовое состояние предприятия или размер получаемой прибыли и т. д.

11 Повремени проведения и используемой информации различают единовременный и периодический анализ деятельности предприятия. Единовременный анализ носит разовый характер и осуществляется отдельными отделами предприятия для собственного использования или по специальному распоряжению руководства предприятия. Периодический анализ проводят за определенные промежутки времени. По совокупности анализируемых показателей он относится к постоянно повторяемому анализу и проводится с целью осуществления контроля за выполнением плана, оценки результатов хозяйственной деятельности, рационального использования основных и оборотных фондов и т. д. Единовременный анализ выполняют по разовым, апериодический по стабильным программам. Периодический анализ, в свою очередь, подразделяют на оперативный (текущий) и последующий. При оперативном анализе изучают только отдельные вопросы деятельности предприятия, позволяющие получать ежедневную информацию о выпуске и реализации продукции, расходе сырья, заработной платы, состоянии расчетов с поставщиками и покупателями и т. д. Его производят за смену, сутки, пятидневку, декаду. Он органически включается в процесс оперативного управления, осуществляется не только руководителями тех или иных подразделений, но и самими исполнителями отдельных производственных операций и способствует оперативному выявлению неиспользуемых резервов и недостатков в работе предприятия. Оперативный анализ выполняют поданным текущего учета и отчетности, показаниям контрольно-измерительных приборов. Последующий анализ проводят запрошлый отчетный период (месяц, квартал, год, пятилетие. Его цель – дать оценку деятельности предприятия за истекший период по всем основным показателям, выявить недостатки в его работе и неиспользуемые резервы, а также те или иные закономерности и тенденции развития предприятия для прогнозирования (планирования) его деятельности на предстоящий период (год, пятилетие. Поп рост ран ст вен ному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный.Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. Примежхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт предприятия, резервы его развития, недостатки в работе и на основе этого дать более объективную оценку эффективности его деятельности. Важное значение имеетклассификация комплексно-экономического анализа по объектам управления Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа пожеланию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют

технико-экономический анализ который проводят технические службы предприятия (главный инженер, главный технологи др. Его целью является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия

финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия

аудиторский (бухгалтерский) анализ представляет собой экспертную диагностику финансового здоровья предприятия. Проводится аудиторами или аудиторскими фирмами с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования

социально-экономический анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности

экономико-статистический анализ (статистические органы) применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления (предприятие, отрасль, регион

экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей среды) исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию. Помет од и к е изучения объектов комплексно-экономический анализ может быть сравнительным, диагностическим, факторным, маржи- нальным, экономико-математическим, экономико-статистическим, функ- ционально-стоимостным и т. д.

13 При сравнительном комплексно-экономическом анализе обычно ограничиваются сравнением отчетных показателей о результатах хозяйственной деятельности предприятия с плановыми показателями текущего года, данными прошлых лет, показателями работы передовых предприятий. Факторный анализ направленна выявление факторов, влияющих на прирост результативных показателей. Диагностический анализ (экспресс-анализ) представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста валовой продукции выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плана мероприятий по механизации и автоматизации производства, улучшению организации труда и на этой основе сокращения численности работающих. Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений, не производя непосредственных измерений, те. не затрачивая дополнительного времени и средств.
Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли, деления затратна постоянные и переменные. С помощьюэкономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов. Стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др) используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятия.
Функционально-стоимостный анализ представляет собой метод выявления резервов повышения эффективности производства. Он базируется на функциях, которые выполняет объект, и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно- исследовательские работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация. Его основное назначение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т. д. Пос у б ъ е к там пользователям) различают внутренний и внешний анализ.Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью.Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми организациями, акционерами, инвесторами. По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный.При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном – по результатам обследования только части объектов. Каждая из названных форм комплексно-экономического анализа своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

1.4.
Источники
информации
комплексно
-
экономического
анализа
Для комплексно-экономического анализа деятельности предприятия необходимо располагать соответствующими источниками информации. Наиболее важными из них являются все виды отчетности бухгалтерская, статистическая государственная и внутриведомственная) и оперативно-техническая, которые содержат разностороннюю количественную и качественную характеристику деятельности предприятия за анализируемый период. Используют также регистры бухгалтерского и оперативно-технического учета и первичные документы. В настоящее время проводится большая работа по сокращению периодичности и объема предоставляемой отчетности предприятий. Значительно уменьшилось количество отчетов и число показателей в них. В связи с этим снижаются возможности использования бухгалтерских и статистических отчетов для аналитических целей. Соответственно, возрастает роль регистров бухгалтерского учета и первичной документации всех подразделений предприятия входе анализа его деятельности. Источниками информации служат также плановая и нормативная документация план экономического и социального развития предприятия хозяйственные договоры, регулирующие хозяйственные связи между поставщиками и потребителями нормы расхода материалов, сырья, заработной платы, электроэнергии и др.

15 Кроме перечисленных источников входе анализа используют материалы ревизий и проверок, протоколы собраний и производственных совещаний, газетные и журнальные статьи, характеризующие деятельность анализируемого или родственного ему предприятия, докладные и объяснительные записки и т. д. Большую помощь при анализе деятельности предприятия могут оказать также беседы с рабочими и служащими. Особенно много информации в результате бесед с работниками предприятия можно получить по вопросам организации труда и производства, финансового состояния и т. п. Исходные материалы для анализа обычно оформляются в виде сводных аналитических таблиц, графиков, записок по соответствующим разделам. Выделяют следующие проблемы формирования исходной информации для анализа

отсутствие полного объема необходимой информации

невозможность проверки имеющейся информации

недостаточная детализация нужной информации для выполнения сравнительного анализа по отдельным направлениям. Основное требование к представленной в отчетности информации – быть полезной для пользователей. Это означает, что данную информацию можно использовать для принятия обоснованных деловых решений. Чтобы быть полезной, информация должна отвечать таким критериям, как уместность, достоверность, правдивость, нейтральность, понятность и сопоставимость. Уместность означает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Информация считается также уместной, если она обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа. Достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладанием экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью. Информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни. Нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не должна удовлетворять интересы одной группы пользователей в ущерб другой. Понятность означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без специальной профессиональной подготовки. Сопоставимость требует, чтобы данные о деятельности предприятия были сопоставимы с аналогичной информацией о деятельности других фирм.


16 Входе формирования отчетной информации должны соблюдаться определенные ограничения, связанные с включением информации в отчетность
1. Оптимальное соотношение затрат и выгод означает, что затраты на составление отчетности должны разумно соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятием от представления этих данных заинтересованным пользователям.
2. Принцип осторожности (консерватизма) подразумевает, что отчетные документы не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки его обязательств.
3. Конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация не содержала данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия.
1.5.
Основы
организации
комплексно
-
экономического
анализа
Анализом охватываются все стороны деятельности предприятия техническая, технологическая, организационная, финансовая и т. д. (табл. 1). Таблица 1 Организационная структура комплексно-экономического анализа Вид деятельности Название отдела Содержание анализа и диагностики Производственная Производственный, технологический Проверка соответствия производ- ственно-технических операций стандарту Коммерческая Снабжения, сбыта, торговли, коммерции, маркетинга Оценка результативности торго- во-коммерческих, снабженческо- сбытовых операций Информационная Информационно-ана- литический Оценка оперативности и достоверности информационно-аналитиче- ских процессов Административно- хозяйственная Финансовый, управления собственностью, планово-экономиче- ский, ценных бумаг, кадров, мониторинга, менеджмента Проверка эффективности системы управления финансово-хозяй- ственной деятельностью организации Техническая Технический, контрольных измерений приборов и оборудования Проверка и анализ технического состояния используемого оборудования, машин, приборов

17 Провести такой анализ в полном объеме одному специалисту или даже отделу практически невозможно. В связи с этим к аналитической работе должны привлекаться все отделы производственно-технический, технологический, снабжения и сбыта, планово-экономический, труда и заработной платы, финансовый и др. Каждый отдел занимается анализом тех вопросов и сторон деятельности предприятия, за которые он отвечает. Например, анализ организаци- онно-технического уровня и развития предприятия проводит производст- венно-технический отдел, анализ организации и соблюдения технологического процесса – технологический отдел (лаборатория, анализ выполнения плана по получению прибыли и финансового состояния – бухгалтерия и финансовый отдел. Работники отдела материально-технического снабжения выявляют резервы экономии материалов, возможности ликвидации сверхнормативных запасов материальных ценностей и сокращения затрат, связанных с перевозкой и хранением материалов и т. д. Многие смежные вопросы деятельности предприятия исследуются несколькими отделами. Например, организацию труда и использование рабочей силы анализируют производственно-технический и планово-эконо- мический отделы, отдел кадров уровень себестоимости – бухгалтерия, планово-экономический и технологический отделы и т. д. В условиях рынка особо возрастает роль маркетинговой службы, которая изучает внешнюю среду функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособность, спроси предложение, особенности формирования ценовой политики и т. д. Поэтому маркетинговая служба должна участвовать в анализе практически всех вопросов, касающихся деятельности предприятия. Возглавляет аналитическую работу на предприятии экономическая служба, которая вместе с остальными отделами составляет программу игра- фик анализа деятельности предприятия. В программе необходимо четко определить круг анализируемых вопросов каждым отделом, указать ответственных лиц и сроки исполнения. Круг анализируемых вопросов должен охватить все стороны деятельности предприятия. Эта программа может использоваться длительное время (несколько лет. Она должна постоянно совершенствоваться и дополняться с учетом конкретных условий работы предприятия. Программу и график утверждает руководитель предприятия.


18 Все отделы предприятия в установленные сроки предоставляют экономической службе справки по результатам проведенного анализа. Она обобщает их в сводной справке и передает на рассмотрение руководству. Результаты анализа деятельности предприятия обсуждаются на заседании Совета предприятия и отражаются в приказе. В констатирующей части приказа делаются выводы по результатам анализа деятельности предприятия, а в постановляющей намечаются мероприятия по устранению выявленных недостатков и использованию вскрытых резервов. Указывают также конкретных исполнителей каждого мероприятия и сроки его выполнения. Контроль за исполнением приказа возлагается на экономическую службу. Результаты анализа деятельности предприятия должны доводиться до сведения коллектива предприятия, те. обсуждаться на общих собраниях работников предприятия или акционеров, для того чтобы успешнее внедрять рекомендуемые мероприятия, более полно выявлять имеющиеся резервы и недостатки в работе предприятия.
Финансово-хозяйственная деятельность может быть проанализирована в целом, а также по отдельным ее направлениями функциям. В комплексно-экономическом анализе и диагностике финансово-хо- зяйственной деятельности предприятий используется большое число разнообразных показателей (обобщающих, сводных, синтетических, интегральных, частных, которые можно классифицировать по различным признакам (табл. 2). Таблица 2 Основные показатели комплексно-экономического анализа Показатели Экономическое содержание
1 2 Показатели затрат Основные средства Средства, инвестированные предприятием в производство, с оборачиваемостью свыше одного года (основные производственные и непроизводственные фонды) Основные производственные фонды Основные фонды отраслей производственной сферы. Различают их активную (машины, механизмы, оборудование) и пассивную часть (здания, сооружения) Основные непроизводственные фонды Основные фонды отраслей непроизводственной сферы или фонды, принадлежащие населению

19 Продолжение табл. 2 1
2 Оборотные средства Средства, инвестированные предприятием в производство, с оборачиваемостью до одного года (сумма оборотных производственных фондов и фондов обращения) Оборотные производственные фонды Запасы сырья, основных и вспомогательных материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, запасных частей Фонды обращения Готовая продукция, денежные средства и средства в расчетах Материальные ресурсы Оборотные производственные фонды, готовая продукция и другие виды товарно-материальных ценностей Численность работающих Общее число работников аппарата управления, инже- нерно-технических работников и рабочих Денежные средства Общая сумма выручки, которая возмещает оборотные средства, авансированные в процесс производства на оплату сырья, материалов, топлива, электроэнергии, и чистая выручка в виде валового дохода Финансовые ресурсы Часть денежных средств (валового дохода, находящихся в обороте предприятия, которая предназначена для финансирования технико-экономической деятельности и выполнения финансовых обязательств (платежи в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды) Инвестиции Вложения в капитальное строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт (прямые производственные инвестиции) ив ценные бумаги (портфельные инвестиции) Показатели затратоемкости
Ресурсоемкость Отношение стоимости ресурсов к объему реализации продукции Фондоемкость Отношение среднегодовой стоимости основных фондов к объему реализации продукции Материалоемкость Отношение стоимости материальных затрат к объему реализации продукции Капиталоемкость Отношение капитальных вложений к объему реализации продукции Трудоемкость Отношение затрат живого труда к объему реализации продукции Энергоемкость Отношение стоимости энергоресурсов к объему реализации продукции
Топливоемкость Отношение стоимости топлива к объему реализации продукции


20 Продолжение табл. 2 1
2 Показатели результатов Объем производства продукции работ, услуг) Общий объем произведенной продукции (работ, услуг) в физическом или стоимостном (денежном) выражении Валовой доход Разница между общей суммой выручки от реализации продукции (работ, услуг, размером платежей (запри- обретенные товарно-материальные ценности и оказанные услуги) и амортизационных отчислений Чистая продукция Валовой доход минус материальные затраты (или прибыль плюс заработная плата) Производительность труда Отношение объема выпущенной продукции (работ, услуг) к численности занятых Фондоотдача Отношение объема реализации продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов
Капиталоотдача Отношение объема реализации продукции к стоимости капитальных вложений
Материалоотдача Отношение объема реализации продукции к стоимости материальных ресурсов на производство Рентабельность или прибыльность Отношение прибыли к вложенным средствам, фондами используемому оборудованию Эффективность использования активов Отношение дохода (результата) к стоимости используемых активов
Показатели-факторы Уровень автоматизации Удельный вес автоматизированного производства Уровень механизации Удельный вес механизированного производства Оборачиваемость оборотных средств Время, в течение которого совершается полный кругооборот оборотных средств Обеспеченность оборудованием, машинами, механизмами Соотношение наличия оборудования, машин, механизмов и потребности в них Обобщающие показатели Стоимость имущественного комплекса предприятия Стоимость предприятия в целом

21 Окончание табл. 2 1
2 Чистые активы Общая стоимость активов за вычетом краткосрочных и долгосрочных обязательств (по балансовой стоимости) Оборотный капитал Разница между текущими активами и краткосрочными текущими обязательствами Рыночная стоимость предприятия Стоимость акций предприятия, отражающая конъюнктуру рынка, те. соотношение спроса и предложения в данный момент времени Ликвидность Способность предприятия быстро реализовать активы Платежеспособность Мера покрытия предприятием заимствованных средств, отношение текущих активов к текущим обязательствам Эффективность использования собственного акционерного) капитала Отношение дивидендов (дохода) к стоимости акционерного капитала Для конкретных целей отбираются конкретные показатели с учетом вида, методики, отраслевой специфики объектов анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
1.6.
Разработка
системы
взаимосвязанных
аналитических
показателей
Все объекты комплексно-экономического анализа находят свое отображение в системе показателей плана, учета, отчетности и других источниках информации. Каждое экономическое явление, каждый процесс чаще всего определяется не одним, обособленным показателем, а целым комплексом взаимосвязанных показателей. Например, эффективность использования основных средств производства характеризуют уровень фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, производительности труда и т. д. В связи с этим выбор и обоснование системы показателей для отражения экономических явлений и процессов (объектов исследования) является важным методологическим вопросом в комплексно-экономическом анализе. Оттого, насколько показатели полно и точно отражают сущность изучаемых явлений, зависят результаты анализа.