Файл: Теоретико методологические основы местного самоуправления в рф.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.01.2024

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


муниципальный район - 31;

городских округов - 3;

поселений - 500 (из них 29 городских и 471 сельских поселения).

Муниципальные районы Воронежской области и их административные единицы представлены в таблице 2.

Число населенных пунктов, расположенных в пределах ведения одной администрации (без учета городских округов), в среднем по области составляет 3,7 и колеблется от 1 до 11 населенных пунктов. Количество поселений, входящих в состав муниципальных районов, также не одинаково. В Семилукском муниципальном районе, имеющем численность населения 67904 человека, их сконцентрировано 23 (из них - 3 городские и 20 сельские,

в Поворинском районе, где проживает 35817 человек, таких поселений 9 (одно из них городское).

Таблица 2 - Муниципальные районы Воронежской области и их административные единицы

Муниципальные районы

Городские поселения в составе муниципальных районов

Число сельских поселений, входящих на территории муниципального района

Аннинский муниципальный район

поселок городского типа Анна

22

Бобровский муниципальный район

город Бобров

18

Богучарский муниципальный район

город Богучар

13

Борисоглебский муниципальный район

Город Борисоглебск

24

Бутурлиновский муниципальный район

город Бутурлиновка, рабочий поселок Нижний Кисляй

14

Верхнемамонский муниципальный район

-

12

Верхнехавский муниципальный район

-

11

Воробьевский муниципальный район

-

11

Грибановский муниципальный район

рабочий поселок Грибановкий

16

Калачеевский муниципальный район

город Калач

16

Каменский муниципальный район

поселок городского типа Каменка

10

Кантемировский муниципальный район

рабочий поселок Кантемировка

15

Каширский муниципальный район

-

15

Лискинский муниципальный район

Город Лиски, рабочий поселок Давыдовка

21

Нижнедевицкий муниципальный район

-

15

Новоусманский муниципальный район

-

16

Новохоперский муниципальный район

город Новохоперск, рабочий поселок Елань-Коленовский, рабочий поселок Новохоперский

19

Ольховатский муниципальный район

рабочий поселок Ольховатка

12

Острогожский муниципальный район

город Острогожск

19

Павловский муниципальный район

город Павловск

14

Панинский муниципальный район

рабочий поселок Панино, рабочий поселок Перелешино

14

Петропавловский муниципальный район

-

11

Поворинский муниципальный район

город Поворино

8

Подгоренский муниципальный район

рабочий поселок Подгоренский

15

Рамонский муниципальный район

рабочий поселок Рамонь

15

Репьевский муниципальный район

-

11

Россошанский муниципальный район

город Рамонь

17

Семилукский муниципальный район

город Семилуки, рабочий поселок Латная, рабочий поселок Стрелица

20

Таловский муниципальный район

рабочий поселок Таловая

23

Терновский муниципальный район

-

15

Хохольский муниципальный район

рабочий поселок Хохольский

15

Эртильский муниципальный район

город Эртиль

14



Этот показатель напрямую зависит от количества населенных пунктов, расстояния между ними, а также численности населения, проживающего на их территории. Наибольшее количество сельских жителей сконцентрировано в Новоусманском районе (63,9 тыс. человек), самый малонаселенный сельскими жителями район области - Каменский (12,4 тыс. человек).

По числу сельских поселений Воронежская область находится на втором месте по ЦФО, уступая Курской области (480 муниципальных образований).

Наиболее населенными муниципальными районами Воронежской области являются Лискинский (101,3 тыс. человек), Россошанский (92,9 тыс. человек), Новоусманский (64,2 тыс. человек) и Семилукский (63,5 тыс. человек).

В среднем по Воронежской области в пределах ведения одного сельского поселения проживает 1861 человек. Однако существуют значительные отклонения от этого уровня по отдельным сельским поселениям. Так, в границах Забродненского сельского поселения Калачеевского района проживает 9038 человек, а в границах Еманчанского сельского поселения Хохольского района, являющегося также единицей местного самоуправления, проживает всего 346 человек.

В большинстве районов численность сельского населения превышает количество городского (Аннинский, Бобровский, Богучарский, Калачеев-ский), а в 9 районах городское население и вовсе отсутствует, поскольку их административными центрами являются сельские поселения (Вер-хнемамонский, Верхнехавский, Каширский и другие). Однако в области есть районы, где городских жителей больше, чем сельских. Наибольшая доля городского населения характерна для Россошанского (66,5%), Бутурлиновского (59%), Лискинского (58,2%) и Острогожского райо-нов(54,3 %). Естественно, что доля сельского населения в этих районах наименьшая, и она колеблется от 33,5% в Россошанском до 45,7% в Острогожском районах.

Для половозрастной структуры населения муниципальных районов Воронежской области характерны общероссийские тенденции: преобладание числа женщин над числом мужчин, особенно в старших возрастных категориях (80-84 года). В половозрастной структуре городского и сельского населения в возрасте до 18 лет количество сельского населения преобладает над городским, а в возрасте с 18 до 60 лет наблюдается обратное явление. Лиц старше шестидесятилетнего возраста подавляющее большинство проживает в сельской местности. Таким образом, в городах преобладает экономически активное население,

находящееся в трудоспособном возрасте, а для сельской местности характерно преобладание людей, находящихся в возрасте моложе и старше трудоспособного.

Естественное движение населения по всем административным районам Воронежской области имеет отрицательные показатели, то есть для него характерна естественная убыль населения, что соответствует общероссийским тенденциям.

Рациональная организация местного самоуправления муниципальных образований напрямую связано с их способностью формировать свой бюджет и возможностью участия в формировании областного бюджета.

Доля участия в формировании бюджета Воронежской области большинством районов не превышает 2,5 %. На общем фоне выделяются Россошанский и Лискинский районы. Их доля в областном бюджете составляет 14% и 13 % соответственно. Но есть муниципальные районы, доля которых в бюджете области не превышает 1,5% (Воробьевский, Нижнедевицкий, Петропавловский, Репьевский). Аналогично складывается ситуация и с наполнением местных бюджетов. Сумма доходов в Россошанском районе в 2005 году составила 779,8 млн. руб., в Лискинском районе -584,1 млн.руб., причем уровень доходов этих районов за пятилетний период вырос в 5,2 и в 3 раза соответственно. Уровень доходов в расчете на душу населения также наиболее высок именно в этих районах, а так же в Эртильском, Воробьевском, Каменском, Павловском и Семилукском, где он превышает 2000 рублей. В тоже время доходы местных бюджетов Воробьевского, Репьевского, Нижнедевицкого районов не превышают 15 млн. рублей. Прирост этого показателя в них за 2009-2012 годы не превысил 50%. Тем не менее, именно эти районы стараются использовать только собственные доходы, привлекая минимум средств из бюджетов других уровней, а так же из разнообразных фондов. Наименьшее значение доходов на душу населения (до 1700 руб.) характерно для Таловского, Поворинского, Острогожского и Грибановского районов. А в Новоусманском этот показатель имеет минимальные значения - 1349 рублей.

По уровню расходов лидируют Россошанский, Лискинский, Аннинский, Семилукский и Павловский районы. В 27 районах области в 2000 году уровень расходов превышал доходную часть местного бюджета. Особенно большое несоответствие этих показателей было характерно для Рамонского, Грибановского, Эртильского, Новоусманского районов.

Основой формирования и развития местного самоуправления является финансирование. Однако органы управления постоянно сталкиваются с
проблемой острой нехватки денежных средств, в частности собственных средств, для развития экономики, покрытия иных расходов. Поэтому для оптимального развития большинства административных районов области необходимо привлечение инвестиций со стороны.

На территории области выделяется группа районов, в бюджете которых собственные доходы превышают 80 %. К ним относятся Верхнемамонский, Бутурлиновский, Эртильский, Семилукский, Та-ловский, Аннинский, Терновский, Россошанский, Калачеевский районы. В Воробьевс- ком районе, по данным областного статистического управления, собственные доходы составляют 100%. Как это не покажется парадоксальным, в этот район не привлекаются дополнительные инвестиции. Его администрация старается жить по средствам. В Калачеевском, Россошанском и Семилукском районах большую долю привлеченных инвестиций составили средства из федерального и областного бюджетов. В остальных районах в структуре привлеченных средств преобладают кредиты банков и заемные средства других организаций. Кроме того, в области есть достаточно большая группа районов, в которых доля собственных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал не превышает 35 %. К ним относятся Каширский, Бобровский, Ольховатский, Павловский, Хохольский, Поворинский, Репьевский районы. В этих муниципальных образованиях большую часть инвестиций составляют банковские кредиты, заемные средства и средства внебюджетных фондов.

Однако не все решает финансовая помощь свыше, хотя на современном этапе нельзя полностью отказаться от перераспределения финансовых ресурсов между регионами и муниципальными образованиями. Но эту систему нужно делать более гибкой. Государственная власть может создавать и регулировать основные направления и условия развития экономики, а непосредственные инициативы должны исходить от муниципалитетов. Привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры муниципальных образований, в создание новых рабочих мест, и как следствие, в повышение уровня жизни населения позволит не только поднять экономику конкретного поселения, но и в конечном итоге приведет к сокращению диспропорций развития между территориями.


В последние годы в Воронежской области стало более наглядным разделение административных районов на «бедные» и «богатые» в зависимости от собственной налогооблагаемой базы, которая в современных границах районов различается в расчете на душу населения в 2-3 и более раз.

Структура ставок налогов, действующих на территории Воронежской области, не только соответствует федеральному закону «О финансовых основах местного самоуправления», но и значительно превышает установленные финансовые нормативы. Основные доходы в бюджеты муниципалитетов приносят налоги на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, на вмененный доход, а также земельный налог и налог на рекламу. Несмотря на это, большинство районов не в состоянии сформировать из этих налоговых поступлений свой бюджет.

Все остальные налоговые поступления консолидируются в областном бюджете и рассматриваются, в том числе как ресурс для финансовой поддержки муниципальных образований. Проблема заключается в том, что в период массового акционирования предприятий на органы местного самоуправления «сбросили» ведомственные активы (в целях максимализации прибыли): жилье, клубы, детские сады, поликлиники, инженерные сети, котельные и другие объекты социально-бытовой инфраструктуры. А предприятия реального сектора экономики, приносящие реальный доход в местные бюджеты, существуют лишь в нескольких районах: Лискинском, Россошанском, Павловском и некоторых других. В большей части районов области налогооблагаемая база не развита или развита крайне слабо. Хотя в последнее время в ряде муниципальных районов происходят положительные изменения, связанные с возрождением животноводства, привлечением инвесторов в растениеводство.

Анализируя статистические макроэкономические показатели развития районов Воронежской области, можно выделить следующие шесть групп: районы опережающего социально-экономического развития, районы догоняющего развития, районы с разнонаправленными трендами развития, «проблемные» районы, районы с депрессивной экономикой и бесперспективные районы.

В процессе анализа условий и факторов, влияющих на формирование (развитие) экономической основы местного самоуправления России (как на федеральном, так и на субфедеральном уровнях), нельзя не обратить внимания на территориальную организацию муниципальных образований, то есть на формирование границ муниципалитетов.