Файл: Методическое пособие Технологические карты учащихся на уроках истории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Используемая литература

  1. Электронное периодическое издание «Эффективные образовательные технологии». Выпуск 1. 2008 г. Главный редактор, д.п.н. профессор Гузеев В.В .

  2. https://urok.1sept.ru/статьи/593603/


28

федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №178»


Методическое пособие

Технологические карты учащихся на уроках истории

Разработала: Андриянова О.А.
Принято на заседании ШМО учителей биологии,истории,географии

рекомендовано к использованию в ОУ

Протокол № ___ от _________________
Председатель МКУ

«Комитет по образованию» Бутуханова Н.К.
Председатель ШМО Бочкова Е.С.

Согласовано


г. Иркутск-45

2020 г.




Содержание

  1. Введение

  2. Что такое технологическая карта учащегося?

  3. Из опыта работы. Примеры технологических и инструктивных карт по истории.

  4. Заключение

  5. Используемая литература




Заключение
Использование технологических карт помогает намного быстрее освоить учебный материал, подготовиться к экзамену. Их составление существенно упрощают обработку материала, учит учащихся структурировать материал, проявлять творческий подход к обучению. Использовать их могут не только учащиеся, но и педагоги для собственной работы. Системное и целенаправленное применение технологических карт в образовательном процессе улучшит эффективность образовательного процесса.

На мой взгляд, система технологических карт интересна тем, что позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические приемы традиционной системы. Неотъемлемой частью данной системы является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности учащихся, что повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.


2

27

9 класс История России

Тема: «Общественное движение в 1880-х - первой половине 1890-х гг.»

ФИ_______________________________Класс__________Дата_________

Задание 1. «Без революционной теории не может быть и революционного движения» Что вам известно о В.И.Ленин? Как вы понимаете его слова?



_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Запишите тему урока:________________________________



Задание 2. Заполните пропуски в схеме, используя информацию в учебнике на стр.20-24



Задание 3. Заполнить пропуски:

Группа «Освобождение труда»создана в____________ в_______.

Лидер _________________________________________________________

Цель организации _______________________________________________

Члены группы:__________________________________________________
Группа «Союз борьбы за освобождение рабочего класса » создана в__________ .

Лидер _________________________________________________________

Цель организации _______________________________________________

Члены группы:__________________________________________________
Задание 4. Сравните две идеологии - марксизм и народничество - по самостоятельно определенным критериям. Результаты оформите в рабочем листе в виде сравнительной таблицы.

«Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому»

Жан Жак Руссо

Введение

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в образовательном учреждении.

Технологическая карта - это одна из форм представления образовательного процесса, позволяющая сделать урок более плодотворным. Использование инструкционных и технологических карт на уроке для учащихся - один из приемов личностно-ориентированного обучения, позволяющего организовать обучение  индивидуально и рационально использовать учебное время. На уроках с использованием технологических карт репродуктивные методы обучения уступают место частично-поисковым, проблемным, которые помогают учителю организовать самостоятельную работу учащихся по освоению новых знаний, способствовать развитию логическое, критическое и творческое мышление. 

Цель работы: представить практический материал, разработанный Андрияновой О.А., для работы учителей истории и не только.

Задачи пособия: рассмотреть примеры технологических карт для учащихся, которые помогают сделать урок более эффективным и могут использоваться при различных формах работ.

 В данном методическом пособии представлены технологические инструктивные карты по предмету «История» для учащихся 5‑9 классов.


26

3





Что такое технологическая карта?

Технологическая карта - документ, который содержит в себе полный процесс производства изделия, включая его обработку.

Технологическая карта на любом этапе урока позволяет формировать все виды универсальных учебных действий. 

Регулятивные: учащиеся учатся определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; совместно, а затем самостоятельно трансформировать материал в схемы, таблицы; 

Познавательные: учатся работать с текстами (использовать различные информационные источники), выделять главную мысль; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; совместно, а затем самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её;

Коммуникативные: учащиеся учатся учитывать разные мнения и интересы; обосновывать собственную позицию; продуктивно разрешать конфликты или принимать решения на основе учета интересов и позиций всех его участников; осуществлять взаимный контроль;

Личностные: у учащихся формируется индивидуальный интерес в познавательной деятельности в соответствии со своими способностями; формируется система самооценивания и критериев успешности;

Применяя на уроках технологическую карту, учитель может учитывать особенности классного коллектива. На уроке с использованием технологической карты учащийся является не пассивным слушателем, а активным участником образовательного процесса. Только в этом случае обучение ведёт к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта ученика.

Из опыта работы.

Примеры технологических и инструктивных карт по истории.
«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше, заставить весь класс сделать этот шаг» - писал К.Д. Ушинский. Эти слова актуальны  и в сегодняшней педагогике, на пороге внедрения стандартов второго поколения. Работа с технологической картой требует от учащихся


Задание 2.Работа с картой. Обозначьте на карте границу Российской империи XIX в., районы развития металлургии и металлообрабатывающей промышленности, важнейшие железнодорожные линии.



Задание 3. Используя материал учебника стр.14-19 заполните таблицу «Новые социальные группы русского общества во второй половине XIX в.»

Название сословия

Состав сословия

Служба или повинность

Крестьянство







Дворянство







Буржуазия







Пролетариат







Интеллегенция







Казачество










4

25





9 класс История России

Тема: «Перемены в экономике и социальном строе»

ФИ_______________________________Класс__________Дата_________

Задание 1. Используя текст учебника на стр. 11 параграф 26 пункт 1. Перечислите основные действия правительства в экономической сфере Н.Х.Бунге, И.А.Вышнеградский, С.Ю.Витте.







  • .

  • .

  • .

  • .








  • .

  • .

  • .

  • .

  • .





  • .

  • .

  • .

  • .




элементов самостоятельности, репродуктивные методы обучения уступают место частично-поисковым, проблемным. Разработка технологической карты урока требует от учителя большой подготовки. Необходимо проработать весь учебный материал урока, разбить его на части, подобрать микроцель для каждого элемента обучения, разработать задания для контроля по выполнению каждого учебного модуля.


24

5




7 класс История России

Тема: «Народные движении в XVII»

ФИ_______________________________Класс__________Дата_________

Задание 1. Народные восстания имели место и в предшествующие столетия. Однако именно XVII в. вошёл в историю России как «бунташный».

Приведите не менее трёх аргументов в подтверждение оценки, данной XVII в. современниками.

  • .

  • .

  • .




Задание 2. Заполните схему используя материал учебника на стр. 50 параграф 20. Пункт 1.
Задание 3. Заполните таблицу , используя учебник стр.50,стр52. Пункты 2 и 4.

Линии сравнения

Соляной бунт

Медный бунт

Восстание в Пскове и Новгороде

Дата










Причины выступления










Состав участников










Главные требования










Характер борьбы










Результаты выступления













Задание 4. Прочитать текст и дать ответы на вопросы к нему.
«В год 6370 (862) Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали собой владеть. И не было среди них правдя, и встал род на род, и была среди них усобицы, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик, в Новгороде, а другой Синеус, на Бело-озере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля…

Вопросы:

1.Как звали варяга, призванного на Русь?______________________________

2.С какого года идет отсчет истории нашей страны?____________________

3.Посчитайте, сколько лет русскому государству._______________________
Задание 5. Используя параграф 4 учебника, пункт 3 на стр.38. Найдите основные версии происхождения варягов. Заполните таблицу.

Норманисты

(Авторы и

основные положения теории)


Антинорманисты

(Авторы и

основные положения теории)


Моя точка зрения













22

7


6 класс история России

«Первые известия о Руси»

ФИ_______________________________Класс__________Дата_________

Задание 1. Запишите признаки государства (последовательно, через запятую)

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Задание 2. Заполните пропуски в тексте:

Государство – это такая организация жизни, при которой существует единая система _____________ людьми, проживающими на единой ______________; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых ____________; осуществляется охрана ______________ ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими __________________.

Задание 3. На контурной карте отметьте Скандинавию, остров Рюген, Ладогу,Новгород. Напишите названия крупнейших рек.




Задание 3. Используя материал учебника стр.40-42 заполните таблицу «Приказная система Российского государства при Алексее Михайловиче»


Административные и судебные приказы

Военные

Финансовые

Дворцовые



















































Задание 4.Соотнесите термин и его значение.

1. Уезды

А) административно – территориальная единица, занимающая промежуточное положение между станом и уездом

2. Стан

Б) Административно-территориальная единица, часть уезда

3. Волость

В) Военно-административная единица, объединявшая группы городов – крепостей для обороны от внешней угрозы

4. Воевода

Г)основная административно-территориальная единица в XVIIв.

5. Земские и губные избы

Д) Глава уезда, приграничного города

6. Разряд

Е) Органы местного самоуправления


Ответ:

1

2

3

4

5

6




















Задание 5.Заполните схему и запишите определение.



Даточные люди - ______________________________________

Задание 6. Каковы были причины и задачи принятия Соборного уложения ? В чем состоит его историческое значение?_____________________________________________________

______________________________________________________________

8

21


7 класс История России

Тема: «Россия при первых Романовых: Перемены в государственном устростве»

ФИ_______________________________Класс__________Дата_________

Задание 1. Вставьте в текст слова по смыслу.

Господствующим сословием в российском обществе 17 века оставались _____________. Но к концу века основными хозяевами земли и крестьян стали _______________. Основную массу населения____________ по прежнему составляли _______________, они делились на две группы: _______________ и _______________ и несли повинности _________________ и оброк. Также в городах проживали ___________ которые занимались ремеслом и торговлей. Служители Русской православной церкви именовались ______________ и включали в себя епископов, священников и т.д.

На окраинах страны, на реках Яик, Дон, Терек, проживали ____________, они являлись основной защитой южных границ России.

1. Черносошные 2. Духовенство 3. Горожане 4.Крестьяне 5. Казаки 6. Владельческие 7.Барщина 8. России 9. Дворяне 10. Бояре
Задание 2. Используя материал учебника на стр.37-38 пункт 1. Заполните пропуски в генеалогической схеме.



Задание 4. Прочитать текст и дать ответы на вопросы к нему.
«В год 6370 (862) Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали собой владеть. И не было среди них правдя, и встал род на род, и была среди них усобицы, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший Рюрик, в Новгороде, а другой Синеус, на Бело-озере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля…

Вопросы:

1.Как звали варяга, призванного на Русь?______________________________

2.С какого года идет отсчет истории нашей страны?____________________

3.Посчитайте, сколько лет русскому государству._______________________
Задание 5. Используя параграф 4 учебника, пункт 3 на стр.38. Найдите основные версии происхождения варягов. Заполните таблицу.

Норманисты

(Авторы и

основные положения теории)


Антинорманисты

(Авторы и

основные положения теории)


Моя точка зрения













20

9