Файл: При этом ставится задача найти ответы на следующие вопросы Какие возможности не используются и какие опасности не учитываются компанией.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
SWOT – анализ
SWOT – сокращенное слово, образованное из начальных английских слов «мощь» (capacity), «слабость» (weakness), «возможности» (opportunity) и «угрозы» (treat).
SWOT – анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из этого делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.
При этом ставится задача найти ответы на следующие вопросы:
1. Какие возможности не используются и какие опасности не учитываются компанией?
2. Какова значимость этих возможностей и опасностей?
3. Что надо сделать, чтобы использовать наиболее значимые возможности и избежать сильных угроз?
Внешние факторы, с которыми имеет дело компания, относятся к таким сферам, как: экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международные отношения, социальная сфера.
Выделим наиболее важные факторы в каждой из этих сфер.
Экономические факторы:
-
темпы инфляции; -
уровень занятости населения; -
стабильность курса рубля; -
ставки по кредитам; -
тарифы на транспортные услуги и энергоресурсы; -
налоговые ставки.
Политические факторы:
-
таможенная политика; -
антимонопольная политика; -
жесткость государственного регулирования экономики; -
инвестиционная политика;
Рыночные факторы:
-
формы рынка в заинтересованной сфере деятельности; -
интенсивность конкуренции; -
доходы различных социальных групп; -
динамика спроса и предложения; -
преодолимость барьеров вхождения на рынок конкурентами (уровень потенциальной конкуренции).
Факторы конкуренции:
-
мотивы конкуренции, которыми руководствуются хозяйствующие субъекты (соперничество, альтруизм или агрессия). -
возможность рефлексивного воздействия со стороны конкурентов (т.е., реакция конкурентов последует в обязательном порядке). На какие стороны деятельности компании возможны такие воздействия? -
степень уязвимости конкурентов. В чем она состоит? -
скорость предпринимательских реакций конкурентов на изменения на рынке. Какие вероятные шаги или изменения в стратегии предпримет конкурент? -
имидж компании.
Производственно-технологические факторы:
-
возможности новых технологических разработок (моделей); -
темпы обновления технологии;
Международные факторы:
-
возможности и ограничения, вызванные деятельностью международных и региональных организаций (ВТО — всемирная торговая организация; ОПЕК — организация стран-экспортеров нефти; ЕС — Европейское сообщество «общий рынок» и др.); -
изменения валютного курса; -
государственные стратегии защиты от иностранной конкуренции.
Социальные факторы:
-
социальная напряженность в обществе; -
уровень предложения на рынке рабочей силы; -
защита прав потребителей; -
активность профессиональных союзов в защите прав трудящихся; -
степень неравенства различных социальных групп (т.е. различия условий жизни).
Порядок выполнения задания:
-
Записываются факторы внешней среды. -
Группа делится на подгруппы по 4-5 человек и каждая подгруппа получает вариант исходной ситуации. -
Далее каждой подгруппой самостоятельно определяется значимость группы внешних факторов (т.е. степень ее влияния на деятельность предприятия) в диапазоне от 0 (отсутствие воздействия) до 4 (максимальное воздействие), например:
Таблица 1
-
Экономические факторы
3*
Политические факторы
2
Рыночные факторы
3
Конкурентные факторы
2
Производственно-технологические факторы
4
Международные факторы
0
Социальные факторы
2
*цифры проставлены для примера
4. Затем проводится оценка внешних возможностей и угроз для конкретного предприятия. Результаты оценки оформляются в таблице 2 «Оценка внешних возможностей и угроз для предприятия». Сила факторов оценивается экспертами в диапазоне от -5 баллов (сильная опасность) через 0 (отсутствие воздействия) до +5 баллов (сильная возможность).
Проведя анализ внешней среды и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, необходимо оценить:
обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы.
Факторы внутренней среды: сильные и слабые стороны
Результаты анализа могут быть оформлены в виде таблицы 3.
Таблица 3
Анализ внутренних сильных и слабых сторон
Группа факто-ров | Факторы | Экспертная оценка (в баллах) | Мероприя-тия по усилению потенциала предприя-тия | |
слабая сторона [-5;0] | сильная сторона [0;+5] | |||
Кадры | Управленческий персонал | | | |
Квалификация сотрудников | | | | |
Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в среднем по отрасли | | | | |
Кадровая политика | | | | |
Текучесть кадров и прогулы | | | | |
Опыт | | | | |
Организа-ция общего управле-ния | Организационная структура | | | |
Престиж и имидж фирмы | | | | |
Общая для всей организации система контроля (эффективность и использование) | | | | |
Организационный климат, культура | | | | |
Квалификация, способности и интересы высшего руководства | | | | |
Товары и услуги | Ассортимент | | | |
Упаковка реализуемых товаров | | | | |
Система контроля запасов | | | | |
Отдача от использования оборудования | | | | |
Контроль за процессом изготовления продукта | | | | |
Закупка | | | | |
Контроль качества | | | | |
Маркетинг | Продукты (услуги), производимые фирмой | | | |
Доля рынка | | | | |
Номенклатура товаров (услуг) и потенциал расширения | | | | |
Организация сбыта: знание потребностей покупателей | | | | |
Продвижение товаров на рынок и их реклама | | | | |
Ценовая политика | | | | |
Послепродажное обслуживание | | | | |
Финансы и учет | Возможность привлечения краткосрочного капитала | | | |
Возможность привлечения долгосрочного капитала | | | | |
Отношение к налогам | | | | |
Возможность использования альтернативных финансовых стратегий | | | | |
Эффективный контроль за издержками, возможность снижения издержек | | | |
Заключительный этап SWOT–анализа состоит в заполнении и анализе матрицы SWOT. Методика заполнения приведена ниже.
Матрица SWOT
| Возможности 1. 2. 3. ……… | Угрозы 1. 2. 3. ………. |
Сильные стороны 1. 2. 3. ……. | ПОЛЕ СИВ | ПОЛЕ СИУ |
Слабые стороны 1. 2. 3. ………. | ПОЛЕ СЛВ | ПОЛЕ СЛУ |
-
Сопоставляются возможности внешней среды с сильными сторонами компании (поле СИВ – силы и возможности). Для этого последовательно перебираются факторы возможностей, устанавливаются или не устанавливаются связи с сильными сторонами компании. Дается письменное обоснование установленных взаимосвязей.
Задача такого перебора: определить, какие из возможностей внешней среды можно эффективно использовать за счет существующих сильных сторон компании.
-
Сопоставляются возможности внешней среды со слабыми сторонами компании (поле СЛВ – слабости и возможности). Аналогично перебираются факторы возможностей и устанавливаются связи со слабыми сторонами компании. Дается письменное обоснование установленных взаимосвязей.
Задача: определить, какие из возможностей внешней среды сейчас недоиспользуются из-за слабостей компании.
-
Нераспределенные позиции возможностей внешней среды рекомендуется вывести в промежуточный отчет, как повод для раздумий при выработке целей и стратегий. -
Сопоставляются угрозы внешней среды с сильными сторонами компании (поле СИУ – силы и угрозы), для чего последовательно перебираются факторы угроз внешней среды и устанавливаются или не устанавливаются связи с сильными сторонами компании. Установленная связь (т.е. признание влияния фактора) письменно обосновывается.
Задача: определить, какие из угроз внешней среды могут быть компенсированы за счет сильных сторон компании.
-
Сопоставляются угрозы внешней среды со слабыми сторонами (поле СЛУ – слабости и угрозы). Дается обоснование взаимосвязей.
Задача: определить, какие слабые стороны компании могут проявиться и существенно повлиять на рыночное положение компании в случае актуализации угроз внешней среды.
-
Нераспределенные позиции угроз внешней среды рекомендуется вывести в промежуточный отчет, так как для их нейтрализации надо выбирать какие то стратегии минимизации рисков, либо эти факторы нейтральны в отношении компании и в матрицу SWOT- анализа включены ошибочно. -
Также можно вывести в промежуточный отчет нераспределенные (не связанные ни с какими возможностями и угрозами среды) сильные или слабые стороны компании - судя по отсутствию влияния эти факторы нейтральны в отношении рыночного положения компании и в матрицу SWOT- анализа включены ошибочно.
Членами группы обсуждаются и согласуются выявленные выше соответствия между факторами, влияющими на рыночное положение компании в планируемом периоде.