Файл: При этом ставится задача найти ответы на следующие вопросы Какие возможности не используются и какие опасности не учитываются компанией.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




SWOT – анализ

SWOT – со­кращенное слово, образованное из начальных английских слов «мощь» (capacity), «слабость» (weakness), «возможности» (opportu­nity) и «угрозы» (treat).

SWOT – анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из этого делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес.

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.

При этом ставится задача найти ответы на следующие вопросы:

1. Какие возможности не используются и какие опасно­сти не учитываются компанией?

2. Какова значимость этих возможностей и опасностей?

3. Что надо сделать, чтобы использовать наиболее зна­чимые возможности и избежать сильных угроз?

Внешние факторы, с которыми имеет дело компания, относятся к таким сферам, как: экономика, политика, ры­нок, технология, конкуренция, международные отноше­ния, социальная сфера.

Выделим наиболее важные факторы в каждой из этих сфер.

Экономические факторы:

  • темпы инфляции;

  • уровень занятости населения;

  • стабильность курса рубля;

  • ставки по кредитам;

  • тарифы на транспортные услуги и энергоресурсы;

  • налоговые ставки.

Политические факторы:

  • таможенная политика;

  • антимонопольная политика;

  • жесткость государственного регулирования экономики;

  • инвестиционная политика;

Рыночные факторы:

  • формы рынка в заинтересованной сфере деятельности;

  • интенсивность конкуренции;

  • доходы различных социальных групп;

  • динамика спроса и предложения;

  • преодолимость барьеров вхождения на рынок конкурентами (уровень потенциальной конкуренции).

Факторы конкуренции:

  • мотивы конкуренции, которыми руководствуются хозяйствующие субъекты (соперничество, альтруизм или агрессия).

  • возможность рефлексивного воздействия со стороны конкурентов (т.е., реакция конкурентов последует в обязательном порядке). На какие стороны деятельности ком­пании возможны такие воздействия?

  • степень уязвимости конкурентов. В чем она состоит?

  • скорость предпринимательских реакций конкурентов на изменения на рынке. Какие вероятные шаги или изменения в стратегии пред­примет конкурент?

  • имидж компании.


Производственно-технологические факторы:

  • возможности новых технологических разработок (моделей);

  • темпы обновления технологии;

Международные факторы:

  • возможности и ограничения, вызванные деятельностью международных и региональных организаций (ВТО — всемирная торговая организация; ОПЕК — организация стран-экспортеров нефти; ЕС — Европейское сообщество «общий рынок» и др.);

  • изменения валютного курса;

  • государственные стратегии защиты от иностранной конкуренции.

Социальные факторы:

  • социальная напряженность в обществе;

  • уровень предложения на рынке рабочей силы;

  • защита прав потребителей;

  • активность профессиональных союзов в защите прав трудящихся;

  • степень неравенства различных социальных групп (т.е. различия условий жизни).

Порядок выполнения задания:

  1. Записываются факторы внешней среды.

  2. Группа делится на подгруппы по 4-5 человек и каждая подгруппа получает вариант исходной ситуации.

  3. Далее каждой подгруппой самостоятельно определяется значимость группы внешних факторов (т.е. степень ее влияния на деятельность предприятия) в диапазоне от 0 (отсутствие воздействия) до 4 (максимальное воздействие), например:

Таблица 1

Экономические факторы

3*

Политические факторы

2

Рыночные факторы

3

Конкурентные факторы

2

Производственно-технологические факторы

4

Международные факторы

0

Социальные факторы

2

*цифры проставлены для примера

4. Затем проводится оценка внешних возможностей и угроз для конкретного предприятия. Результаты оценки оформляются в таблице 2 «Оценка внешних возможностей и угроз для предприятия». Сила факторов оценивается экспертами в диапазоне от -5 баллов (сильная опасность) через 0 (отсутствие воздей­ствия) до +5 баллов (сильная возможность).

Проведя анализ внешней среды и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, необходимо оценить:

обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы.

Факторы внутренней среды: сильные и слабые стороны

Результаты анализа могут быть оформлены в виде таблицы 3.

Таблица 3

Анализ внутренних сильных и слабых сторон

Группа факто-ров

Факторы

Экспертная оценка

(в баллах)

Мероприя-тия по усилению потенциала предприя-тия

слабая сторона

[-5;0]

сильная сторона [0;+5]

Кадры

Управленческий персонал










Квалификация сотрудников










Совокупность выплат работникам в сравнении с аналогичным показателем у конкурентов и в среднем по отрасли










Кадровая политика










Текучесть кадров и прогулы










Опыт










Организа-ция общего управле-ния

Организационная структура











Престиж и имидж фирмы










Общая для всей организации система контроля (эффективность и использование)










Организационный климат, культура










Квалификация, способности и интересы высшего руководства










Товары и услуги

Ассортимент










Упаковка реализуемых товаров










Система контроля запасов










Отдача от использования оборудования










Контроль за процессом изготовления продукта










Закупка










Контроль качества










Маркетинг

Продукты (услуги), производимые фирмой










Доля рынка










Номенклатура товаров (услуг) и потенциал расширения










Организация сбыта: знание потребностей покупателей










Продвижение товаров на рынок и их реклама










Ценовая политика










Послепродажное обслуживание










Финансы и учет

Возможность привлечения краткосрочного капитала










Возможность привлечения долгосрочного капитала










Отношение к налогам










Возможность использования альтернативных финансовых стратегий










Эффективный контроль за издержками, возможность снижения издержек













Заключительный этап SWOT–анализа состоит в заполнении и анализе матрицы SWOT. Методика заполнения приведена ниже.



Матрица SWOT





Возможности

1.

2.

3.

………

Угрозы

1.

2.

3.

……….

Сильные стороны

1.

2.

3.

…….

ПОЛЕ СИВ


ПОЛЕ СИУ

Слабые стороны

1.

2.

3.

……….

ПОЛЕ СЛВ

ПОЛЕ СЛУ




  1. Сопоставляются возможности внешней среды с сильными сторонами компании (поле СИВ – силы и возможности). Для этого последовательно перебираются факторы возможностей, устанавливаются или не устанавливаются связи с сильными сторонами компании. Дается письменное обоснование установленных взаимосвязей.

Задача такого перебора: определить, какие из возможностей внешней среды можно эффективно использовать за счет существующих сильных сторон компании.

  1. Сопоставляются возможности внешней среды со слабыми сторонами компании (поле СЛВ – слабости и возможности). Аналогично перебираются факторы возможностей и устанавливаются связи со слабыми сторонами компании. Дается письменное обоснование установленных взаимосвязей.

Задача: определить, какие из возможностей внешней среды сейчас недоиспользуются из-за слабостей компании.

  1. Нераспределенные позиции возможностей внешней среды рекомендуется вывести в промежуточный отчет, как повод для раздумий при выработке целей и стратегий.

  2. Сопоставляются угрозы внешней среды с сильными сторонами компании (поле СИУ – силы и угрозы), для чего последовательно перебираются факторы угроз внешней среды и устанавливаются или не устанавливаются связи с сильными сторонами компании. Установленная связь (т.е. признание влияния фактора) письменно обосновывается.

Задача: определить, какие из угроз внешней среды могут быть компенсированы за счет сильных сторон компании.

  1. Сопоставляются угрозы внешней среды со слабыми сторонами (поле СЛУ – слабости и угрозы). Дается обоснование взаимосвязей.

Задача: определить, какие слабые стороны компании могут проявиться и существенно повлиять на рыночное положение компании в случае актуализации угроз внешней среды.


  1. Нераспределенные позиции угроз внешней среды рекомендуется вывести в промежуточный отчет, так как для их нейтрализации надо выбирать какие то стратегии минимизации рисков, либо эти факторы нейтральны в отношении компании и в матрицу SWOT- анализа включены ошибочно.

  2. Также можно вывести в промежуточный отчет нераспределенные (не связанные ни с какими возможностями и угрозами среды) сильные или слабые стороны компании - судя по отсутствию влияния эти факторы нейтральны в отношении рыночного положения компании и в матрицу SWOT- анализа включены ошибочно.


Членами группы обсуждаются и согласуются выявленные выше соответствия между факторами, влияющими на рыночное положение компании в планируемом периоде.