ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока литературы,
проведенного __.__.2023г. в 6 «Б» классе
МАОУСОШ №7 студенткой группы Н2075/зо
ОГАПОУ «Боровичский педагогический колледж»
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Салимовой Марьям Дилмурадовны
Тема: В. Г. Распутин «Уроки французского»: трудности послевоенного времени
Цель: создание условий для формирования мотивации учащихся к изучению рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» с целью выявления трудностей военного времени
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать и расширить знания учащихся о жизни и творчестве В. Г. Распутина;
- обеспечить усвоение литературоведческих терминов: «автобиография» «автобиографическое произведение», «прототип»;
- рассказать о истории создания рассказа «Уроки французского»;
Развивающие:
- способствовать расширению и обогащению словарного запаса детей при работе с терминами: «автобиография», «автобиографическое произведение», «прототип»;
- развивать мыслительные операции (анализ) при работе с прочитанным стихотворением;
- развивать монологическую речь и при ответе на вопросы учителя;
- способствовать развитию воображения с помощью иллюстрации произведения;
- развивать навыки самоконтроля при ответе на вопросы игры-викторины;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к жизни и творчеству В. Г. Распутина;
- воспитывать уважительное отношение к окружающим, умение слушать учителя, а также одноклассников;
- воспитывать патриотизм, формировать осознание роли Великой Отечественной войны в жизни людей.
Планируемые результаты
Личностные:
- проявляют интерес к жизни и творчеству В.Г. Распутина;
- демонстрируют уважительное отношение к окружающим, слушают учителя и одноклассников;
- демонстрируют патриотизм, осознают роль Великой Отечественной войны в жизни людей.
Метапредметные:
Познавательные:
-умеют извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста;
-самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней;
Регулятивные:
-умеют анализировать текст;
-определяют основную и второстепенную информацию;
Коммуникативные:
-умеют читать вслух и понимать прочитанное
-интересуются чужим мнением и высказывают свое;
Предметные:
-знают о жизни и творчестве В.Г. Распутина;
-знают литературоведческие термины: «автобиография» «автобиографическое произведение», «прототип»;
-знают историю создания рассказа «Уроки французского».
Оборудование: компьютер; интерактивная доска; презентация к уроку; учебник Литература 6 класс 2 часть В. Я. Коровиной (83 стр.).
Тип: комбинированный урок
УМК: учебник Литература, 6 класс. В 2 ч. Ч. 2; под ред. В. Я Коровиной. – М.: Просвещение, 2012. – 288 с.
Этапы | Содержание | Методы и приемы |
I. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Марьям Дилмурадовна, и сегодняшний урок литературы у вас проведу я. Желаю вам продуктивной и успешной работы на сегодняшнем уроке. Надеюсь, он будет для вас интересным и полезным, а главное вы узнаете много нового. | установка на внимание; психологический настрой. |
II. Актуализация знаний учащихся 1. Работа со стихотворением 2. Викторина 3. Углубление знаний учащихся о писателе | - Ребята, прочитайте стихотворение, представленное на слайде. 80 лет уже минуло с начала грозной той войны, И светлый летний день июня стал самым горьким для страны. Вы встали на борьбу с врагами, ни жизни не щадя, ни сил, Мы, ветераны, рядом с вами клянемся память сохранить. Мы соберем воспоминанья о ваших подвигах, друзья, Мы - юные, но точно знаем: о прошлом забывать нельзя! - Скажите, о чём данное стихотворение? (о Великой Отечественной войне) - Как вы считаете, какой след оставила эта страшная война на нашей земле? (Разруха, нужда, уничтоженные заводы, школы, сожженные города и деревни). - А как Великая Отечественная война отразилась в судьбах людей? (Гибель родных, сиротство, несбывшиеся мечты) – - В этом году исполняется 80-я годовщина начала Великой Отечественной войны, и нам с вами очень трудно представить, какими были послевоенные годы. Именно в это время рос и учился будущий советский писатель, признанный мастер прозы Валентин Григорьевич Распутин. (портрет писателя) - Дома вы должны были более подробно познакомиться с биографией и творчеством писателя, найти интересные факты из его жизни. Сейчас мы поиграем в игру «да/нет». Ваша задача ответить «да» или «нет». Вопросы касаются биографии писателя. 1. Писатель Валентин Распутин родился и вырос в деревне, в Сибири? (Да) 2. После окончания четырехлетки, он уехал обучаться в школу за 50 километров от родного дома. (Да) 3. После школы он поступил на физико-математический факультет Иркутского университета. (Нет, на историко-филологический факультет) 4. В 1967 году в Красноярске была издана первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света». (Да) 5. В 1961 году было опубликовано его первое произведение – «Уроки французского» (Нет, произведение называлось «Я забыл спросить у Лешки») 6. Многие произведения автора имеют автобиографический характер. (Да) 7. Большинство произведений Валентин Григорьевич Распутин посвятил военной тематике. (Нет, он писал о гибели русской деревни, о потере людьми их корней и традиций.) 8. В 1977 году Валентина Распутина наградили государственной наградой, за его повесть «Живи и помни». (Да) 9. В 2010 году он становится лауреатом Нобелевской премии. (Да) 10. Жизненный путь писателя оборвался 14 марта 2015 года. (Да) - Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу как истинный мастер слова. Сегодня трудно представить себе русскую литературу без его повестей и рассказов. Неслучайно произведения писателя снискали заслуженную популярность как в нашей стране, так и за рубежом. Распутин В. Г. отмечает, что “писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве”. Главные слова в творчестве писателя – совесть и память. Критики утверждают, что он мог бы писать многотомные романы – их бы с восторгом читали и экранизировали. Потому что образы его героев захватывающе интересны, потому что сюжеты притягивают жизненной правдой! Валентин Григорьевич Распутин - один из ярких представителей «деревенской прозы». Он предпочел убедительную краткость и выступает в излюбленных жанрах рассказов или повестей. Произведения автора – это всегда своеобразный дневник, где запечатлены сокровенные мысли, переживания и события, случавшиеся с ним в жизни. - Как вы считаете, что такое автобиография? (Описание собственной жизни) - В словаре литературоведческих терминов понятие автобиография раскрывается как (от греч. autos - сам, bios - жизнь и grapho - пишу) - описание автором собственной жизни, иногда художественное. Представляет суждение автора о самом себе, о своем месте в обществе, в мире; часто выражает творческие принципы писателя. Автобиографическое произведение – это художественное произведение, в котором автор в качестве исходного материала использовал, переработав определенным образом, события своей личной жизни. О произведении Распутин говорил: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть то добро, которое в свое время они сделали для меня». - Ребята, а что такое прототип? (Реально существовавшее лицо, послужившее источником для создания литературного образа) Прототип - реальное лицо или литературный образ, представление о котором послужило писателю основой при создании героя литературного произведения. | Словесный метод: беседа; Наглядный: демонстрация презентации (стихотворение, портрет писателя). Исследовательский: соотнесение высказывания писателя с его творчеством; Игровой: игра-викторина «да/нет»; Наглядный: демонстрация презентации (вопросы викторины). Словесный: рассказ учителя, беседа; Практический: работа с терминами; Наглядный: демонстрация презентации (понятия). |
III. Целеполагание | - Сегодня мы познакомимся с одним из автобиографических произведений В. Г. Распутина. В данном рассказе Валентин Распутин обращается к детским воспоминаниям. С высоты своих прожитых лет, с точки зрения уже взрослого человека, он оценивает поступки героя, и поступки окружавших его тогда людей. Иллюстрация произведения «Уроки французского» и название произведения - Как вы думаете, почему именно так назван рассказ? (В рассказе повествуется о школьной жизни главного героя, история которая происходила на уроках французского и т.д.) - О ком или о чем может идти речь в рассказе? (О школьнике и учителе французского языка)) - Сегодня на уроке мы проверим, верны ли ваши предположения, а пока немного из истории создания рассказа. | Словесный: беседа; Наглядный: демонстрация презентации (иллюстрация произведения и название произведения); Исследовательский: прогнозирование содержания рассказа по иллюстрации и названию. |
IV. Подготовка к первичному восприятию текста 1. История создания произведения | Из истории создания рассказа «Уроки французского» - Рассказ “Уроки французского”, действие которого происходит в 1948 году, был написан в 1973 году. Опубликован в комсомольской газете г. Иркутска “Советская молодёжь”. Автор посвятил рассказ Копыловой Анастасии Прокопьевне, матери близкого друга Распутина, драматурга Александра Вампилова, которая работала учителем в сельской школе. Но героиней рассказа является другая учительница. По признанию самого автора, рассказ глубоко автобиографичен, его детские впечатления легли в основу сюжета. Прототипом образа Лидии Михайловны является учительница с тем же именем В. Распутина, которая занимала в его жизни очень важное место. После того как вышел рассказ, она нашла своего бывшего ученика и произошла долгожданная встреча. С особым теплом он вспоминал разговор, который состоялся с Лидией Михайловной во взрослом возрасте. Она забыла многие вещи, которые помнил писатель с детства, он хранил их в памяти много лет, благодаря чему появился этот замечательный рассказ. Именно учительница помогла автору расставить правильные жизненные приоритеты и понять, что является добром, а что злом. - А как именно учительница повлияла на В. Г. Распутина, вы узнаете, прослушав аудиозапись рассказа «Уроки французского». Откройте учебники на странице 83. Во время слушания будьте предельно внимательными, следите по тексту учебника и подчеркните карандашом непонятные вам слова. (Слушание аудиозаписи рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского») | Словесный: рассказ учителя; Наглядный: демонстрация презентации. |