Файл: Реферат по учебной дисциплине Государственная служба в органах внутренних дел.docx
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:
1) служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;
2) должности в органах внутренних дел - должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах;
3) руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел - лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации и осуществляющее полномочия нанимателя от имени Российской Федерации в отношении сотрудников органов внутренних дел;
4) руководитель (начальник) - руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его заместитель, руководитель (начальник) подразделения, организации или службы (далее - подразделение) и его заместитель, сотрудник органов внутренних дел, наделенный в установленном порядке полномочиями по руководству другими сотрудниками, в том числе временно;
5) уполномоченный руководитель - заместитель руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) структурного подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководитель (начальник) подразделения, наделенные в установленном порядке руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел полномочиями нанимателя от имени Российской Федерации.1
1.3 Порядок присвоения специальных званий рядового и начальствующего состава органов внутренних дел
Специальные звания сотрудникам органов внутренних дел присваиваются персонально с учетом их квалификации, образования, отношения к службе, выслуги лет и занимаемой штатной должности, а также других условий, предусмотренных настоящим Положением.
В зависимости от последовательности присвоения специальные звания подразделяются на первые и очередные. При этом вид присвоенного специального звания полиции, внутренней службы или юстиции должен соответствовать специальному званию, предусмотренному по занимаемой штатной должности.
Специальное звание рядового полиции, рядового внутренней службы, рядового юстиции присваивается начальниками, которым предоставлено право назначения на должности рядового и младшего начальствующего состава.
Первые и очередные специальные звания младшего начальствующего состава присваиваются руководителями органов внутренних дел, которым такое право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации.
Гражданам, принятым на должности старшего и высшего начальствующего состава, может быть присвоено первое специальное звание не выше майора полиции, майора внутренней службы или майора юстиции, если они не имеют по запасу более высокого воинского звания.
Первые специальные звания среднего и старшего начальствующего состава присваиваются Министром внутренних дел Российской Федерации.
Очередные специальные звания начальствующего состава присваиваются в последовательном порядке при соответствии очередного звания званию, предусмотренному по занимаемой штатной должности, и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем звании, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.
Начальник органа внутренних дел, необоснованно задержавший представление подчиненного к присвоению очередного специального звания, несет дисциплинарную ответственность.
Запрещается устанавливать условия присвоения очередных специальных званий, не предусмотренные настоящим Положением.1
2.Классификация должностей
Классификация должностей содействует профессионализации аппарата государства. Она нацеливает гражданина на приобретение определенных знаний, выполнение определенной работы, получение определенного места в служебной иерархии. Законодательство Российской Федерации определяет, что квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В частности, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»2 в статье 12 устанавливает квалификационные требования к должностям гражданской службы. К ним относятся: требования к уровню профессионального образования, стажу службы, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
В свою очередь, Федеральный закон Российской Федерации «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2 классифицирует должности органов внутренних дел. Так, они подразделяются на:
1) должности высшего начальствующего состава;
2) должности старшего начальствующего состава;
3) должности среднего начальствующего состава;
4) должности младшего начальствующего состава;
5) должности рядового состава.
Здесь следует уточнить, что, назначение на должности высшего начальствующего состава и освобождение от этих должностей осуществляются Президентом Российской Федерации, а назначение на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем.
Данный порядок назначения определяется законодательством Российской Федерации. В частности, глава 11Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»3 устанавливает принципы и основные направления формирования кадрового состава органов внутренних дел, а Федеральный закон «О полиции»в главе 7 определяет условия службы в полиции.
Трудовой кодекс РФ употребляет понятие «замещение должностей» применительно к заключению трудового договора при избрании по конкурсу (ст. 16, 18 ТК РФ). В свою очередь, Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статье 25, также предусматривает замещение должностей в органах внутренних дел по конкурсу.1
Другими словами, приназначение на отдельные должности в органах внутренних дел
, такое назначение осуществляется по результатам конкурса, который заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности в органах внутренних дел, их соответствия установленным квалификационным требованиям к соответствующей должности. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности в органах внутренних дел образуется конкурсная комиссия.
Законодательством предусмотрен ряд ограничений на замещение вакантной должности в органах внутренних дел. Претенденту может быть отказано в допуске к участию в конкурсе, если он:
- не соответствует квалификационным требованиям к этой должности;
-в отношении его существуют ограничения для поступления на службу в органы внутренних дел и ее прохождения.
Организационные основы, порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности в органах внутренних дел устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Сокращение (ликвидация) должности в органах внутренних дел возможна в соответствии с законодательством. Так, статья 31Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»2 предусматривает - отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы.
Аналогичная нормой содержится и в Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Содержание этой нормы предусматривает, что приупразднение (ликвидация) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращение замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел,происходит зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения.
Здесь следует уточнить, что сотруднику должна быть предоставлена должность с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа.
Непременным атрибутом формирования государственной службы в органах внутренних дел является становление и развитие института государственной службы, занимающего приоритетное место в реализации задач и функций государственной власти. Данный институт присутствует во всех ветвях и на всех уровнях власти: в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, в том числе и правоохранительных, реализующих от имени государства специальные цели и задачи с применением мер государственного принуждения.
Вопросы определения задач, функций, принципов и места государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации содержаться не только в профильном Федеральном законе «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», но и в ряде иных правовых актов, что определяет роль данных органов в системе государственного управления.
Относясь к одной из разновидностей органов, входящих в правоохранительную службу России, данные органы решают сложнейшие задачи, такие как защита прав, свобод и интересов личности, общества и государства от преступных посягательств и иных действий; предупреждения, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений.
Но в то же время, решение этих задач невозможно без законодательного определения правового положения сотрудников органов внутренних дел, их должностных прав и обязанностей.1
2.1.Учреждение, замещение (назначение, конкурс, зачисление), функционирование, ликвидация должности
Необходимо разграничивать понятия "учреждение государственной должности" и "замещение государственной должности".
Учреждение государственной должности - это порядок установления государственной должности уполномоченным субъектом (органом государственной власти, должностным лицом) в структуре самого органа. Учрежденные государственные должности (или государственные должности государственной службы) перечисляются в Реестре государственных должностей.
Замещение государственной должности - это способ поступления гражданина на государственную службу (назначение, избрание, конкурс).
Конкурс – очень важный атрибут эффективной государственной службы, поскольку позволяет конкурсной комиссии отобрать из числа лиц, изъявивших желание участвовать в конкурсе, наиболее достойных кандидатов после тщательной оценки кандидата на основании документов или результатов экзаменов, испытаний.
Конкурс может объявляться при наличии вакантных должностей государственной службы и отсутствии соответствующего кадрового резерва для их замещения. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов, их соответствия установленным квалификационным требованиям по вакантной должности государственной службы. Поэтому причинами отказа в допуске к конкурсу является несоответствие претендента предъявляемым требованиям по этой должности и ограничениям, установленным при поступлении на тот или иной вид государственной службы и прохождения службы.