ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 1.1. по дисциплине «Педагогика жизни»
студента группы ИПОб-16-7
Утешевой Юлии Александровны
Задание 1.1. Проанализировать текст лекции «Понятие «человек» как научная категория» и составить свое представление об образе человека как цели общего образования.
Логика выполнения задания:
1) прочитать текст лекции;
2) выписать фрагменты текста,
а) которые вызвали непонимание:
Лишь через усовершенствование своего собственного тела и духа, главным же образом благодаря тому, что его самосознание постигает себя как свободное, он вступает во владение собою и становится способностью себя самого и по отношению к другим.
Х. Г. Гадамер считает, что «…человек, в отличие от всех прочих живых существ, имеет «мир», поскольку эти существа не знают отношения к миру в человеческом смысле слова, но как бы впущены… в окружающий их мир…».
Свобода от окружающего мира есть вместе с тем свобода по отношению к именам, которыми мы наделяем вещи…
Вне жизни нет и не может быть для человека ничего, а в жизни все.
б) которые восхищение:
Ничтожный морфологический скачок и вместе с тем невероятное потрясение всех сфер жизни – в этом весь парадокс человека.
Опасное дело – убедить человека, что он во всем подобен животному, не показав одновременно и его величия. Не менее опасно убедить его в величии, умолчав о низменности. Еще опаснее – не раскрыть ему глаза на двойственность человеческой натуры. Благотворно одно – рассказать ему и о той его стороне, и о другой. Человек не должен приравнивать себя ни к животным, ни к ангелам, не должен и пребывать в неведении о двойственности своей натуры. Пусть знает, каков он в действительности.
Сознание в самом строгом смысле имеется лишь там, где субъект способен понять свой род, свою сущность.
Суть человеческого естества – в движении. Полный покой означает смерть…
в) которые могут дать ответ на вопросы: что значит человек как объект общего образования и как субъект образования, подтвердив это цитатами из текста:
Образование в жизни человека является одной из пяти его базовых жизненных задач и направлено на становление человека как личности. Решение этой задачи начинается с первого дня жизни человека и продолжается на протяжении всех лет дальнейших лет под влиянием трех основных факторов: среды, воспитания и самовоспитания, значимость которых различна в разные периоды жизни человека.
Воспитание отождествляется с образованием, которое в самом широком понимании представляет собой специальную сферу социальной жизни общества, обеспечивающей внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, для синтеза обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и социализации, то есть образование – это многоуровневое пространство культурного развития человека, становления его личности, образа Я человека как культурного существа.
…осознание себя как отдельного, самостоятельного существа, это способность помнить прошлое и предвидеть будущее, обозначать различные предметы и действия с помощью знаков и символов; это способность разумного постижения и понимания мира; это его способность воображения, позволяющая ему достичь более глубокого познания, чем это возможно только на уровне чувственного восприятия.
3) дать свое разъяснение выделенным фрагментам текста с позиции цели общего образования;
4) выписать фрагменты текста, которые связаны со следующими педагогическими понятиями:
– личность:
Образование в жизни человека является одной из пяти его базовых жизненных задач и направлено на становление человека как личности. Решение этой задачи начинается с первого дня жизни человека и продолжается на протяжении всех лет дальнейших лет под влиянием трех основных факторов: среды, воспитания и самовоспитания, значимость которых различна в разные периоды жизни человека. В процессе развития в период детства, который характеризуется физическим развитием организма человека и продолжается от 0 до 24, приоритетная роль в становлении его личности принадлежит воспитанию.
При таком подходе воспитание отождествляется с образованием, которое в самом широком понимании представляет собой специальную сферу социальной жизни общества, обеспечивающей внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, для синтеза обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и социализации, то есть образование – это многоуровневое пространство культурного развития человека, становления его личности, образа Я человека как культурного существа
.
Другой причиной сложности изучения человека является, образно говоря, «многопонятийность» данного феномена. Так, по отношению к человеку возможно употребление таких понятий, как индивид, личность, субъект, индивидуум, индивидуальность.
Вместе с тем, в понятии духа отражается не только феномен «духовности» как интегративного начала культуры и общества, но и личностные характеристики отдельного человека, где личное характеризуется через индивидуальное воплощение социально значимых качеств, преломленных в фокусе «Я», самосознания.
Конкретный человек – это практически всегда исключение из общего правила, уникальная целостность, где в индивидуальном личностном опыте достаточно трудно дифференцировать телесный, душевный и духовный уровни».
Личность – это результат духовного развития человека, который и проявляется как личность только в момент своей деятельностной активности.
Таким образом, можно охарактеризовать человека как единство трех его сущностных характеристик. Согласно первой, человек – природное существо, биоиндивид – явление природы и ее часть; согласно второй – социальное существо, личность, представитель общества, а также носитель культуры и результат общественных отношений, и, наконец, согласно третьей позиции человек – это духовное существо, носитель энергии творчества, «клеточка Вселенной».
Жизнь это форма существования человека, его бытие, во-первых, как органического существа или организма, во-вторых, как социального существа или личности, и, в-третьих, как энергетического или точнее энергоинформационного существа.
Особенно интересен для нас вывод В. И. Гарбузова о том, что удовлетворение всех инстинктов согласно их иерархии в личности данного конкретного человека является важнейшим условием сохранения его здоровья, и наоборот, если подавлен доминирующий инстинкт или блокирована его реализация, «человек испытывает глубинную, неистовую неудовлетворенность и идет по пути соматического риска».
– самоопределение:
Цитируя Л. Фейербаха, нельзя обойти вниманием его тезис о назначении человека: «Особым назначением человека – таким, которое сначала вводит человека в противоречие с самим собой и повергает его в сомнение, – сможет ли он достигнуть этого назначения или нет, – человек обладает лишь как существо моральное, то есть социальное, гражданское, политическое существо.
Именно дихотомия, по словам Э. Фромма, побуждает человека постоянно искать пути ее преодоления, стремиться к созданию собственного мира, в котором бы он чувствовал себя дома с самим собой и с другими.
Отсюда следует, что не только знание своего предназначения, но и активное участие в его определении является важной «человеческой» характеристикой человека.
– мировоззрение:
Душа также может пониматься в двух основных ракурсах: во-первых, как жизненный центр тела, «дыхание» («прана», «псюхе»), являющееся той силой, которая, будучи сама бессмертной, очерчивает срок телесного существования (ее основные экзистенциалы здесь – это жизнь, смерть, любовь); во-вторых, как экзистенциальное начало, индивидуализирующее человека в обществе и описывающееся в философии через проблемы свободы воли, свободы, творчества, игры.
Отношение человека к миру, по его мнению, «в противоположность всем другим живым существам характеризуется как раз свободой от окружающего мира. Эта свобода включает в себя и языковое строение… мира. Одно связано с другим. Противостоять натиску встречающихся в мире вещей, возвыситься над ними – значит иметь язык и иметь мир… Свобода от окружающего мира есть вместе с тем свобода по отношению к именам, которыми мы наделяем вещи.
Не умаляя значимости высших принципов сознания, мировоззрения и мотивов, вытекающих из них, В. И. Гарбузов все-таки считает, что «и они подспудно вытекают из высших инстинктивных побуждений или опираются на них…
– образование:
Образование в жизни человека является одной из пяти его базовых жизненных задач и направлено на становление человека как личности. Решение этой задачи начинается с первого дня жизни человека и продолжается на протяжении всех лет дальнейших лет под влиянием трех основных факторов: среды, воспитания и самовоспитания, значимость которых различна в разные периоды жизни человека. В процессе развития в период детства, который характеризуется физическим развитием организма человека и продолжается от 0 до 24, приоритетная роль в становлении его личности принадлежит воспитанию.
При таком подходе воспитание отождествляется с образованием, которое в самом широком понимании представляет собой специальную сферу социальной жизни общества, обеспечивающей внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, для синтеза обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и социализации, то есть образование – это многоуровневое пространство культурного развития человека, становления его личности, образа Я человека как культурного существа.
– воспитание:
В самом широком значении воспитание – это социальное явление, процесс целенаправленной подготовки молодого поколения к жизни в обществе; один из факторов жизни и развития общества путем развития подрастающих поколений; исторически определенный способ социокультурного воспроизводства человека, представляющий собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.
Для процесса воспитания характерны следующие признаки:
– это процесс, как минимум, между двумя лицами;
– неравное положение воспитателя и воспитуемого по компетентности;
– наличие образца как социально-культурного идеала;
– соответствие хода процесса достижениям исторического развития человечества, социокультурным ценностям;
– это процесс, включающий активное взаимодействие с объектами окружающего мира, формирующий отношение к этим объектам, процесс, при котором воспитательный результат ведет за собой предметный;
– процесс практического осуществления поставленных целей, иначе они останутся простой декларацией.
При таком подходе воспитание отождествляется с образованием.
– развитие:
Образование в жизни человека является одной из пяти его базовых жизненных задач и направлено на становление человека как личности. Решение этой задачи начинается с первого дня жизни человека и продолжается на протяжении всех лет дальнейших лет под влиянием трех основных факторов: среды, воспитания и самовоспитания, значимость которых различна в разные периоды жизни человека. В процессе развития в период детства, который характеризуется физическим развитием организма человека и продолжается от 0 до 24, приоритетная роль в становлении его личности принадлежит воспитанию.
При таком подходе воспитание отождествляется с образованием, которое в самом широком понимании представляет собой специальную сферу социальной жизни общества, обеспечивающей внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, для синтеза обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и социализации, то есть образование – это многоуровневое пространство культурного развития человека, становления его личности, образа Я человека как культурного существа.