Файл: Лекции Понятие человек.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По мнению И. Т. Фролова: «Проблема человека, его сущности и существования в материальном и духовном, нравственном аспектах, его развития и предназначения, его будущего – это, пожалуй, самая основная из всех, которые когда-либо вставали перед человечеством на протяжении тысячелетий его истории. Она предстает и в наши дни не только как сложнейшая и, можно сказать, неисчерпаемая научная проблема, но и как актуальная практическая задача, связанная с построением нового, истинно человеческого общества, в котором, как подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, свободное развитие каждого будет условием развития всех».

Доказательство социальности человека А. Г. Спиркин строит, исходя из трех тезисов: 1)«идея человека предполагает другого человека, или точнее других людей». Это значит, что существование и развитие нормальной человеческой психики возможно только в условиях нормального человеческого общества и нормального человеческого общения; 2)человек является субъектом трудовой деятельности, на основе которой формируются и развиваются социальные отношения.

По мере того как формируется тело человека, достигают надлежащей степени совершенства и его мыслительные способности; они становятся вполне зрелыми только тогда, когда волокна его органов получают ту прочность и крепость, которые завершает его развитие.

Человек самое беспомощное из всех животных, но именно эта его биологическая беспомощность – основа его силы, главная причина развития его специфических человеческих качеств.

Под духовной составляющей будем понимать психическую сферу человека, особую форму бытия сущего, которая обнаруживает себя только в моменты ее активности. Такое понимание созвучно значению слова «духовный», образованному от слова «дух» в смысле – «сознание, мышление, психические способности человека; начало, определяющее его поведение и действия». Следовательно, личность – это результат духовного развития человека, который и проявляется как личность только в момент своей деятельностной активности.

Проблема инстинктов относительно человека изучается в психологии в связи с проблемой зарождения и развития его психической деятельности. Проблема инстинктов относительно человека изучается в психологии в связи с проблемой зарождения и развития его психической деятельности.

– обучение:

Образование в жизни человека является одной из пяти его базовых жизненных задач и направлено на становление человека как личности. Решение этой задачи начинается с первого дня жизни человека и продолжается на протяжении всех лет дальнейших лет под влиянием трех основных факторов: среды, воспитания и самовоспитания, значимость которых различна в разные периоды жизни человека. В процессе развития в период детства, который характеризуется физическим развитием организма человека и продолжается от 0 до 24, приоритетная роль в становлении его личности принадлежит воспитанию.


Исследуя способ адаптации к изменяющемуся миру у животных и человека, Э. Фромм выводит закономерность: «чем менее совершенна и устойчива инстинктивная организация животных, тем более развивается их мозг и, следовательно, способность к обучению» и утверждает, что происхождение человека можно связать с тем моментом в процессе эволюции, где адаптация с помощью инстинктов достигла минимального уровня.

– научение:

Образование в жизни человека является одной из пяти его базовых жизненных задач и направлено на становление человека как личности. Решение этой задачи начинается с первого дня жизни человека и продолжается на протяжении всех лет дальнейших лет под влиянием трех основных факторов: среды, воспитания и самовоспитания, значимость которых различна в разные периоды жизни человека. В процессе развития в период детства, который характеризуется физическим развитием организма человека и продолжается от 0 до 24, приоритетная роль в становлении его личности принадлежит воспитанию.

Приспособительное значение инстинктов животных заключается в обеспечении выполнения наиболее важных для существования особей и продолжения вида жизненных функций: пищевых, защитных, воспроизводительных, миграционных и т. п. Хотя инстинкты животных относительно постоянны и автономны по отношению к краткосрочным изменениям в среде обитания животного, они регулируются в онтогенезе в тесном взаимодействии с процессами научения.

5) ответить на вопрос: с какой системой (органом) растущего человека, структурной частью его сущности взаимодействует педагог (учитель);

С позиции структурного анализа человек – это единство материального и духовного начал. Термин «материальное» в данном случае мы используем в смысле «вещественное», противоположное духовному, производное от понятия материи как основы (субстрата), из которого состоят физические тела. Носителем материального начала в человеке является его тело, которое, в свою очередь, тоже имеет двухкомпонентный состав:

1)это внешние органы (голова, две руки, две ноги и туловище), которые проявляются в разнообразных телодвижениях (мимике, жестах, позах, перемещении человека в пространстве), и в речи человеке как форме проявления физической активности голосового аппарата человека;

2)внутренние органы и системы организма человека, функционирование которых характеризуется внутренними физиологическими процессами, протекающими в его организме и сопровождающимися разнообразными химическими реакциями.



Под духовной составляющей будем понимать психическую сферу человека, особую форму бытия сущего, которая обнаруживает себя только в моменты ее активности. Такое понимание созвучно значению слова «духовный», образованному от слова «дух» в смысле – «сознание, мышление, психические способности человека; начало, определяющее его поведение и действия». Следовательно, личность – это результат духовного развития человека, который и проявляется как личность только в момент своей деятельностной активности.

6)  выписать все неизвестные по значению лично вам термины и из любого толкового словаря русского языка (включая словарь иностранных слов, используемых в русском языке) выписать словарное определение каждого из них.

Микрокосм – 1) малый мир, вселенная в малом виде (о системах, организмах в представлении древних философов; преим. о человеке), в противоп. макрокосму; 2) область недоступных простому наблюдению движений материи, мир атомов и электронов (ест.). (Толковый словарь русского языка Ушакова).

Микротеос – (малый бог) - в религиозно-философских учениях - человек как существо, сотворенное по образу и подобию Бога; личность. (Толковый словарь обществоведческих терминов. Н.Е. Яценко. 1999).

Прана – «дыхание», «жизнь», как общемировой процесс жизни, её принцип или же как жизненный принцип тела. (Бхагавадгита. Толковый словарь терминов).

Псюхе – 1) «жизненная сила», покидающая тело с последним издыханием; 2) бесплотный «призрак», после смерти человека существующего в Аиде, но полностью лишённого сознания и памяти. (Философский словарь).

Экзистенциализм – направление в философии, которое признает лишь индивидуальную духовную жизнь, «человеческое существование» и стремится доказать бессмысленность жизни, бесплодность общественной деятельности и т.п. (Толковый словарь русского языка Ефремовой).

Универсум – мир как целое (в философии). (Толковый словарь Ефремовой).

Дихотомия – 1) последовательное деление на два; 2) разветвление ствола на две ветви, каждой ветви опять на две и т. д. (бот.). (Толковый словарь русского языка Ушакова).

Гилозоизм – философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы. (Философский словарь).

Имманентный – присущий природе самого предмета, внутренний. (Словарь русского языка Ожегова).