Файл: 1. История развития и становления системы воспит. Деятельности дол. Три основных этапа Скаутское движение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. История развития и становления системы воспит. Деятельности ДОЛ.

Три основных этапа:

1. Скаутское движение: основной идеей скаутского движения является то, чтобы научить детей всему тому, что может пригодиться им в жизни. В течение года проводятся теоретические и практические занятия, как для скаутов, так и для инструкторов по выживанию, медицинской и туристической подготовке, туризму, альпинизму, скалолазанию, рукопашному бою и многому другому. Девиз скаутов - «Будь готов» - руководство к готовности заботиться о себе и помогать тем, кто в этом нуждается.

Первые скаутские организации в Российской империи возникли в 1909 году. 30 апреля 1909 г. капитан О.И Пантюхин организовал в Царском Селе под Санкт-Петербургом первый патруль русских скаутов из 7 мальчиков. В Москве в 1910 году штаб- ротмистр Александровского юнкерского военного училища Григорий Алексеевич Захарченко основал «Московскую дружину юных разведчиков». Его перу принадлежит первое пособие по российскому скаутизму «Юный разведчик». Как тот, так и другой, заинтересовавшись своеобразной Организацией скаутов, в 1910 году посетили Англию. Возвратившись оттуда, они принялись за организацию отрядов в Москве и в Царском Селе.

В 1911 году в Петрограде при одной из гимназий, возникает «легион юных разведчиков», организованный Янчевским и команда юных разведчиков при «Обществе содействия  мальчикам-разведчикам»- «Русский скаут». Во главе этого общества, возникшего в августе 1914 года, становится вице-адмирал И.Ф. Боотстрем, как председатель общества, и О.И. Пантюхов, как его вице-председатель. Вслед за Санкт – Петербургом и Москвой скаутские отряды стали возникать в Саратове, Астрахани, Батуми, Перми, Ставрополе, Одессе, Киеве. В 1915 г. в Киеве был создан первый в России отряд юных разведчиц (герлескаутов). Затем организации девочек – разведчиц возникли в Петрограде, а в 1916 г. – в Москве. К Октябрьской революции 1917 г. в 143 городах России насчитывалось 50 тыс. скаутов. В них осуществлялась простейшая допризывная подготовка молодежи, подростки удовлетворяли свойственную их возрасту тягу к романтике – костры, походы,  церемониал, состязания. При этом дореволюционные скауты несли на себе печать англизированности – и неудивительно, учитывая, кем по национальности был Баден – Пауэлл. ( Роберт Стивенс Смит Баден – Пауэлл в 1907 г. в Англии организовал первую детскую организацию).


По идеологии лидеры русского скаутизма могут быть разделены на два «крыла»: монархическое и демократическое. Идеологом демократического крыла был скульптор И.Н.Жуков, который утверждал, что скаут «не военный разведчик, а ….,,пионер культуры»», разведчик всего хорошего», маленький друг всего мира….».  После Февральской революции скаутское движение пережило своеобразный подъем, что было связано с некоторой демократизацией общественной жизни и стремлением максимально использовать опыт «развитых демократий», вплоть до копирования внешних черт. При этом «за бортом» скаутского движения и до, и после Февральской революции оставались дети из непривилегированных классов, что вызвало резкое неприятие скаутской организации большой частью ребят. Подобные  эксцессы – конфликты со скаутами детей из крестьянских и рабочих семей – неоднократно описаны в литературе. Даже делая скидку на то, что на такие эпизоды существовал партийный заказ, приходится признать, что это явление носило массовый характер.

Положение резко изменилось после Октябрьской революции. Большинство скаутских организаций оказались в оппозиции к новой власти из – за социального происхождения их членов. Советской власти был нужен свой собственный тип организации, который прижился бы в детской среде, смог бы донести до детей основные принципы идеологии государства, помог бы вырастить из ребенка гражданина. Так появилась пионерия. В 1922 году скаутинг в России был запрещен. Так же в 1922 г. были запрещены скаутские организации в Советской России. Наиболее стойкие из них дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошел последний скаутский слет у села Всехсвятское под Москвой. Участники слета шли в форме и со знаменами. Слет был разогнан, а организаторы его – арестованы. В апреле 1926 г. ОПГУ произвело массовые аресты скаутов и скаутское движение было разгромлено.

2. Пионерское движение: общественный и добровольный характер объединения детей и взрослых для деятельности в организации; самореализация детей и взрослых в организации их самодеятельность и инициатива; включенность детей подростков и взрослых в социально-значимые отношения; единство индивидуального и коллективного смыслов деятельности; взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления; насыщенность деятельности романтикой и игрой.

Девиз: За родину, добро и справедливость!



3. Современный этап: направлены на реализацию познавательных интересов личности ребенка через свободный выбор различных форм деятельности, организованный досуг с учетом потребностей различных слоев общества, детских и юношеских организаций различной направленности, с тесным сотрудничеством с предприятиями, организациями, учреждениями науки и культуры.

2. Для создания комфортн.условий для детей во время прибавляется в ДОЛ необходимо знание нормативно-правовых документов, которые регламентируют ее деятельность:

1. Международные документы:

- конвенция о правах ребенка;

- всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;

2. Федеральные документы:

- конституция РФ

- Фед.закон «Об образовании»

- Фед.закон «О правах ребенка»

3. Муниципальные:

- приказ о создании лагеря

- положение о лагере

- должностная инструкция

- приказ о распределение обязанностей

- правила внутр. распорядка

- режим работы в дол

- штатное расписание всех сотрудников

3. Особенности возрастного развития детей.




Младший в 6-9 лет

Подростковый в. 10-13

Юношеский в. 14-18л

Физиологи

ческие особенности

-Рост конечностей превышает рост тела 
-хорошая координация 
-слабо развитая мускулатура
-сердечно-сосудистая система слабо развита и поэтому приводит к приводит утомляемости

-Девочки опережают в развитии мальчиков 
-процесс полового созревания 
-появляется головная боль и кровь из носа 

-Различия детей усиливаются, так как некоторые уже повзрослели
-половое созревание закончено

Характерные особенности

-Высокий уровень активности
-лучшая награда - похвала

-низкая концентрация внимания 
-высокий авторитет старших
-всему хотят научиться

-Любят коллективные игры
-стремятся к большей активности 
-склоны к конфликтам
-бурно проявляют свои эмоции 
-бояться поражения
-настойчивы и инициативны
-не любят критику 

-Мнение группы сверстников важнее вожатого
-формируется собственная точка зрения на всё
-сопротивляется правилам и нормам поведения
-девочки повелевают мальчиками
-стремятся к соперничеству

Советы вожатому

-Проводить подвижные игры с учётом возрастных особенностей 
-обучать навыкам труда -предоставлять детям свободу действий
-Поручать детям задания

Поощрять детей И хвалить
давать поручения

-Проводить коллективные игры 
-использовать общий энтузиазм 
-создавать доверительные отношения 
-воздействует на ребят через друзей

Возрастные проблемы

-Болезненно переживают разлуку семьёй 
-задает много вопросов
-бояться темноты
-просыпается по ночам
-трудно засыпает

-разбрасывает вещи
-раздражительный 
-медленно употребляет пищу

Замкнутость 
одиночество
появление тайн и озорства 
внешние проблемы взрослости (косметика курение)

-Агрессия 
-быстрая смена настроения
-неподчинение взрослым
-разочарование в собственной внешности
-проявление самостоятельности
-интерес к противоположному полу

Варианты решения проблем

Отвлечь интересными делами 
рассказывать сказки
следить за процессом питания
не оставлять детей одних
часто менять виды деятельности 
проводить коллективные мероприятия 

- Индивидуальные беседы
- отвечать на вопросы тактично 
- пытаться понять подростка 
- направлять его и Стать другом.

-тактично разговаривать

-хранить их секреты

-проводить индивидуальные беседы


4. Девиантное поведение подростком в условия ДОЛ

Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.

Виды:

1. гиперактивность - импульсивный

2. воровство

3. энурез

4. суицидальное поведение

5. химич.отравление

6. одиночесво

7. сексуальн.поведение

8. вандализм

Советы вожатому: стать ему другом.



5. Первая помощь, которую обязан уметь оказать вожатый

При кровотечении

=При сильном артериальном кровотечении (кровь имеет ярко- красный цвет), наложите выше раны жгут, ближе к месту ранения, подложив под него чистую ткань, и затяните его до полной остановки кровотечения.

=Подложите под жгут записку с указанием времени его наложения (не более чем на 1-1,5 ч).

=Жгут нельзя закрывать повязками, одеждой.

=При венозном кровотечении (кровь имеет темный цвет) — для временной остановки кровотечения конечность поднимают вверх и на рану накладывают давящую повязку.

При носовом кровотечении

=Не запрокидывать голову назад, а наклонить ее вперед, удерживая при этом корпус в прямом положении, расстегнуть воротник и пояс.

=Высморкаться. Прочистить носовую полость от слизи и сгустков свернувшейся крови, но лучше проделать это под струёй воды.

=Зажать ноздри пальцами, большим и указательным минут на десять.

=Положить холодный компресс на нос и затылок.

=Можно вложить в нос ватный или марлевый тампон.

=Если спустя 5-7 мин кровотечение продолжается, зажмите ноздри опять и вызывайте врача.

При солнечном ударе

=При легком перегревании выведите больного в прохладное проветриваемое место, расстегните воротник, ремень, снимите обувь.

=Смочите ему лицо и голову холодной водой.

=Дайте выпить немного минеральной или слегка подсоленной воды.

=Уложите больного, приподняв ему голову; дайте холодное питье и разденьте.

=Положите на голову смоченное холодной водой полотенце и наложите холодные примочки на область шеи.

=До прибытия врача охлаждайте тело холодными примочками, пить давайте только после того, как больной придет в себя. При укусе змеи

=Не давайте пострадавшему двигаться.

=Успокойте укушенного: паника и возбуждение ускоряют кровоток

=Зафиксируйте с помощью шины укушенную конечность.

=Приложите к месту укуса растертые или разжеванные листья подорожника.

=Давайте обильное питье.

=Не прижигайте место укуса марганцовкой, не накладывайте жгут, не давайте

алкоголь.

При ужалении насекомыми (осами, пчелами и др.)

•При ужалении 1-2 насекомыми удалите пинцетом или ногтями мало

вместе с ядовитым мешочком (осторожно, чтобы не раздавить мешочек до извлечения жала).

• На место отека положите пузырь со льдом.

• Боль и воспаление облегчают: спиртовой компресс, примочки из тертого сырого картофеля, растирание ужаленного места свежим ломтиком чеснока.

• Если оса случайно попала в рот, нужно сосать кусочки льда, пить сильно охлажденную воду.

• Зуд от укуса комаров, пчелы (после вытаскивания жала) можно устранить, натерев кожу нашатырным спиртом, раствором питьевой соды (0,5 чайной ложки на стакан воды), или разрезанной луковицей, долькой чеснока, кашицей из поваренной соли, или млечным соком одуванчика.

При ушибе

• Обеспечить пострадавшему полный покой.

• Наложите на место ушиба холодный компресс

После термического или электрического ожога

• Ликвидируйте воздействие на тело человека опасного фактора.

• Нецелесообразно поливать обожженные поверхности кожи водой.

• Наложите на обожженный участок кожи сухую стерильную повязку.

• При ожоге глаза, сделайте холодные примочки из чая, немедленно вызывайте врача.

Что никогда не нужно делать при сильных ожогах:

— обрабатывать кожу спиртом, одеколоном;

— прокалывать образовавшиеся пузыри;

— смазывать кожу жиром, зеленкой, крепким раствором марганцовки;

— срывать прилипшие к месту ожога части одежды, прикасаться к нему рукой;

— разрешать пострадавшему самостоятельно двигаться;

— поливать пузыри и обугленную кожу водой.

При отравлении

• Дать пострадавшему 3-4 стакана воды или розового раствора марганцовокислого калия, для промывания желудка, чтобы вызвать рвоту.

Помощь при утоплении=Быстро извлеките пострадавшего из воды, Удалите изо рта ил, грязь.

• Поверните пострадавшего на живот, затем обеими руками трясите так, чтобы из дыхательных путей и желудка вытекала вода. Приподнимите за ноги, Начинайте делать искусственное дыхание. После появления самостоятельного дыхания, напоите пострадавшего горячим чаем, укутайте в одеяло.

При попадании инородного тела в дыхательные пути

• Освободите рот от остатков пищи пальцем, обернутым марлей, платком, повернув голову набок.

• Ударьте пострадавшего в межлопаточную область ладонью (не кулаком!) для освобождения проходимости дыхательных путей

Во время эпилептического припадка

• Немедленно вызывайте врача.

• Не пытайтесь удержать больного в момент судорог, приводить в чувство или переносить на другое место.

• Постарайтесь только придержать при падении во избежание травм.

• Уберите острые и твердые предметы, способные травмировать больного или случайно нанести травму вам.

При укусе собаки

• Не пытайтесь останавливать кровь (кровотечение способствует удалению слюны собаки из раны).

• Промойте рану чистой водой.

• Несколько раз продезинфицируйте кожу вокруг укуса йодом, раствором марганцовки, одеколоном, наложите повязку.

При переломе конечностей=Обеспечьте покой места переломаПри открытом переломе и наличии кровотечения остановите его при помощи давящей повязки или наложением жгута.

При обмороке

• Уложить на спину с опущенной головой и приподнятыми ногами. Расстегнуть воротник и пояс, обрызгать лицо водой, Дайте вдохнуть пары нашатырного спирта, одеколона, уксуса, В душном помещении откройте окно, обеспечьте доступ свежего воздуха.

При поражении электрическим током (молнией)

• Освободите пострадавшего от действия электрического тока, используя подручные средства (доска, палка, сухая одежда, предметы, не проводящие ток), выключите напряжение рубильником.

• Если пострадавший в сознании, без видимых тяжелых ожогов и травм, положите его на спину, расстегните стесняющую дыхание одежду.

• Не позволяйте двигаться. Не давайте пить — это вызовет рвоту и нарушение дыхания.

• При отсутствии сознания, но сохранившемся дыхании уложите пострадавшего на бок на твердую горизонтальную поверхность, обеспечьте приток свежего воздуха. Обрызгайте водой, разотрите и согрейте тело.

• Если нарушено дыхание и сердцебиение, немедленно приступайте к проведению искусственного дыхания и непрямому массажу сердца, не прекращайте их до полного появления самостоятельного дыхания и сужения зрачков или до прибытия врача.

При болях в области сердца= Больного необходимо уложить в постель и пригласить доктора.

При болях в области живота=Уложив больного в постель, вызывайте врача.

6. Пед.целеполагание и планирование в дол.

Уровни целей:
1. Цель всей системы летнего отдыха( Министерство) - оздоровление детей.
2. Цель конкретного лагеря
3. цель конкретного мероприятия
В дол существует система ценностей это то, на что должен ориентироваться вожатый:
Ценности: общие и личные.
Общие: ЗОЖ дружба любовь семья добро справедливость
Организуя Летний отдых необходимо помнить 
- что на первом месте стоят приоритеты, интересы прав и нужд каждого ребенка
- что государство является гарантом укрепления и сохранения физического, психического и духовно-нравственного состояние ребенка
Планирование- определение целей или тех средств которые необходимы для достижения результатов в определенные сроки.
Принципы планирования



Научность 
системность
учёт возрастных особенностей 

конкретность
учет материальных природных и иных условий


7. Особенности самоуправления в дол